Делимся нашими впечатлениями от нового фильма "Гладиатор II" Paramount и режиссера Ридли Скотта.
В 2000-м году первая часть "Гладиатора" стала триумфом для режиссера и студии DreamWorks. Картина вошла в пантеон легендарных фильмов, получила 5 премий "Оскар", хотя сборы, по сегодняшним меркам, были скромными - всего 465 млн. долл. США при бюджете в 103.
Уже позднее стало известно, что создавалась она с непростыми творческими усилиями команды. Между исполнителем главной роли Расселлом Кроу и режиссером Ридли Скоттом был неугасающий конфликт, споры о каждой мелочи, где постановщик не имел решающего слова, опасаясь потерять ведущего актера.
Через год после первой части создатели решили замахнуться на сиквел. Версий сценария было целое множество, авторы менялись как перчатки, предполагая, порой, самые безумные идеи. В первые годы после "Гладиатора" основная их идея сводилась к тому, что Максимуса надо любой ценой воскрешать.
Расселл Кроу, претендовавший на пост со-продюсера, всерьез увлекся римской мифологией, откуда пытался подвести базу под путешествие Максимуса по загробному миру, чтобы местные боги выдали ему билетик обратно в мир людей для великой цели.
Пожалуй, самую безумную версию сценария продолжения предложил музыкант Ник Кейв. Он хотел сделать Максимуса бессмертным, путешествующим во времени через Крестовые Походы, мировые войны и конфликт во Вьетнаме, чтобы в финале сделать его... сотрудником Пентагона. При том, что Кейв даже не американец, а австралиец. К слову, Киану Ривз некоторое время назад стал со-автором комикса "Берсеркер" про бессмертного воина, сражающегося в разных эпохах, и ему готовят экранизацию, так что задумка не пропала.
В общем, желание нажиться на интересе поклонников было очевидным. Так все и продолжалось примерно до 2019-го года, когда Ридли Скотт, получив больше свободного времени, все же решился отправить Расселла Кроу восвояси и делать сиквел про его сына Люция, после чего тот и сниматься отказался в роли второго плана. К тому моменту права на серию оказались уже у Paramount.
Незадолго до этого случилось еще одно интересное событие - пока еще Кроу был формально в плане проекта, к нему обратился Крис Хемсворт, который с ним готовился к съемкам картины "Тор: Любовь и гром" Marvel, попросив коллегу о роли в продолжении, чтобы о нем Кроу замолвил словечко на кастинге на партию Люция.
Конечно же, Скотту протеже Расселла был не нужен, да и для бюджета Крис оказался бы немалой нагрузкой, поэтому главная роль ушла пока еще не слишком известному актеру Полу Мескалу. Ирландец из театров Дублина к этому моменту успел поработать в сериалах, получить несколько номинаций и наград в этой области.
О том, как создавалась картина, и какой смысл вложили создатели в персонажей, читайте еще наш отдельный материал здесь.
Все же без кадров с Расселом Кроу картина "Гладиатор II" не обошлась - тут и там Ридли Скотт разместил флэшбеки и архивные кадры с актером еще со времен первой части. Как известно, голливудские студии всегда имеют запасной материал со съемок, не входящий в финальный монтаж. На этот раз очень даже пригодилось. Юный актер Альфи Темпест доиграл роль Люция за уже сильно подросшего Спенсера Кларка из первой части в паре новых сцен в Африке.
Примерно лет за 5 Ридли Скотт организовал "Гладиатора II" по-настоящему. Финальную версию сюжета доделал его сценарист "Наполеона", хотя, на наш взгляд, уже тогда эту историю было не спасти, да и слишком многое она заимствовала из идей первой части, банально их повторяя.
Итак, после гибели Максимуса влиятельная дочь Марка Аврелия, Луцилла, пытается спрятать наследника Римской Империи подальше от Рима. По легенде сценариста, у нее была интрижка с Максимусом во времена его молодости в Германии, еще до брака генерала, чья семья погибла в первой части. К слову, эти события собирались снять и показать в ранних версиях сюжета, но без Кроу решили их оставить за кадром.
