В 1926 году в Москве произошло событие, которое потрясло весь научный мир. В квартиру известного ученого Михаила Булгакова ворвались люди в штатском и начали обыск. Они искали рукопись новой книги писателя "Собачье сердце", в которой рассказывалось о профессоре Преображенском, который пересадил гипофиз человека собаке.
Однако, мало кто знал, что за этим событием стояла реальная история, связанная с именем Ильи Иванова, советского ученого, который проводил эксперименты по скрещиванию человека и обезьяны. Иванов был убежден, что создание сверхчеловека, обладающего сверхспособностями, может стать ключом к решению многих проблем человечества.
В 1924 году умер Ленин, и это событие стало отправной точкой для экспериментов Иванова. Он отправился в Африку, чтобы найти обезьян для своих опытов, но столкнулся с множеством трудностей. Местные жители не хотели помогать ему, а привезенные обезьяны часто погибали от неизвестных болезней.
Для Иванова идея сверхчеловека была лишь маркетинговым ходом, чтобы получить финансирование для своих экспериментов, так как изначально его научные исследования не могли заинтересовать государство, — рассказывает сотрудник ФСБ России Александр Максимов.
Изначально Иванов планировал скрещивать человекообразных обезьян и шимпанзе, но теперь ставит перед собой более амбициозные цели: найти лекарство от старения, средство для повышения половой активности и создать нового сверхчеловека.
Идея сверхчеловека была задумана как источник большой и бесплатной рабочей силы, а также универсального солдата. В то время научное сообщество активно общалось с немцами, и эту идею подхватила нацистская Германия, выделяя огромные средства на подобные эксперименты.
Советские лидеры, едва пообщавшись с ученым мужем, готовы были встать в очередь, чтобы стать первыми подопытными. Кем из большевиков-революционеров Иванов займется в первую очередь? Их имена будут известны лишь узкому кругу посвященных, а пока профессор сам наносит визиты.
Он направляется к председателю Совнаркома, затем к Рыкову, после чего к Луначарскому. Его принимают ведущие деятели науки, он общается в Наркомате просвещения на Чистых прудах с выдающимися светилами научной мысли Советов, в частности, с Отто Юльевичем Шмидтом, полярником и математиком, человеком передовых взглядов. И, в общем-то, все понимают, что идея эта прекрасна, и как она раньше вообще не могла прийти в голову, хотя она ошеломила тех, кто слушал Илью Ивановича.
Таким образом, советская наука опережает европейскую. Генетик Валерий Ильинский отмечает, что в начале ХХ века вопрос улучшения рода человеческого как никогда актуален. Попытка скрестить homo sapience и обезьяну в то время означала бросить вызов знаменитой теории Дарвина, доказать или опровергнуть её, а ещё лучше — вывести новый вид человека.
"Собственно, хотелось взять от человека разумность, а от обезьяны – физическую силу, с одной стороны. С другой стороны, тогда шли достаточно большие исследования Африки и, в общем-то, в Африке отношение между человеком и обезьяной бывают, в том числе, и интимные", - рассказывает научный сотрудник Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН Валерий Ильинский.
Иванов готовится к экспедиции в Африку. Трое высокопоставленных чиновников с нетерпением ожидают его результатов. Отправка ученого проходит в духе шпионского романа. Официально новые проекты Иванова решительно отклонены, о чем сообщают все московские газеты. Через несколько дней в тех же изданиях публикуются обращения самого биолога, который ищет добровольцев для работы в Африке. Таким образом, создается прикрытие: профессор якобы отправляется в рядовой частный поход.
Пока Иванов искал в Африке подопытных, в Стране Советов на фоне его идей уже не казались такими абсурдными и другие генетические проекты. Так, было предложено создать общество "Дадим здорового ребенка", целью которого стало бы потомство с безупречным здоровьем и высоким уровнем интеллекта.
