Найти в Дзене
Скобари на Вятке

Свято Доли

В небесных чертогах богиня Мокошь и ее дочери прядут волшебные нити – человеческие судьбы.

Однажды (это было в двадцать четвертый день последнего осеннего месяца, в праздник Свято Доли) у всех троих было необыкновенно хорошее настроение. Они много шутили. За разговорами работа не останавливалась. Мокошь взяла в руки две тоненькие ниточки и очень ловко сплела их воедино: там, на земле, быть еще одной любви и человеческому счастью.

… Деревня Липянка стоит на высоком берегу неширокой речки. За лесом, в десяти верстах, есть другая река, Большая, но жители деревни своей рекой считают только эту, Нашу реку, на берегу которой они живут. Чистая вода, много рыбы; заливы, в них удобно замачивать лыко, – удачное место выбрали когда-то предки, поселившись здесь.

За деревней есть заливные луга, там пасутся овцы, коровы и кони. Сторожить их нет надобности, потому что две реки, сливаясь, образуют естественный выгон для домашних животных. Правда, по ночам два старика, Филипп и Нефед, все-таки за лошадьми доглядывают. Во всяком случае, так считается, хотя чаще старики ловят рыбу и тут же готовят на костре любимую уху из одних ершей. Сторожа спят в шалаше, около него же к утру собираются сытые, отдохнувшие за ночь кони. Они тоже дремлют, опустив низко головы к траве, будто что-то там рассматривают.

Деревня Липянка многолюдная. Еще бы, в каждой семье по десятку, а то и больше ребятишек. Да и старики крепкие и подолгу живут. К примеру, в семье мельника Савелия народу и не сосчитать: собьешься.

Младшая дочь Савелия Ульяна – любимица отца. Ей шестнадцать лет, невеста. Хороша девка! Чернобровая, белолицая, а уж нарядов у нее и не счесть: балует мельник свою младшенькую.

Уля уже ходит на молодежные гулянки и даже пробовала гадать на будущего мужа. Это было в конце осени, вечером. Вынесла девушка из дома на крылечко тайком горшок с горячей кашей и сказала в темноту:

- Суженый-ряженый, иди кашу есть!

Никто не пришел, хотя за воротами отчетливо слышались чьи-то шаги.

Устраиваясь спать, Ульяна еще раз попыталась заглянуть в будущее. Она положила под подушку золотое колечко, подарок отца, и шепнула:

- Суженый-ряженый, приди ко мне ключ от моего сердечка попросить.

И во сне, действительно, перед ней отчетливо мелькнули лицо, улыбка, голубые глаза Ваньки Астахова. Иван постарше ее на два года, живет на другом конце деревни. Улыбчивый парень, на гармони играет. Многие девушки на него заглядываются. Увидела Уля во сне Ивана, и сердечко у нее тут же отозвалось: сначала сомлело и вдруг так зачастило, что девушка проснулась и стала вглядываться в темноту, нет ли тут на самом деле «суженого-ряженого», не пробрался ли какой озорник в девичью светлицу.

Не сразу, но на одной из вечерок пересеклись дорожки Ули и Вани. Затеяла молодежь как-то веселую игру: девушки сидели на коленях парней и, перемигнувшись между собой, две подружки, дразня ведущую, которой не досталось кавалера, перебегали, меняясь местами. Так бегали, бегали, и оказалась Ульяна на коленях у Ивана.

Настроилась девушка в очередной раз быстро поменяться местами с подружкой, а ее кавалер, Иван, смеясь, обхватил ее за талию и не отпустил. Так иногда поступали парни, чтобы таким образом намекнуть красавице на имеющийся у него к ней интерес.

Ой, как весело было Ульяне в этот вечер! Подмигнула ей одна девушка: давай перебежим. А Уля помотала головой: нет, нет! Одной рукой она обняла парня за шею и громко сказала:

- Никому Ваньку не отдам!

Шутка всем понравилась, а Уля с Ваней так и просидели игру вдвоем до самого конца. И потом они часто на игрищах оказывались рядышком.

