Ежегодно 18 ноября Латвия отмечает свой самый главный праздник - День провозглашения независимости. Хотим вспомнить, как встречали важную дату, что дарили и что говорили в этот день в разные годы.
Независимость: начало
Как известно, 18 ноября 1918 года на заседании в нынешнем Национальном театре Народный Совет провозгласил Латвийскую Республику.
По этому поводу будущий первый премьер-министр страны Карлис Улманис сказал: "Если работать сообща, то нет сомнения, что работа приведет к цели. Удастся залечить раны, что нанесла война. Расцветет опять сельское хозяйство, наша промышленность и торговля, возобновится жизнь во всей нашей родине и превзойдет все, что до сих пор у нас было. В этой работе могут принять участие все граждане Латвии, и все будут наслаждаться преимуществами, которые связаны с нашей независимостью… будет демократическое государство правды, в котором не будет места ни для угнетения, ни для несправедливости".
Первую годовщину латвийской независимости отмечали скромно, потому что на территории страны еще шли боевые действия. На двух фронтах - германском и большевистском. Так они обозначались в сообщениях штаба для прессы.
В самой Риге начальник военной полиции капитан Дамбекалнс распорядился: "Приказываю 18 ноября сего года в день провозглашения государства держать закрытыми все торговли и магазины, за исключением торгующих съестными припасами. Торговли съестными припасами должны быть открыты от 9 утра до 12 часов дня. Виновные в неисполнении сего распоряжения будут привлечены к ответственности в административном порядке".
Было и торжественное заседание, на котором Улманис сказал: "Второй год существования Латвия не знает еще мира и благосостояния. Но мы сознаем свою мощь и свою силу, и это сознание дает нам верный залог того, что мы есть, мы останемся и будем".
Пятилетие 18 ноября 1923 года отметили парадом на Эспланаде. Участвовали пехота, кавалерия, артиллерия и 5 бронированных автомобилей. Сообщалось, что танки не принимали участие, так как почва площади сделалась слишком рыхлой от дождей, а аэропланы - из-за сильного ветра. Но салют был - 21 залп.
Президент Янис Чаксте произнес речь, в которой сказал: "Государство, где одна группа стремится к покорению другой, навязывая ей свою волю, не может существовать. Были и у нас раздоры и недоразумения, но в случае надобности мы шли вместе, и в этом залог нашей силы. Этого мы должны и впредь придерживаться".
Тем не менее, в разных местах столицы были разбросаны листовки, где от имени "Латвийского национального клуба" призывали бороться с засильем евреев и бойкотировать еврейские магазины.
18 ноября 1931 года на праздновании 13-й годовщины в Риге был торжественно заложен памятник Свободы.
18 ноября 1933 года на праздновании 15-летия провозглашения Латвийской Республики Карлис Улманис сказал: "В тяжелый момент Латвия доказала, что она заслужила свою независимость, и никто не осмеливается думать, что этой независимости ее могут лишить".
16-летие независимости 18 ноября 1934 года отмечали после государственного переворота, совершенного Карлисом Улманисом 15 мая. В этот день в рижских кинотеатрах "Форум" и "Палладиум" началась демонстрация первого латвийского полнометражного художественного фильма "Сын народа".
"Картина за картиной на экране показывают судьбу нашего народа - через ужасы войны и большевиков до светлого возрождения 15 мая. На этом фоне разворачивается любовный роман Майи между латвийским офицером и большевистским комиссаром, но в конце Майя возвращается к своему народу", - писала пресса.
18 ноября 1935 года, в день 17-й годовщины, в Риге был торжественно открыт памятник Свободы. В то же утро некто Янис Карклиньш, проходя по улице Вингротаю, заметил на берегу столичного канала завернутый в бумагу предмет. Из любопытства он тронул предмет тростью, после чего последовал оглушительный взрыв. Подоспевший полицейский обнаружил Карклиньша без сознания, окровавленным, с обгоревшим лицом и одеждой. Высказывалась версия, что взрывное устройство было оставлено членами фашисткой организации "Перконкрустс", и оно должно было приплыть по каналу к памятнику и взорваться во время парада, но виновных не нашли.