В это общество должны были вступать женщины добровольно, которые должны были отделить понятие "муж" от понятия "отец ребенка". Женщинам предлагалось создать коммуну, в которой был бы один или несколько гениальных людей или физически крепких мужчин, которые бы осеменяли эту коммуну. Женщины должны были рожать детей в определенные сроки, и затем эти дети, как в инкубаторе, передавались в детские сады, где им прививалась мораль советского гражданина.
В 1927 году Иванов вернулся в Москву, но его эксперименты не увенчались успехом. Он потерял почти всех своих подопытных обезьян, и его идеи были отвергнуты правительством. Однако Иванов не сдался и продолжил свои исследования в Сухуми, где ему удалось создать специальный заповедник для своих опытов.
В Африке Илья Иванов столкнулся с неожиданной проблемой. Поимка обезьян оказалась делом хлопотным. Местные охотились на них варварским способом: загоняли на дерево, разводили под ним костер и ждали, когда животное начнет задыхаться и упадет к их ногам. Ослабевшего примата еще избивали до полусмерти. Советский ученый допустить такого не мог, да и захватить таким образом удавалось только обезьян-подростков. Иванов выписал из Парижа крепкие сети и объявил награду за охоту гуманным методом.
Не удалось поймать нужных обезьян. Более того, с Ивановым ехал его сын, который, скорее всего, и принял участие в опытах по оплодотворению самок шимпанзе, так как эти самки были оплодотворены. Илья Иванович следил за процессом, при этом стараясь скрыть происходящее от местных жителей. Работа шла полным ходом, но в разгар экспериментов ученого отправили в сталинские лагеря, а его подопытные исчезли. Что пошло не так в той экспедиции?
К Иванову приехал журналист, который начал общаться с ученым. Илья Иванович ошарашил его своими откровениями. Журналист написал, что, видимо, народ, живущий в СССР, не очень устраивает кремлевскую элиту, и они решили заменить его новыми людьми, созданными таким образом.
Каким же образом Иванов создает сверхчеловека в африканских джунглях, не имея в своем распоряжении лаборатории и квалифицированных помощников?
Он делал искусственное осеменение самок обезьян человеческой спермой, он планировал делать осеменение женщин спермой обезьян, но ему на это разрешения не дали по этическим соображениям.
По другим данным, Иванов все же нарушает этические нормы. Он тайно пытается проводить искусственное осеменение своих пациенток-туземок, предварительно их усыпив, но об этом случайно узнают местные мужчины. Русских врачей, как ни странно, оставляют в живых, но женщинам запрещено приходить к ним на прием.
Африканский скандал становится известен в Москве. Академики шумят: он опозорил честь советского ученого. Создается специальная комиссия, чтобы расследовать эти опыты, но хода делу не дают. Партийная элита ждет результатов экспериментов Иванова. Кроме того, все помнят его прошлые заслуги.
Он зоотехник, то есть он разрабатывал методики искусственного осеменения. Кстати, эти методики были достаточно перспективными для своего времени. Почему, потому что на Западе еще не внедрялись, он опередил западную зоотехнию на 20-35 лет.
Эти методы стали мировой сенсацией. Из Германии, Австрии, Японии и даже Америки приезжали знакомиться с технологией русских.
Прежде всего, в сельском хозяйстве, потому что после мировой войны, после голода очень важны были работы, связанные с селекцией, с выведением сильных сортов растений, прежде всего, злаковых. Потом, очень серьезные работы велись по направлению коневодства, потому что в эти годы еще никто не отменял кавалерию. Думали о выведении сильной, выносливой, военной лошади.
Так, следуя методике Иванова, за один брачный сезон у лошадей жеребец мог оплодотворить не 20-30 кобыл, а 300-500. Ученый фактически спас советское сельское хозяйство и армию, а именно кавалерийские войска.
Иванов идет дальше. Он предлагает помимо этой услуги создать целую отрасль в стране – обезьяноводство. Советский Союз только что вышел из тяжелой Первой мировой войны. Страна разрушена, людей погибло миллионы.