Летом деревню облетела новость: мельник Савелий, отец Ульяны, чуть не утонул на Большой реке. Зачем он туда плавал на узкой лодчонке? То ли весло у него сломалось, то ли стремительное течение подхватило и едва не перевернуло ненадежный челн. Хорошо, что рыбак из деревни с другого берега Большой реки оказался неподалеку и вытащил из воды и плохо плавающего Савелия, и его полузатопленную лодку.

Спасенный долго благодарил молодого рыбака Гришку и пригласил его даже в гости. Тот прибыл погостить через недельку, да и не один, а с родителями. Пили, песни пели и так понравились друг дружке, что тут же решили породниться.

- Выходи, Уль, замуж за Григория. Он мне жизнь спас и не должна ты отца ослушаться! - решительно объявил Савелий дочери.

Ульяна сквозь слезы, но все-таки согласилась. На второй день она сбегала к Ване, плакала и перед ним, объясняла, а Иван, убитый, раздавленный таким поворотом событий, ничего толком не мог девушке и предложить.

… Прошло пять или вроде шесть лет. Ехал Иван с поля домой в телеге, задумался, и вдруг ему навстречу – Ульяна!

- Здравствуй, Ваня! Давно не виделись. Родителей вот навестила. Домой иду. Тут у меня лодка в заводи стоит.

- Не боишься на лодке-то?

- Привыкла уже. А ты, Ваня, как живешь?

- Живу.

- Знаю, на Дашке женился. Она в девках не одну ночь по тебе проплакала. Слышала: трое детишек у вас. Чего это вам по ночам не спится? – улыбнулась Ульяна.

- А у тебя?

- Да тоже трое, и все девки. Вань, не поверишь, но они на тебя больше похожи, чем на моего Гришку. Прямо чудеса.

- Я тоже до сих пор о тебе все думаю.

С реки поднялись две белых птицы, лебедь и лебедушка. Шумно хлопая тугими крыльями, они низко пролетели над стоявшими у телеги Иваном и Ульяной.

Уля вдруг ладонями смахнула слезы:

- Ваня, прости меня! Вернуть бы все – за тобой, куда хочешь, как уточка за селезнем полетела бы!

- И ты меня прости! Это я прозевал наше счастье!

- Мне, Ваня, пора!

- Прощай!

… Богиня судьбы Мокошь и ее вечно юные дочери по-прежнему прядут золотые нити человеческих судеб. С ними в небесной обители богов живет пушистая кошечка с золотыми глазами. Ко всем поочередно общая любимица забирается на колени, удобно устраивается и сладко засыпает. Никогда она не раскатывает клубочки, понимая их значимость. Но как-то раз изнеженная баловница мягкой лапкой тронула все-таки клубок, откатившийся в сторону, и из него выпала сплетенная ниточка.

Доля подняла ее:

- Смотри, мама, как интересно! Две жизни слились воедино, быть бы общему счастью, а нити почему-то дальше расплелись.

- Люди часто совершают глупости. Вместо того, чтобы слушать голос сердца и жить в любви, они придумывают причины и расстаются. Ничего, мы это сейчас исправим.

Мокошь взяла ниточки, крутнула их своими волшебными пальчиками, и человеческие судьбы вновь воссоединились.

… Однажды за ужином старший сын Ивана Степан объявил родителям, что он надумал жениться, что у него уже есть невеста, которая ждет, когда он приедет свататься к ней. Вся семья обрадовалась и, не откладывая этого дела, в ближайшее время поехали в соседнюю деревню. Дорога хорошая, да и через речку Большую недавно навели удобный мост. И туда, и обратно ехали с гармонью, с песнями: сватовство оказалось успешным.

А потом была свадьба. Жених и невеста, как водится, хотя немножко стеснялись, но по настояниям гостей часто вставали и целовались. Напротив сидели их родители: Иван с Дарьей и Григорий с Ульяной.

На второй день свадьбы Иван с Ульяной оказались случайно наедине.

- У меня, Ваня, такое чувство, будто это я выхожу за тебя замуж. Так много во мне радости, что она вот-вот выплеснется наружу.

- И я рад, что мы с тобой все-таки породнились. Пойдешь за меня второй женой?

- Нет! Первой тогда пошла бы, - засмеялась Ульяна. – Мы уже с Дашей всё обговорили – теперь вместе будем внуков ждать.

( Щеглов Владимир, Николаева Эльвира).