Неторопливый, вдумчивый, но при этом очень динамичный сериал с крепкой драматической основой. По сути получился настоящий кинороман, охвативший судьбы трех русских офицеров КГБ с юности до глубоких морщин.
По интонации и вниманию к деталям, а главное, по умению философски выделить главное и второстепенное, при таком панорамном взгляде на современную историю, у меня даже появилась ассоциация с романами Дни Турбиных и Доктор Живаго. Сериал охватывает период с конца 60-х до середины нулевых. В центре, как в настоящем романе - человек и его выбор, при этом приключения и острый опасный сюжет создают яркую и при этом довольно реалистичную иллюзию с глубокими переживаниями.
Режиссер, Михаил Вассербаум - серьезный профи, который судя по количеству его киноработ, как в качестве актера так и в качестве режиссера, почти живет на съёмочной площадке.
Самые рейтинговые из его режиссерских работ (версия Кинопоиска):
Тайны следствия 2000
Небеса подождут 2016 (мне очень понравился)
Чужой среди своих 2018
Невский. Тень архитектора 2019
Шеф. Возвращение. 2021 (пока не смотрела)
В Комитете время не линейно, в каждой серии зрителя перемешают по его шкале по принципу дежавю, (ассоциации в моменте) и я бы отметила, что эти переходы сделаны очень гармонично, понятно и без перегрузки мозга лавиной фактов и пустых загадок, ради игры со зрителем в кошки мышки, как это принято в голливудской школе кинематографа.
Политические события показаны очень обобщенно, но вполне узнаваемо, с небольшими вольностями, но, как мне показалось, не только убедительно, но и аккуратно. Создатели точно не стремились навязать зрителям какие-то идеи и убеждения. При этом авторская мысль очень ясная, почти публицистичная и сосредоточена на этических ценностях, которые рассматриваются как нерушимые при любых ураганах истории. Фильм можно назвать вдохновляющим и легким, как великие романы Дюма. И его традиция даже обозначена в структуре сюжета: три офицера советской разведки успешно противостоят интригам враждебного (американского) "двора", без ненависти к его народу и оценки личностей крупных политических фигур, которые в свою очередь показаны довольно безжалостно, но по-своему честно. Вражеская разведка представлена в несколько в утрированном ключе - американцы Вассербаума имеют о России, как по мне, так чересчур стереотипное представление. Впрочем, это в лучших традициях Юлиана Семенова)), к тому же, я точно не могу судить о том, как оно есть на самом деле.
Яростным антагонистом трех друзей комитетчиков выступает озлобленный журналист, который ненавидит свою родину и её защитников до почти инстинктивной жажды разрушения и кровной мести. Я впервые увидела такой интересный характер в динамике кино, где личная обида на "фсю эту страну" постепенно превращается в устойчивый тренд растущих злодеяний и убежденного вредительства. Образ хоть и исторический, но более чем актуальный: получился такой обоснованный и аккуратно встроенный в прошлое современный релокант, заданный на уровне скрипта.
Вообще характеры и основной актерский состав отменный, что женские, что мужские роли. Лирика присутствует, но без мелодраматизма. И в этом смысле я ставлю ему высший знак качества - потому что воистину баланс редкий.
Конечно, пафосным натурам, склонным к декадансу, Комитет не зайдет, скажут, что благородных людей в КГБ быть не может, не могло и никогда не будет, просто потому что среда гнилая. Но это их дело, на всех не угодишь. Лично мне такой взгляд даёт сумасшедшую надежду на улучшения в стране, как в песенке, которую пели поэты из ЛНР под новый год 23-го: " не знаю как мы вырулим, но всё же как-то вырулим, мы всё же как-то вырулим в обнимку со страной...".
Да, забыла упомянуть "Солнцепек", который тоже снял Вассербаум (вместе с Максимом Бриусом). И, насколько я знаю, это было первое художественное кино о том, как и почему начались военные действия между Россией и незалежной с позиции наших "зеленых человечков".