После смерти Ленина, когда к власти приходит Сталин, он лично покровительствует разного рода секретным разработкам. Так, как охранялась информация по производству сверхчеловека, позже только охранялась тайна атомной бомбы.
Страна ставила перед собой цель создать гибрид, обладающий особыми свойствами: свойством физической выносливости, легкой покорности, уважения к вертикали власти. Предполагалось, что из всех вожделений самым главным будет половое. Предполагалось, что такой гибрид будет очень быстро расти, начиная с самого раннего возраста, и даже штрихами описывалась возможность сфер использования этих гибридов. Например, на тяжелых работах в шахтах или в качестве солдат.
Иванов спешит. В научном мире у него уже появляются конкуренты, ведь свою теорию он выдвинул еще в 1910-м на Международном конгрессе зоологов в Граце и произвел фурор среди ученых. Уже сразу в нескольких странах пытаются воплотить его идею на практике.
В Голландии был человек, который собирался это сделать, и в Польше был такой человек. И в Голландии достаточно быстро стал собирать деньги, пока королевская семья не узнала, в чем, оказывается, суть этих опытов. Потом они все-таки решили: нет, на это мы денег не дадим, это уже за гранью добра и зла. Более того, он еще остракизму подвергся. Илья Иванович даже деньги ему какие-то оставил, потому что этот человек был уже без средств к существованию, с ним никто не хотел иметь дела. А Илья Иванович был в более выигрышном положении.
1927 год. Москва. Возвращение Ильи Иванова из Африки. Друзья и ученики едва узнают профессора – он в ужасном состоянии, вид неряшливый, нос опухший, глаза красные, словно только что рыдал. От триумфатора, каким он был, когда отправлялся в Гвинею, не осталось и следа.
Как оказалось, ученый потерял почти весь свой драгоценный груз, а именно оплодотворенных обезьян, в погоне за которыми в джунглях едва не погиб его сын и из-за которых на него самого ополчились туземцы. Подопытные животные погибли от неизвестной болезни.
При вскрытии, когда самки пали, ничего, они совершенно были пустые, то есть беременности не было. А тех шимпанзе, которых он привез, с которыми он в России работал, там тоже ничего. Я думаю, что у него ничего не получилось.
Так же решили и члены правительства. Иванов понимает, чем это может обернуться. Деньги из госказны растрачены, а предъявить чудо научной мысли он не может. Выжили только четверо из дюжины. И он решает пожертвовать ими.
Обезьяны, которые все-таки были доставлены в советскую Россию и которые жили потом в Сухумском обезьяньем питомнике, они попали уже в Москву, их привезли на улицу Грановского, и там находились построенные новые здания от Наркомздрава, которые входили в Лечебно-санитарное управление Кремля. И там проводились операции по пересадке половых желез обезьян членам советского правительства, в общем, элите и знати.
Так кто были эти люди? И чем закончилась для них пересадка органов?
Возможно, это был Куйбышев, возможно, это был Менжинский – это был один из самых высокопоставленных сотрудников ОГПУ. Возможно даже, это был Алексей Максимович Горький, настолько это было все интригующе. Конечно, в случае с Горьким не произошло чуда, хотя он продолжал жить, а что касается других, то мы знаем, что они скоропостижно скончались
Вскоре поплатится жизнью за свои эксперименты и профессор. А пока операция проведена успешно. Иванов воодушевлен – ему снова доверяют. Ему предоставляют специальный заповедник в Сухуми для дальнейших работ.
Сейчас понятно, что в целом от генома человека обезьяны сильно отличаются. Основное отличие в том, что просто разное количество хромосом у человека и обезьяны. У человека 23 пары, а у обезьяны 24 пары хромосом. Даже если теоретически можно создать такую гибридную клетку, в которой будут хромосомы человека и обезьяны, сразу бы возникли проблемы с размножением этой клетки, делением этой клетки. Гибрид был бы все равно стерилен.