18 ноября 1938 года очень помпезно отметили 20-летие Латвийской Республики. Президент Карлис Улманис произнес три речи. В одной из них он сказал: "Программу нашего будущего создают наши нынешние труды и достижения. Только трудом и усердием, смелостью и энергией движется вперед каждый человек и целые народы. Нет другого пути, который ведет к свободе, безопасности и благосостоянию".
Пресса с умилением писала о 10-летнем мазпулке (мазпулки - организация, подобная советским октябрятам), который подарил президенту большой подсвечник с 20 свечами - как символ 20 лет независимости.
18 ноября 1939 года состоялось последнее довоенное официальное празднование годовщины провозглашения Латвийской Республики. Карлис Улманис сказал: "Латвия станет еще более национальной, государство и государственная жизнь будут еще более латышскими".
Независимость: война
В 1940 году 18 ноября в Латвии официально не отмечалось. Тех, кто пытался сделать это в центре Риги, задержали работники НКВД. В протоколах наркомата 18 ноября было названо "национально-фашистским праздником".
18 ноября 1943 года немецкие оккупационные власти разрешили отпраздновать 25-летие уже не существовавшей Латвийской Республики. Школы и предприятия в этот день закончили работу раньше, прошли богослужения и концерты. В Риге с речью выступил генеральный директор латвийского самоуправления Оскарс Данкерс: "С бесконечными надеждами латыши ждали, когда придет тот день, когда им поможет начатая Великой Германией борьба за новую Европу. 22 июня 1941 года немецкие вооруженные силы начали свой военный поход на восток, прежде всего освободив народы побережья Балтийского моря от власти Советского Союза". И так далее.
Это было последнее официальное празднование 18 ноября в Риге до начала "перестройки" в СССР.
Новая независимость
В 50-80-х годах этот день массово отмечали только зарубежные латыши, в том числе устраивая у советских диппредставительств акции и демонстрации. Последняя, наверное, была 18 ноября 1987 года, когда в Вашингтоне два латыша с криком "Свободу Латвии!" зацементировали себе ноги напротив советского посольства. В Латвии этот день отмечали тайно, тайно ходили с красно-бело-красными ленточками, по ночам вывешивали соответствующие флаги, а КГБ их утром снимал.
18 ноября 1987 года у памятника Свободы в Риге были зафиксированы первые столкновения сторонников латвийской независимости с милицией.
Но уже 18 ноября 1988 года состоялось первое послевоенное официальное празднование годовщины провозглашения Латвийской Республики. Член ЦК Компартии Латвии народный поэт Янис Петерс, выступая в оперном театре, рассказал о будущем: "Крестьяне, которые обретут чувство хозяина, вспахивая поле в агрофирме, колхозе или на индивидуальной ферме/хуторе, обеспечат полный стол своему народу. Если же какие-то чуждые, враждебные латвийской земле силы лишат нас этого чувства хозяина, они же сами и пострадают, так как крестьянин Латвии их больше не накормит. Рабочие, получив достойные XX века технологию и орудия труда, в свою очередь, создадут экономически логичную промышленность. Такая промышленность будет способна обойтись без вербовки рабочих в других регионах, поскольку это будет современная промышленность с высоким уровнем интенсификации. Отпадет необходимость рассуждать о закрытии границ, ведь Латвия попросту не будет нуждаться в приглашенных рабочих. А где не станет нужды в гонимых отчаянием, покидающих свою родину людях, там стабилизируется структура населения и национальные отношения выйдут на новое качество".
18 ноября 1989 года полмиллиона человек собрались на набережной Даугавы, чтобы отметить 71-ю годовщину провозглашения Латвийской Республики. Больше столько никогда не собиралось. На манифестации было утверждено открытое письмо президентам США и СССР от латышского народа.
18 ноября 1991 года, после восстановления независимости, в Риге на Домской площади прошел торжественный митинг, организованный Народным фронтом. А в зале филармонии состоялось торжественное заседание. Председатель Верховного Совета ЛР Анатолий Горбунов в своей речи сказал: "Думаю, ни у кого нет сомнений, что судьба латвийского государства и латышской нации будет зависеть от того, какое примирение наступит между латышами и русскими. Никогда не будет крепким то государство, в котором ограничиваются права большей части жителей".
