Князья Скопины-Шуйские
Считается, 8 (18) ноября 1586 (или 1587) родился самый яркий русский воевода Смутного времени – князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. Я может быть в дате немного и сомневаюсь, но чем не повод поговорить. И начать следует с предков Михаила.
Или даже нет, сразу с его родства с царем Василием IV Шуйским. В книжках часто пишут просто «племянник царя». Но честно говоря, по мужским линиям эти два деятеля Смутного времени разошлись далеко. Их родство четвероюродное (смотрите родословную схему ниже). То есть да, племянник, но четвероюродный. Это по нашим меркам уж и не родство вовсе.
Вообще роду князей Шуйских я в своем месте уделил пять очерков. Вот конкретно очерк о Скопиных:
Что линия царя Василия, что Михаила Скопина – обе они идут от суздальско-нижегородского князя Василия Кирдяпы – современника Дмитрия Донского. Более того, Дмитрий Донской был женат на сестре Василия Кирдяпы.
Две линии разошлись при правнуках Кирдяпы. Причем линия Скопиных была старшей, а «классических» Шуйских младшей.
Василий Бледный. Прапрадед
Тот правнук, от которого пошли Скопины звался Василий Васильевич Бледный, Рюрикович в XVIII колене (15 раз «пра» внук Рюрика). Родился он около 1439 года, умер после 1492 года.
На страницах истории Василий Васильевич появляется только в 1470-х годах в связи с походом Ивана III на Новгород. Вот что говорится в «Истории» Карамзина:
«Псковитяне желали себе в Наместники Князя Василья Васильевича Шуйского: Иоанн отправил его к ним из Торжка и велел, чтобы они немедленно вооружились против Новагорода. <…>
Иоанн велел, и Князь Шуйский, взяв осадные орудия — пушки, пищали, самострелы, – с семью Посадниками вывел рать Псковскую, которой надлежало стать на берегах Ильменя, при устье Шелони».
То есть накануне похода 1477 года Василий Бледный был наместником в Пскове. С псковским ополчением и нарядом (артиллерией) он и выступил в поход.
Далее Василий Васильевич упоминается и как новгородский наместник, и как нижегородский. Только если летописцы того времени подобно журналистам нашего времени не путали два Новгорода – Великий и Нижний.
Василий Бледный продолжал служить и воеводой в поле. Воевал против Ливонского ордена, против Литвы. Последний раз упоминается в 1492 году.
Похоронен князь Василий Васильевич в городе предков, в Нижнем Новгороде. До сих пор в одном из аркосолий Михаило-Архангельского собора кремля (построен в XVII веке) написано его имя.
Скопа и первый Скопин (дед героя)
В «Бархатной книге» у князя Василия Васильевича Бледного называются трое сыновей:
«А у Князь Василья Васильевича дети:
Князь Юрий, мал умре.
Да Князь Иван Хрен, бездетен.
Да Князь Иван Скопа; от него пошли Скопины».
Таким образом прозвищем Скопа обзавелся его сын Иван Васильевич. Кстати, не его ли имя стоит рядом с именем Василия Васильевича в аркосолии?
«Скопа» – это скорее всего от хищной птицы семейства… скопиных. Однофамильцы, выходит. От схожести характера с хищников пошло прозвище или от обилия этих птиц во владениях князя? Кто ж теперь узнает?
Только об Иване Скопе известно очень мало. Служил воеводой в полках при Иване III и Василии III. Боярин. Последнее упоминание 1519 год. Судя по всему, нынешний город Скопин в Рязанской области – его владение.
Больше известий у нас о сыне Скопы Федоре Ивановиче Скопине-Шуйском. Жил и активно действовал в эпоху малолетства Ивана IV, пока еще не Грозного. Во время Стародубской войны с Литвой (1534-1537) был воеводой. В Вязьме, а затем Сторожевого полка. В 1540 году первый воевода Большого полка – значительное отличие.
Федор Иванович являлся членом триумвирата Шуйских, правивших от имени малолетнего великого князя Ивана до переворота декабря 1543 года. И если один член триумвирата Андрей Михайлович Шуйский (кстати, дед царя Василия IV)в перевороте погиб, то Скопин выкрутился.
Более того, в 1544 году Скопин пожалован боярством. И продолжал то сам возглавлять Большой полк, то числиться вторым воеводой при брате Ивана Грозного. Оставался в великой чести до самой смерти около 1557 года.
Похоронен Федор Иванович Скопин-Шуйский в Рождественском соборе Суздаля (родовой город Шуйских). Будете там, обратите внимание на гробницы справа от входа.
Василий Федорович Скопин-Шуйский. Отец героя
Судя по родословным, единственным (по крайней мере, дожившим до совершенных лет) сыном первого Скопина являлся Василий Федорович. Год рождения неизвестен. Зато это был настоящий боевой воевода.
В 1577 году Василий Скопин воевода Сторожевого полка в царском походе на Ливонию. Затем назначен собирать ратников (подкрепления/пополнения) в Новгороде. В 1579-1582 годах воевода в Пскове.
Надо ли пояснять, что это значит? Хорошо, объясню. Это значит, что Василий Федорович Скопин-Шуйский являлся одним из руководителей обороны Пскова от войск польского короля Стефана Батория в 1581-1582 годах.
Правда, исторически главным героем обороны признан его «коллега» и дальний родич Иван Петрович Шуйский. Но как бы то ни было, а оборона была героическая и успешная. И не зря ее руководители получили от царя почет.
В 1584 году Василий Федорович стал наместником в Новгороде. Мы не знаем, когда именно женился Скопин на дочери князя Татева. Знаем только, что в 1586/1587 году родился у четы единственный сын Михаил Васильевич Скопин-Шуйский.
Умер Василий Федорович в 1595 году, приняв перед смертью схиму под именем Ионы. Похоронен в том же Суздальском Рождественском соборе. Под полом, рядом с гробницей отца.
Так на исходе царствования царя Федора Иоанновича остался наш Миша сиротой. Но сиротой с хорошими стартовыми данными. С именем и имением.
Продолжение:
------
Все очерки рубрики "Русские полководцы":