В Сухуми же опыты снова идут полным ходом. Здесь даже не приходится утаивать суть экспериментов. У Иванова нет отбоя в донорах спермы и в суррогатных матерях, готовых выносить гибридного малыша. Люди стремятся поработать во благо советской науки бескорыстно.
Но Иванову подопытных недостаточно. Снова нужны обезьяны. И он решает переехать со всей Сухумской лабораторией в уже знакомую африканскую Гвинею. Согласовывать отъезд с партией профессор опрометчиво не стал. Сталин в шоке.
По приказу вождя НКВД срочно вызывают ученого в СССР. Уверяют, что это важно, речь пойдет о судьбе его экспериментов. Иванов бросает все и мчится в Москву. На вокзале его арестовывают. А в это же время в стране разворачивается первое дело врачей. Один за другим таинственно умирают партийные деятели. Ведется расследование. Скончались и пациенты Иванова.
Сталин увидел, что врачи могут быть опасным оружием этого класса подавленного капиталистического, который будет проводить какую-то свою тайную политику там, находясь в операционных, или неправильное лечение применять, которое тоже может человека довести до смерти. И конечно, это отразилось и на судьбе Ильи Ивановича Иванова. Он был схвачен, ему инкриминировалась попытка реставрации капиталистического строя в СССР, хотя у него для этого были всего лишь инструменты зоотехника.
Иванов получает пять лет лагерей, но за него заступаются видные академики Вавилов и Павлов, и через два года его амнистируют. Это время он проводит в ссылке в Казахстане. Но остановились ли на этом эксперименты? Как ни странно, нет.
Останавливать профессора не стали. В Алма-Ате в закрытой шарашке, как называли в советские годы научотделы при зонах, он продолжает свои исследования. Идея Иванова скрестить человека и обезьяну, даже с точки зрения современной науки, не кажется такой уж надуманной. К примеру, некоторые ученые считают, что СПИДом люди заразились вовсе не от укуса шимпанзе.
Сведения о том, как погиб ученый, разнятся. По одним данным, Иванов умер от гриппа, по другим – от инсульта. А в Сухуми до сих пор живет легенда, что он стал жертвой охранника, который сошел с ума, присматривая за подопытными профессора. Однажды сторож выпустил всех обезьян, а Иванова нашел и застрелил.
Перед самым отъездом в Москву он скоропостижно скончался. И примечателен тот факт, что секретность была настолько высока, что некролог о его смерти появился только спустя год.
Детище Иванова – Сухумский питомник - было уничтожено. Правда, произошло это уже в 90-е годы. Тогда прыгающие по городским улицам шимпанзе были здесь обычным явлением. Они сбегали, их отыскивали и отстреливали. Сухумцы вздрагивали от этих выстрелов по ночам. Ходили слухи, что на обезьянах испытывали новые лекарства и даже бактериологическое оружие. Идеи профессора к тому времени были уже забыты.
Уничтожает свое детище и профессор Преображенский. У героя повести Булгакова, в отличие от профессора Иванова, эксперимент получился. Вот только новый подвид homo sapience оказался воплощением не лучших, а худших качеств человека.
Судьба питомцев профессора неизвестна. Официальная версия гласит, что они погибли, но есть мнение, что некоторым подопытным удалось выжить. Якобы, загадочный снежный человек – это результат как раз экспериментов Иванова.
Сегодня идеи Иванова продолжают жить. В мире проводятся эксперименты по созданию сверхчеловека, и ученые ищут способы улучшить природу человека. Однако, современные технологии позволяют делать это более безопасно и эффективно, чем это было возможно в начале XX века.
Таким образом, история Ильи Иванова остается одной из самых загадочных и противоречивых страниц в истории науки. Его эксперименты были смелыми и амбициозными, но они также привели и к трагическим последствиям.