А празднование 18 ноября 2008 года, когда отмечалось 90-летие, отмечено отдельной строкой в новейшей истории. Именно тогда президент Валдис Затлерс в торжественной речи сказал: "Борьба за независимость нашего государства, за право нашего народа на самоопределение, за наш язык и сохранение латышскости никогда не закончится".
К 90-летнему юбилею страны в течение полугода создавали Пояс единства - длинную ленту, на одной стороне которой был изображен орнамент Лиелвардского пояса, а на другой - пожелания Латвии. 14 ноября огромный пояс в виде лабиринта был выставлен на Эспланаде в Риге.
К 18 ноября 2009 года группа единомышленников предложила ввести традицию. В 21 час по латвийскому времени всех латышей, а также тех, кто чувствует себя причастными, призывали одновременно исполнить гимн Dievs, svēti Latviju! Одновременно во всех странах мира. Тогда эта идея не получила поддержки.
Накануне 18 ноября 2010 года у вышеупомянутой группы единомышленников возникла новая идея: в день праздника жители Латвии должны собраться, чтобы вместе сварить и съесть общий суп. "Это процесс, который создает чувство общности. Именно такое, которое необходимо в государственный праздник", - уверяли авторы идеи. Но в жизнь она так и не воплотилась.
18 ноября 2012 года президент Андрис Берзиньш в речи у памятника Свободы сказал: "Если мы хотим сами, подчеркиваю, сами принимать решения о будущем нашей Отчизны, настал последний момент, чтобы стать сплоченными и решительными, чтобы отбросить клише и закоснелые понятия о латышской идентичности, о своих и чужих, потому что все народы, для которых эта земля стала домом, уважают наш язык, традиции и символы, они доказали, что умеют работать вместе и брать в решающий момент на себя ответственность за свою страну…"
Тем же вечером в торговом центре Riga Plaza был выставлен самый большой торт в странах Балтии, сделанный в виде автомобиля. Для его создания использовали более 2000 куриных яиц, 400 кг сливочного крема, 240 кг специального бисквита, около 50 кг теста пипаркукас и 40 кг клюквенного варенья.
18 ноября 2014 года президент Андрис Берзиньш в праздничном выступлении у памятника Свободы сказал, что именно сегодня нужно сказать спасибо всем жителям Латвии, латышам и людям других национальностей, которые верили в Латвию на всех поворотах ее истории.
Вечером несколько тысяч человек пришли на Эспланаду в Риге, чтобы попробовать еще один грандиозный торт. Организаторы акции назвали свое творение "самым большим тортом в Латвии всех времен", обозначив его площадь в 38 квадратных метров, а вес - в 1,2 тонны. Кондитерское изделие предполагалось разделить на 12 тысяч кусочков. Хватило ли торта на всех желающих - история умалчивает.
Независимость: 100 лет
Ну а празднование 100-летнего юбилея независимости Латвийской Республики ознаменовалось грандиозным скандалом. 18 ноября 2018 года поначалу все шло в ожидаемом режиме - день торжества начался с дежурных речей политического руководства. Представители правящей верхушки дружно заявляли, что Латвия - это земля латышей, а 18 ноября их объединяет.
Празднование продолжили парад войск НАТО, салют и масштабное световое шоу. В завершение праздничного дня в центре Риги прошло массовое факельное шествие. И вот на нем было замечено сразу несколько флагов со свастикой.
Национал-патриоты пытались оправдываться, говоря, что речь якобы идет о левосторонней свастике, или угунскрустсе (огненный крест - традиционный символ латышского фольклора). Но местные соцсети моментально заполнились фотографиями с места событий. По законодательству РФ мы сейчас не можем опубликовать те снимки, однако они четко свидетельствовуют - что именно было нарисовано на флагах, с которыми люди вышли праздновать 100-летие независимости своей родины.
Больше из истории Латвии - в этой подборке