Я в начале даже удивился - открываю, а там "Абсолютная пустота", она же "Идеальный вакуум", который я сначала отдельными кусками, а потом и целиком уже читал. Но сборник намного шире, я вам, наверное, просто дам ссылку на фантлаб, так будет сразу понятно. Конкретно в моём варианте нет двух последних вещей, "Господина Ф." и "Питавалов XXI века".
То есть если кратко, то это компиляция из лемовских работ в жанре "игра ума" - это совершенно не значит, что перед нами какие-то лёгкие и забавные экзерсисы, миниатюрки и les mots, я бы даже сказал, что наоборот - местами это довольно тяжёлое чтение (например, завершающий книгу текст "Записки всемогущего", являющиеся, по сути, настоящей гипотезой бытия Бога). Просто это работы с точки зрения жанра очень трудно отнести хоть куда-то, кроме как последовать википедии и классифицировать это как "критика несуществующих произведений".
Но и эта характеристика неполна. Да, в отношении первой части, уже помянутой "Абсолютной пустоты" так оно и есть - это сборник критических статей на несуществующие книги. Там всего вдосталь - и книг, которые Лем задумывал, но отказался написать, и книг, которые в принципе не могут быть написаны (например, "Гигамеш"), и придуманы Лемом для иллюстрации тех или иных философских или культурологических тезисов (скажем, тот же "Гигамеш", как мне кажется, задуман как пинок в сторону постмодернизма). А есть и действительно забавные экзерсисы, во всяком случае они так воспринимаются - скажем, "О невозможности жизни", от которой прям вот веет духом Гашека. Некоторые несуществующие тексты так и просятся на экран, как "Корпорация "Бытие". В общем, Лем здесь развлекается, как может, играя одновременно в литературу, публицистику и философию. Но, как мы указали, это характерно только для первой части.
Уже вторая, "Мнимая величина", немного отличается - нам предлагают уже не рецензии, а предисловия к книгам, причём все обозреваемые работы не относятся к художественной литературе. Художественный альбом, две научные работы и рекламный проспект - и иногда поражает, какие интересные догадки бродили в голове Лема в начале семидесятых, и как неожиданно свежо и современно читается предисловие к "Истории бит-литературы в пяти томах" во времена распространения генеративного ИИ. Да что там, и "Экстелопедия Вестранда" выглядит местами архаично только в силу того, что пану Станиславу не пришёл в голову интернет; за рамками же технологической модели там явственно просматривается коммерческий вариант своеобразной "Википедии", смотрящей в завтрашний день. В общем, в основном в "Мнимой величине" Лем играет в футурологию в ненавязчивом и необременительном для себя формате.
Следующий корпус текстов, "Голем XIV", вообще про другое. Это история создания сильного ИИ - опять же, поскольку это тексты 1973 года, сильный ИИ предполагает не только программу, но и соответствующую запросам этой программы мощную выделенную машину. Ну, то есть не только создания, но и её общения с людьми и ухода за горизонт событий (впрочем, там обе стороны не испытывали желания продолжать диалог). Лем, как известно, был уверен в невозможности нормального контакта между чужими расами, и здесь, живописуя общение людей с намного превосходящей их в степени разумности машиной, пришёл к тому же выводу. Две лекции самого Голема - самые тяжёлые тексты в сборнике, поскольку автор пытался мимикрировать под суперкомпьютер. Сложный вопрос, насколько это ему удалось, но к однозначным неудачам их отнести невозможно.
Остальные произведения сборника снова возвращаются к формату рецензий на несуществующие книги, в том числе на ещё не написанные, ну то есть книги из будущего - такова, скажем, "Эволюция вверх ногами", которая довольно любопытна применительно к тому, куда действительно пошла эволюция вооружений. Разумеется в 1983 предположить конец противостояния двух блоков (что на развитие оружейных систем повлияло кардинально), а через 30 лет - СВО с её странной манерой войны, было невозможно, но идеи интересны.
Из остальных текстов можно выделить "Одну минуту человечества", из которой выдрали получивший некоторый уровень меметизации "закон Лема": "никто ничего не читает; если читает, то не понимает; если понимает, то не запоминает" и "Провокацию". По сути это лемовская рефлексия на отсутствие настоящей рефлексии на холокост - для него, как для человека, в оккупации носившего жёлтую звезду, это особенно важно, но и в целом проблема истоков фашизма - не в плане политэкономии, а в социальном плане - мне кажется, касается всех. Если в философии она сохранилась и посейчас (а что-то мне сдаётся, что так оно и есть), то мы рискуем попасть в ситуацию повторения истории, а этого уж как-то совсем не хочется.
В общем, если вы вдруг почему-то ещё не касались этого пласта творчества Лема, и в целом вы положительно относитесь к его произведениям, то я бы рекомендовал причаститься. "Библиотеку XXI века" вряд ли можно назвать развлекательной литературой, она требует определённой доли сотворчества и вдумчивости, но в целом окупается.