Юный Луций бегал по Африке, скрываясь от римлян, пока не нашел приют в Нумидии у местного вождя. Картина "Гладиатор II" открывается зрелищной битвой, длящейся минут 10, где Ридли Скотт экранизировал осаду африканской крепости с моря римскими легионами на кораблях. В одной из лучших сцен сиквела обе стороны используют осадные машины, римляне применяют башни, хотя, как в "Наполеоне", Ридли показывает так называемый краткий "обзор сражения", а не эпические долгие битвы в духе старых исторических фильмов с Мелом Гибсоном.
Пролог, по сути, был нужен сценаристу, чтобы создать мотив мести Луция, который жил себе в мире в Нумидии, слушался вождя в золотых доспехах, постоянно что-то жевал и иногда облизывался, а еще очень любил свою местную жену - Аришат, которую прекрасно сыграла израильская актриса, модель и танцовщица Ювал Гонен. Ее потенциал, к сожалению, спустили в трубу сценаристы.
Удивляться ее африканскому амплуа не стоит, т.к. Голливуд через несколько лет выпустит на экраны новую "Клеопатру" с Галь Гадот. Нападение римлян лишает Луция красивой жены-лучницы, делает его пленником захватчиков во главе с генералом Марком Акацием - учеником Максимуса, а также и рабом, который позднее оказывается на аренах, где его приметил богач Макрин (Дензел Вашингтон) и решил забрать в Рим. Там висят и старые доспехи с мечом Максимуса на стене.
Здесь создатели решили обыграть мотив "Храброго сердца", где герой также в первые минуты терял возлюбленную, но получилось у них это неудачно. В том фильме даже за короткие первые сцены зрители могли проникнуться симпатией к чувствам персонажей, увидеть, что они возникли не сразу, а, в данном случае, никакой предыстории пары нет, поэтому и переживать за ее судьбу стимулов не предоставили.
В той картине герои были знакомы с детства, скрывали свои отношения от англичан, а супруга Уильяма погибла за попытку отбиваться от нападения солдата. В данном же случае, Аришат - лучница, стрелявшая первой в бою в римского генерала и погибшая от ответного выстрела во время осады. Возникает вопрос, какого другого исхода ждал Луций, с улыбкой отправляя ее на городскую стену сражаться.
Сценаристам в "Гладиаторе II" было важно лишь сделать главной целью Люция месть Акацию за гибель супруги, чтобы далее раскрутить свой несложный сюжет. Такой шанс ему выпадет на арене, а все вокруг разворачивается в псевдо-историческом контексте времен правления братьев Геты и Каракаллы, где есть какие-то моменты, близкие к реальной истории, а есть и нелепые выдумки.
Новых императоров Рима довольно посредственно играют Джозеф Куинн (Гета) и Фред Хешингер (Каракалла). Почему так? Ридли Скотт не только хотел показать испорченный вариант Ромула и Рема, символизирующий упадок Империи, но и в качестве модели отношений братьев выбрал мультсериал "Бивис и Батхед". Куинн вдохновлялся ролью злодея Дэвиана из "Миссии невыполнима 3", Зорга из "Пятого элемента", а Хешингер, часто появляющийся в кадре сиквела с хулиганской обезьянкой, решил заимствовать черты рестлера Сида Вишеса.
Какое отношение все эти образы имеют к Древнему Риму, не совсем понятно. Возможно, именно поэтому персонажи императоров в фильме получились неубедительными, искусственными и карикатурными.
Куда лучше в сюжете прописан злодей Макрин - бывший раб, который завоевал свободу, стал богачом, снабжал римлян оружием, зерном, маслом и держал школу гладиаторов. Планы Макрина были далеко идущими - избраться со-правителем Рима, а затем устранить конкурентов своей рукой, а не чужими.
