В 20 веке возникли вопросы о доверии к автономии сознания, особенно в контексте влияния внешних и внутренних факторов. В центре внимания статьи — идеи Мишеля Фуко и Ролана Барта, которые объявили о "смерти автора" и его превращении в "функцию-автора", что значит, что автор теряет контроль над значением своего текста, а его роль становится второстепенной. В тексте также представлена альтернативная точка зрения Сэмюэла Джонсона. Он считает, что обращение к тексту не должно исключать признание ценности автора. Таким образом, теория литературы предлагает разнообразные взгляды на роль автора, позволяя каждому находить свои ответы на вопросы о значении и интерпретации текстов.
В 20ом веке поднимается вопрос о том, как мы можем доверять автономии сознания, если оно находится под влиянием внешних или внутренних факторов. В это время во Франции разворачивается социальный кризис на фоне леворадикальных студенческих выступлений.
Именно в этот период, на самом пике студенческого восстания, выдающийся мыслитель Франции Мишель Фуко пишет эссе под названием «Что такое автор?», заявляя, что автор — просто фикция. И дело вовсе не в том, что автор не существует как явление. Вопрос вот в чём: во-первых, как нам определить присутствие автора, и, во-вторых, должны ли мы прислушаться к авторитету автора, определяя смысл текста. Если автор — функция, значит, он проявляется на уровне восприятия текста. Таким образом, автор присутствует не как самобытное сознание, к которому мы обращаемся в поисках смысла, а как функция передачи информации. Он просто начинает дискуссию, развивает мысль, и для этого необязательно в дальнейшем преклоняться перед ним. Фуко также ввёл концепт «основоположник дискурсивности», когда ему нужно было обратиться к словам какого-нибудь цитируемого автора, чьё имя стало ассоциироваться с какой-либо темой — дискурсивным полем. Однако впоследствии он признал, что отличить основателя дискурсивности от влиятельного автора довольно сложно, из-за чего во взглядах Фуко прослеживаются двойные стандарты.
Позже к его скептицизму присоединяется и Ролан Барт, который говорит о смерти автора. Ролан Барт считал, что мы рассматриваем текст как структурированный объект или как объект, который, имея структуру, выходит за её рамки. Позиция Барта такова: автор — это даже не авторская функция, так как его голос слишком трудно распознать среди миллионов других, ведь в тексте могут выражаться и чужие идеи. Когда мы подразумеваем, что говорит не поэт, а, например, персонаж рассказа или иного рода повествовательное лицо, мы лишаем его субъективного видения говорящего. После публикации работы автор «умирает», а его произведение продолжает жить в сознании читателей, которые могут по-разному интерпретировать его труд. Присвоить тексту автора — значит замкнуть письмо, наделив его окончательным значением.
В 1969 году автор, по мнению Барта и Фуко, нужен был для того, чтобы контролировать, как читаются тексты. Оба они настаивали на том, что влияние автора является ограничением вариантов интерпретации смысла текста для читателя.
Одним из следствий смерти автора и превращения в функцию-автора, по мнению Фуко, является то, что автор не имеет правового статуса. А как же авторское право и право интеллектуальной собственности? Тут важно учитывать интеллектуальный контекст: авторское право — это изобретение капитализма. Это означает, что у меня есть право собственности на свою работу. С исчезновением капиталистической мысли исчезает и автор; следовательно, исчезают и авторское право, и право интеллектуальной собственности.
Таким образом, для Фуко и Барта это альтернативное понятие «функция-автор», подрывающее любой возможный авторитет, становится источником свободы в то время, когда им в спину дышали полицейские.
Однако есть и другая точка зрения. Сэмюэл Джонсон считал, что мы всегда считаемся с авторитетом автора. Мы не подчиняемся его власти в том смысле, как подчиняемся власти полицейского с дубинкой, как это понимают Фуко и Барт. Речь идёт о том, как мы прислушиваемся к человеческой душе. Джонсон пытается донести, что обращать внимание только на текст и качество исполнения — это, конечно, хорошо, но в то же время мы не хотим забывать о собственной ценности. Мы стремимся оценить человеческие возможности как можно выше, поэтому к авторитету создателя относимся с уважением, а не трясёмся перед ним от страха.
Теория литературы старается ответить на многие вопросы, в числе которых: «Что такое автор и какова его роль?» Одним из преимуществ этой науки является то, что каждый может быть по-своему прав.
Перевод подготовлен в рамках совместного проекта с Университетом науки и технологий МИСИС.
Переводчик: Оксана Дьяченко
Редактор: Виктория Гусева
Руководитель проекта: Евгения Горн