Найти в Дзене
К.О.Д. ХХ век

Константин Алексеевич Коровин (1861–1939)

Русский живописец редкого многогранного дарования — один из наиболее сильных представителей Серебряного века — театральный художник, педагог и писатель. В возрасте 14 лет Константин Коровин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества — того самого, про которое Борис Пастернак позже написал в своей поэме «1905 год»:   «Мне четырнадцать лет, Вхутемас Еще — школа ваянья В том крыле, где рабфак, Наверху, Мастерская отца…» Однако живопись влекла Коровина сильнее, чем архитектура, и вскоре он перевелся на живописное отделение.  Любовь к пленэру и особенную манеру изображения неброской русской природы художник перенял у своего учителя, выдающегося русского пейзажиста Алексея Саврасова. Одной из первых успешных картин Коровина стала «Ранняя весна»; хронологически она продолжает работу учителя «Грачи прилетели». На картине изображены задворки русской деревни. Простой, ничем не примечательный уголок очень лиричен, открывает зрителю душу русской природы.

Русский живописец редкого многогранного дарования — один из наиболее сильных представителей Серебряного века — театральный художник, педагог и писатель.

В возрасте 14 лет Константин Коровин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества — того самого, про которое Борис Пастернак позже написал в своей поэме «1905 год»:

 

«Мне четырнадцать лет, Вхутемас

Еще — школа ваянья

В том крыле, где рабфак,

Наверху, Мастерская отца…»

Однако живопись влекла Коровина сильнее, чем архитектура, и вскоре он перевелся на живописное отделение. 

Любовь к пленэру и особенную манеру изображения неброской русской природы художник перенял у своего учителя, выдающегося русского пейзажиста Алексея Саврасова. Одной из первых успешных картин Коровина стала «Ранняя весна»; хронологически она продолжает работу учителя «Грачи прилетели». На картине изображены задворки русской деревни. Простой, ничем не примечательный уголок очень лиричен, открывает зрителю душу русской природы. «Раннюю весну» Коровина по композиции сопоставляли с «Московским двориком» Василия Поленова. Но если у Поленова на переднем плане изображена спокойная развилка тропинок, то диагональ Коровина идет справа вверх налево — против «легкого» движения руки —прием подчеркивает, что весна именно ранняя, и ей трудно вступить в свои права.

-2

-3

-4

В 80-х годах XIX века Коровин увлекся новым для России живописным течением; его работу «Портрет хористки» называли «первой ласточкой русского импрессионизма».

-5

Василий Поленов познакомил Константина Коровина с меценатом Саввой Мамонтовым, в 1884 году художник вошел в его Абрамцевский кружок. Именно здесь, сотрудничая с оперой Мамонтова, Коровин попробовал себя как театральный декоратор. Позже он на долгие годы стал главным сценографом России. Коровин оформлял постановки Мариинского театра в Санкт Петербурге, Большого театра в Москве и театра «Ла Скала» в Милане.

-6

Отдельное место в творчестве Константина Коровина занимал Париж, где он бывал несколько раз. Художник написал множество пейзажей французской столицы, открыл русскому зрителю этот романтичный и загадочный город, родину импрессионизма.

-7

-8

-9

-10

Революция 1917 года подвела определенную черту в творчестве Коровина. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на две картины, написанные в эпоху «серебряного» века: «Портрет Ф. И. Шаляпина» и «Гурзуф». Человек с таким художественным ви́дением мира вряд ли мог радостно принять перемены. В конце 1922 года художник получил разрешение выехать во Францию, где поселился в парижском пригороде Булонь-Бийанкур. Официально считалось, что Коровин уехал лечиться и заодно провести свою персональную выставку. Однако в СССР он так и не вернулся.

-11

-12

-13

За границей художник ностальгировал по родине. Сильное ухудшение зрения заставило Коровина отказаться от занятий изобразительным искусством. Обладая незаурядным литературным даром, он начал писать воспоминания о детстве и юности, рассказы о своих друзьях. Многие художники того времени говорили о том, как прекрасна русская природа, как она склоняет к мыслям о жизни, которых не хватает Западной Европе. Коровин попал в струю; его сочинения продавались даже лучше, чем картины. Россия, отрезанная границей мировоззрений, навсегда осталась для него сплошной северной идиллией.

-14

-15

-16

Время подвело итоги. Бывшая дача художника в Гурзуфе стала Домом творчества имени К. А. Коровина.