Американские журналисты требуют дать Дензелу Вашингтону "Оскар" за "Лучшую мужскую роль второго плана". Действительно, Дензел показывает высший класс актерской игры на фоне более низкого уровня Мескала. Он создает на экране образ древнеримского гангстера, который идет к цели по своим жертвам.
Мог ли африканский раб стать императором Рима? История не знает таких случаев, но был Пертинах - сын раба (освобожденного, что немаловажно), сделавший блестящую карьеру и получивший сей трон, а также Септимий Север - по сути, ливиец из знатной римской семьи, которая в колониях провела больше времени, чем дома. От Макрина их отличало то, что они заслужили уважение своими делами и на службе Риму, а не просто сплели интрижку с гладиаторами на пути к власти.
Другой интересный персонаж - генерал Марк Акаций. Римские доспехи удачно сидят на Педро Паскале с его невероятной харизмой в роли солдата Рима, который делает все, что скажут, даже если сам не слишком с этим согласен. Акаций женат на Луцилле, и Люция на арене ждут интересные новости, когда он 15 лет спустя вновь увидится с матерью, узнав, что его заклятый враг - ее муж.
Параллельно Луцилла и Акаций с его легионами планируют мятеж и свержение Геты и Каракаллы. В заговоре также участвует Гракх из первого фильма в исполнении того же Дерека Джекоби. Другой местечковый персонаж - проигравшийся в пух и прах сенатор Трекс (Тим МакИннерни), становящийся винтиком в плане Макрина.
Лиор Раз играет Вигго - жестокого тренера гладиаторов на службе Макриния. Мэтт Лукас - странного распорядителя игр в гриме в Колизее. Питер Менсах - Джубарту, нумидийского вождя, который в прологе делится с Луцием восточными мудростями, Рори МакКанн - главу преторианской стражи, а Алек Утгофф - правую руку Акация.
Не обойдем стороной и возвращение Конни Нильсен в почти нежной роли Луциллы - матери, которая обрела новый смысл жизни с возвращением сына, хотя и не долговременное счастье.
Побочной сюжетной линией являются выступления Луция на арене. Совершить ему удается несколько боев, чтобы завоевать любовь публики. Его противниками становятся солдаты, почти зомби-орангутанги (очередное неудачное решение создателей), носорог (мечта Ридли Скотта, на которую не хватило денег в первой части), а также целый корабль противников в бою на арене, заполненной водой. Такие водные бои, действительно, случались в те времена.
Псевдо-историчность картины заметна и в диалогах. Вот, на экране по арене плывет корабль с солдатами в форме афинян, но знаком Спарты на щитах судна, символизируя якобы реконструкцию битвы при Саламине с персами, а диктор объявляет греков как троянцев. Американцы на это даже не обратят внимания, а любителям истории и знатокам Assassin's Creed: Odyssey будет больно такое видеть. Почему, вообще, афиняне плывут на корабле Спарты? Хотя в том конфликте и воевали в общем союзе, но не до такой степени "общем".
Битвы на аренах зрелищные, ставили их консультанты по античным боям. Фантазия авторов бьет все мыслимые пределы. Во время одной из стычек с преторианцами в центре арены привязывают Луциллу в белых одеждах и пленных сенаторов-заговорщиков - ради красивой картинки. Задачи схваток похожи на цели мультиплеера современной видеоигры - защитить персонажа, продержаться, выжить, чтобы нынешним зрителям было понятнее и ближе.
Гладиаторская тема уже порядком себя изжила в Голливуде. При богатейшей истории древнего Рима приходится вновь пересматривать старого "Аттилу" с Джерардом Батлером, где куда больше историчности и интересного сюжета, чем во втором "Гладиаторе".
