Хотя многие люди утверждают, что знают, как выглядел Иисус Христос, основания для этого предположения весьма ограничены.
Распространенный образ Иисуса - с овальным лицом, прямым носом, голубыми глазами и длинными светлыми волосами - происходит из икон. Однако иконы вовсе не являются портретами в современном понимании.
Традиция писать иконы Христа возникла спустя столетия после его распятия.
Ранние христиане избегали изображений Бога или Его Сына, так как это было запрещено Священным Писанием. Кроме того, в Евангелиях, служащих основным источником сведений о жизни и учении Иисуса, нет подробного описания его внешнего вида.
Лишь когда христианство распространилось за пределы Иудеи, появились символические изображения, заменявшие Божественную фигуру.
Суровое предупреждение из Ветхого Завета: "Не произноси имени Господа Бога твоего всуе" - применимо и к изображениям.
Иисус был рыбой?
Первоначальные изображения Иисуса могут вызвать удивление. Вместо традиционной иконы христиане изображали Христа через такие символы, как:
- Рыба (Ихтис): Сокращение от греческого "Ихтис", означающего "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель".
- Агнец Божий: Представляет жертвенную природу Иисуса.
- Якорь надежды: Символизирует крепкую веру.
- Дельфин: Изображает спасающую силу Иисуса, подобно тому, как дельфины спасают утопающих.
- Пеликан: Представляет самоотверженную любовь Иисуса, который питает своих последователей кровью своего собственного тела.
Примечательно, что эти ранние символы не включали изображение человекоподобного Иисуса, как это стало принято в более позднем искусстве.
Поиск настоящего образа
Европейское искусство оказало значительное влияние на изображение Иисуса Христа. Греки и римляне, воспитанные на античной культуре, перенесли на Его образ свой эстетический канон.
Первая известная фреска с изображением Иисуса была создана в IV веке в римских катакомбах святой Коммодиллы.
Иисус представлен как молодой человек с темными кудрявыми волосами, аскетичным лицом и большими печальными глазами. Аналогичный образ запечатлен в скульптурах того времени, изображающих Иисуса как Доброго Пастыря с ягненком на плечах.
Помимо этого, существует предание о создании святым Лукой портрета Иисуса. Согласно легенде, такой портрет находится в Ватикане, вместе с реликвией - лестницей из дворца Понтия Пилата. Однако эти утверждения не подтверждены достоверными источниками.
Отсутствуют также подробные описания внешности Иисуса в Священном Писании. Его ученики уделяли больше внимания Его словам и деяниям, а не описанию физического облика.
В раннем христианстве внешность Иисуса не была предметом особых споров, но с течением времени возникли разногласия. Некий Цельс, описывал Иисуса как лишенного внешней привлекательности. Ориген в ответ подчеркивал благородство Его выражения.
В то время некоторые иконы изображали Иисуса непривлекательно: бледное лицо с горбинкой, короткий нос, маленькие глаза, толстые щеки и жидкие светлые волосы. Он казался безэмоциональным и отталкивающим, даже уродливее, чем персонажи на катакомбных фресках.
Возможно, недовольство внешностью Иисуса породило эпоху иконоборчества, когда все существующие иконы были уничтожены. Только в 787 году на VII Вселенском Соборе иконопочитание было восстановлено.
Тогда возник вопрос, как изображать Иисуса и какой национальности его сделать. Поскольку "Бог не имеет национальности", проблему решили таким образом. Кто-то даже выдвинул крамольную теорию о том, что отцом Иисуса был греческий легионер Пандера (Пантера). В итоге в Византии Иисус стал изображаться с ярко выраженными греческими чертами.
В других европейских странах Иисуса наделяли национальным колоритом. В XV веке появилось письмо, якобы написанное женщиной, которая лично видела Иисуса. В нем описывался человек среднего роста, с прекрасной осанкой и благородными чертами лица. Его взгляд был пронзительным, глаза голубовато-зеленые. Несмотря на то, что современные ученые считают это письмо подделкой, именно такой облик Иисуса стал принят в Европе.
В течение многих лет Иисус изображался как прекрасный шатен с ясным взором и правильными чертами лица, весьма далекими от непривлекательных описаний того времени.
Современный образ Христа
С наступлением XX века стремительно развивались науки и технологии, что пробудило интерес к восстановлению истинного образа Христа. В Италии хранится Туринская плащаница, предположительно покрывавшая тело Христа, где, как считалось, отпечатался его лик. Хотя впоследствии плащаница была признана средневековой подделкой, ее использовали для воссоздания внешности Иисуса.
Удивительно, но результат показал ярко выраженные европейские черты: прямой нос, красивые глаза и губы, вьющиеся волосы и борода. Этот образ удивительно совпадал с существующими иконами. Однако он пришелся по вкусу не всем.
Британско-израильская группа патологоанатомов и программистов предположила более вероятный облик Христа с семитскими чертами. Они использовали череп неизвестного иудея из времени и региона, где жил Иисус. Многие верующие смутились этого образа Сына Божия.
Американский художник-компьютерщик Даунинг пошел дальше и создал трехмерное анимированное изображение Иисуса на основе все той же Туринской плащаницы. Этот Иисус заметно отличался от мужественных героев предыдущих реконструкций. Он обрел более мягкие черты, приближаясь к семиту, но при этом отличаясь привлекательностью от творения британско-израильских исследователей.
А как вы думаете, какой была внешность Иисуса?
Читайте еще: