Найти в Дзене
Сергей Петров

Общая характеристика младоавестийского зороастризма

В послегатическую эпоху принимает свой классический вид уже намеченное в Гатах учение о зороастрийских «архангелах» – Бессмертных Святых в количестве шести или семи с соответствующим количеством творений, которым они покровительствуют. В зороастрийский культ включается большинство древних иранских богов, которые объявляются творениями Ахуры Мазды и его помощниками в благом деле (Митра, Анахита, Апам Напат, Веретрагна и др.). Происходит канонизация древних текстов посвящённых им гимнов (яштов). Возникает культовое почитание Солнца, Луны, Земли, вод, неба, ветров и других природных явлений, отвлечённых понятий – Сраоши (Послушание), Аши (Награда), Рашну (Справедливость) и др. Все они наряду с самим Ахурой Маздой объединяются понятием язаты («достойные почитания»). Те древние иранские боги, которые в силу своего аморального характера не могут быть причислены к язатам (Индра, Саурва и Нахатья), причисляются к дэвам. Бурное развитие переживают зороастрийские эсхатология и сотериология. Появ

В послегатическую эпоху принимает свой классический вид уже намеченное в Гатах учение о зороастрийских «архангелах» – Бессмертных Святых в количестве шести или семи с соответствующим количеством творений, которым они покровительствуют.

В зороастрийский культ включается большинство древних иранских богов, которые объявляются творениями Ахуры Мазды и его помощниками в благом деле (Митра, Анахита, Апам Напат, Веретрагна и др.). Происходит канонизация древних текстов посвящённых им гимнов (яштов).

Возникает культовое почитание Солнца, Луны, Земли, вод, неба, ветров и других природных явлений, отвлечённых понятий – Сраоши (Послушание), Аши (Награда), Рашну (Справедливость) и др. Все они наряду с самим Ахурой Маздой объединяются понятием язаты («достойные почитания»).

Те древние иранские боги, которые в силу своего аморального характера не могут быть причислены к язатам (Индра, Саурва и Нахатья), причисляются к дэвам.

Бурное развитие переживают зороастрийские эсхатология и сотериология. Появляются представления о продолжительности мирового исторического процесса (12 тысяч лет или иной срок, кратный 3000 лет) и о его делении на три эры. В текстах Младшей Авесты впервые чётко выражается учение о телесном воскресении. Появляется развитое учение о Спасителе по имени Астват-эрета, который будет рождён девственницей от семени Заратуштры, сохраняющегося в водах озера Кансавья. Спаситель воскресит мёртвых, совершит суд над людьми и вернёт бытие к его первоначальному благому состоянию.

В послегатическом зороастризме устанавливается культовое почитание огня, который признаётся зримым образом Святого Духа. Свой классический вид приобретает зороастрийская литургия (ясна) с обрядом приготовления хаомы как её ядром. Происходит формирование текста ясны. Канонизируются также другие виды обрядов – возлияния огню, возлияния воде, жертвоприношения животных и пр.

В целом младоавестийский зороастризм может быть охарактеризован как синтез откровения Заратуштры с древней иранской религией. При сохранении монотеистически-дуалистического ядра он усваивает черты природной политеистической религии, т.е. приобретает вид, известный нам из более поздних письменных источников.

См. подробнее:

https://ridero.ru/books/arii_pervye_u_boga/

https://www.amazon.com/dp/B0CDGYWYGR

https://www.ozon.ru/product/arii-pervye-u-boga-zoroastriyskoe-proishozhdenie-avraamicheskih-religiy-petrov-sergey-1120341291/?sh=j58opFItbw&__rr=1

https://digital.wildberries.ru/offer/148952