Я помню отклики на этот фильм, который в 2021 году произвел на меня довольно сильное впечатление. Многие называли его агиткой и даже талантливая Анна Долгарева написала в своём блоге, что ей больше нравится версия "Лучшие в аду", где все мужчины безлики, в балаклавах и напоминают роботов.
Я бы сказала, дело вкуса, но нет. Это вопрос скорее концепции искусства.
Я считаю, что жизнь - это не кино, а кино - не жизнь.
К тому же мне не нравится, когда надо мной, как над зрителям проводят психоактивные эксперименты. Сознательно стараюсь избегать зрелищ, которое запредельно страшнее моей реальности и подавляет во мне волю к жизни на уровне вибраций цвета и звука. А создатели фильма "Лучшие в аду", очевидно, стремились именно к этому - прессануть зрителя "куском реальности" - чтоб он забыл еду и сон. Долгареву понять можно, она пережила несколько лет этой войны под ежедневную "музыку арты" и поэтому для неё даже самая ужасная киноверсия, сто процентов, будет ужасной недостаточно - видимо так.
Но хороший художник не копирует реальность, беспомощно вглядываясь в её черты, он создает иллюзию для того, чтобы зритель...
чтобы зритель...
что?
Просто переживал и оплачивал билеты?
Задумывался и становился лучше?
Переживал и трансформировался духовно, проливая слезы катарсиса?
Любой ответ возможен.
Думаю, это вопрос планки, которую ставит сам художник, и не каждый способен поднять эту планку выше своих личных страхов и обид, ведь художники тоже люди.
Здесь команда создателей Комитета дает зрителю заряд здорового оптимизма и уверенную надежду. Поэтому 16 серий этой киноистории не оставят у вас противного послевкусия, тоски и фрустраций по поводу России, её мужчин, женщин, истории и будущего. Я это ценю.
В отличие, например, от сверхпопулярного Невского, где образ силовых структур пропитан коррупцией "насквозь и навынос", Комитет сильно патриотичен - его можно целиком воспринимать как художественное высказывание о ценности беззаветной любви к Родине, и даже о красоте такой любви. Главные герои связаны крепкой мужской дружбой, которая проходит через невероятные испытания, включая предательство. Именно вокруг дружбы и предательства закручена главная интрига и этим фильм чем-то перекликается с одним из центральных мифов христианства - тайной вечерей.
Один из друзей знает правду, другой переживает трагедию потери друга, третий идет на самую страшную жертву - теряет доброе имя в глазах близких и друзей ради Родины.
По ту сторону границы - эмигрировавшая любимая женщина, поэтому легенда для разведчика складывается идеально.
Зритель до последней серии будет гадать - кто из друзей иностранный резидент, опираясь лишь на смутные подозрения, а в финале переживет настоящий катарсис, когда последняя интрига станет явной.
Каких-то удивляющих спецэффектов или технических шпионских штучек в этом фильме про героев нет, зато есть несколько интересных историй сплетенных в красивый узор, убедительные акценты и шикарные актерские работы.
PS. Меня очень позабавила "рецензия" на этот сериал, выложенная на Кинопоиске. Какой-то парень, которому сериал в целом понравился, отмечает, что канал НТВ, наконец, стал выдавать по-настоящему качественный продукт, и он этого ну совсем не ожидал, потому что как всякий нормальный человек раздражается при виде "честных ментов" и уже тем более "комитетчиков". Чтобы защитить себя от мысли, что ему понравилось "плохое кино", он называет Комитет "клюквой". Термин бородатый, но означает совсем не то, что этот парень думает... В общем, к чему я это? Самое ценное, когда мы обсуждаем кино, это наше умение преодолевать свои стереотипы, уважать восприятие разных людей и не лепить ярлычки, выдавая на гора, свою способность к шаблонному мышлению (было бы чем гордиться)).
Наталья Артемьева