В послегатическую эпоху принимает свой классический вид уже намеченное в Гатах учение о зороастрийских «архангелах» – Бессмертных Святых в количестве шести или семи с соответствующим количеством творений, которым они покровительствуют. В зороастрийский культ включается большинство древних иранских богов, которые объявляются творениями Ахуры Мазды и его помощниками в благом деле (Митра, Анахита, Апам Напат, Веретрагна и др.). Происходит канонизация древних текстов посвящённых им гимнов (яштов). Возникает культовое почитание Солнца, Луны, Земли, вод, неба, ветров и других природных явлений, отвлечённых понятий – Сраоши (Послушание), Аши (Награда), Рашну (Справедливость) и др. Все они наряду с самим Ахурой Маздой объединяются понятием язаты («достойные почитания»). Те древние иранские боги, которые в силу своего аморального характера не могут быть причислены к язатам (Индра, Саурва и Нахатья), причисляются к дэвам. Бурное развитие переживают зороастрийские эсхатология и сотериология. Появ