Попробовав рязанские сладости и надышавшись историей в салоне "Аромат времени", будучи в Рязани всенепременно стоит попасть в музей-усадьбу академика Ивана Павлова.
Не столько для того, чтобы взглянуть, в какой обстановке рос будущий первый русский лауреат Нобелевской премии, сколько полюбоваться на интерьеры дома 19 века "средней руки".
Усадьба с деревянным главным домом с мезонином, расположенная в центре города, сама по себе очаровательна и представляет образчик небогатого городского владения тех времен. Без шика, но со всеми атрибутами обеспеченного уюта.
Экспозиция на территории усадьбы условно поделена на две части - сам дом и постройки с их обстановкой, и музей, посвященный научной деятельности физиолога Ивана Павлова. Специфичной, так что останавливаться на этой части я, пожалуй, не буду. И впечатлительным не рекомендую эту часть музея к посещению.
А вот дом и сад - совершенно прекрасны и очень приятны для прогулки. На экскурсию лучше записаться заранее, и здесь же, в музее, можно попасть на игры в крокет и городки, если подгадать посещение к турнирам.
В усадьбе - владел ею отец Павлова, служивший настоятелем церкви Вознесения - сохранились присущие тому времени постройки и большой сад, в котором выращивали яблони и держали ульи.
Семья хотя и считалась зажиточной, однако хозяйство вели сами, лишь по большим праздникам в дом приглашалась помощница на кухню, помогавшая матери будущего академика накрыть щедрый стол.
Помимо главного дома, флигеля, бани и хозяйственных построек, сохранился летний домик, в котором семейство собиралось в погожие дни за огромным дубовым столом с резными ножками на чаепития, и в котором каждое лето варилось варенье из урожая собственного сада. Сад был урожайным, а яблоки Павловы продавали каждый сезон.
Обстановка усадьбы полностью соответствует духу 19 века. Комнаты обставлены массивной резной мебелью, персидские ковры на полах соседствуют с домотканными ковриками, нежности и лёгкости добавляю кружевные скатерти, салфетки, рушники да подзоры.
Гостиная в главном доме была местом притяжения для всей семьи: по вечерам отец читал книги всему семейству, слушали музыку из музыкальной шкатулки, устраивали музыкальные вечера.
Рядом - светлая и очень женская комната матери Павлова, наполненная тысячью милых мелочей.
И столовая с лёгким венскими стульями для детей, и массивным резными у окна - для главы семейства.
На столе рядом с самоваром красуется кофейник-бульотка, в котором матушка Павлова варила себе кофе на спиртовой горелке.
За стеной столовой, в буфетной, роскошный фаянсовый английский умывальник: отец Павлова строго следил, чтобы дети мыли руки перед едой.
Кухня очень простая, почти деревенская, с печкой, красным углом, крынками и ситцевыми занавесками на окнах. Возможно, отпечаток на ее убранство наложило детство матери Павлова Варвары, так же родившейся в семье священнослужителя, и виртуозно владевшей искусством ведения домашнего хозяйства, готовки и рукоделия.
На первом этаже располагался и отцовский кабинет, с главным достоянием дома: книжным шкафом. Книги детям выдавали исключительно за хорошее поведение в качестве награды.
На втором этаже, условно разделенном на женскую и мужскую половины, расположились маленькие спаленки.
Девичьи - сестры Павлова и его тётушки.
И более брутальный комнаты мальчиков. В интерьере нашли отражение их интересы: старший брат будущего академика увлекался охотой, но трагически погиб в 24 года.
Младший Дмитрий в будущем стал профессором химии.
После революции усадьбу национализировали, но так как академик Павлов, несмотря на нескрываемое им отношение к новой власти, был в государстве на особом счету, через 5 лет вернули сестре Павлова, унаследовавший дом после смерти отца.
После продажи государству усадьба была приспособлена под коммунальное жилье, а сразу после ВОВ превращена в музей.
Музей находится на ул. Павлова, 25, открыт с 10 утра и приезжать лучше к открытию - в выходные там полный аншлаг. Даже если вы попадете в музей без экскурсии, вам все-равно выдадут сопровождающего, который проведет по всем постройкам и бегло расскажет о их истории. Хотя здесь достаточно "слушать" глазами)