Современные американские сценаристы, работая с темой Рима, похоже, не знают других историй про Рим из античности, кроме Цезаря, Клеопатры, да Колизея, хотя до сих пор нет нормального фильма про Ганнибала и Карфаген. Даже новый сериал "Обреченные на славу" с Энтони Хопкинсом опять оказался построен частично вокруг Колизея и его будней, а новый фильм с Галь Гадот будет... про Клеопатру.
Удивительно, но временами кажется, что "Гладиатор II" больше адресован поклонникам рестлинга, чем исторического кино. За персонажей сиквела не особо беспокоишься, потому что они не получились интересными, и даже харизма Паскаля тут не спасает, а Мескал корчит рожи и часто что-то жует, словно рестлер, а не актер, несмотря на то, что немало тренировался для роли и серьезно бил Педро в совместных сценах хотя бы и по-актерски.
При всех недостатках сюжета технически картина выполнена на высоте. Сотни актеров массовки, красивейшие декорации, костюмы и экипировка легионеров, преторианцев, реально построенные римские корабли и кусочек африканской крепости, интерьеры дворца и виллы Акация обустроены до мелочей. Даже жаль, что такой качественный уровень постановки античности был растрачен впустую на плохой сценарий, хотя потенциал для технических "Оскаров" имеется в наличии.
Есть в продолжении и эффектные сцены, чаще связанные с залпами лучников, например, когда Акаций пытается пробраться с солдатами в школу гладиаторов Макрина. По этой части, Ридли Скотт - мастер своего дела, умея создать завораживающую картинку даже в быстро протекающих эпизодах.
Удовольствие оказалось недешевым. Бюджет "Гладиатора II" оценивается в 250-310 млн. долл. США без учета рекламы. Вся надежда продюсеров - на поклонников первой части. Если они не спасут, то студию Paramount, и так погрязшую в долгах и уже ищущую покупателя на себя, ждет очередная дыра в балансе. Ридли Скотт при этом уверяет, что был обязан снять вторую часть для фанатов. Здесь интересы кинобизнеса совпали: реализация амбиций режиссера, плюс желание получше заработать для киностудии.
На себя обращает внимание и интересная особенность - хронометраж картины. Он составляет около 138 минут, что не так много, в сравнении с "эпическими премьерами" на экране. Учитывая продавливание странных черт Макрина, можно предположить, что на Ридли Скотта влияли со стороны студии, заставляя вырезать всякие костюмированные диалоги, а также добавить моменты, на которых режиссер обычно внимание не заостряет в своих работах. Если учесть, что Голливуд спонсируют лица, близкие к демократам в США, то становится понятно, какие к постановщику выдвигались требования.
Сумбурный и хаотичный монтаж, прыгающий между сюжетными арками, предполагает дождаться середины проката, где Ридли Скотт при неудаче, возможно, заявит, что во всем виновата студия, заставившая его сократить длительность кинопрокатной версии и убрать самые разные важные для сюжета сцены. На время съемок он не мог возражать, чтобы не лишиться финансирования, а в начале проката не станет, пока не проявятся примерные результаты сборов в первые недели.
Музыку одного из топовых голливудских маэстро, Гарри Грегсона-Уильямса, почему-то совсем приглушили на фоне, хотя там есть вполне неплохие треки в античном стиле. Не согласимся с американскими критиками и в том, что это - лучшая картина Ридли Скотта. И близко такого нет.
Фильм "Гладиатор II" не повторит успех легендарной первой части, хотя отчаянно пытается копировать многие ее элементы, но только с более дорогим уровнем постановки. Неудачный выбор актера на главную роль, непроработанные персонажи, псевдо-исторические безумства сценаристов вроде попытки сделать упор на имперские абмиции и ориентацию Макрина (один эпизод с его поцелуем даже вырезали, к счастью) тяжким грузом ложатся на очередной сюжет про гладиатора в Колизее, который завоевывает себе не только свободу.
При этом Ридли Скотт уже заявил, что имеет планы довести киносерию до трилогии. В третьей части он обещает показать, как Луций справляется с новой для себя ролью, своим предназначением, пытаясь реализовать свое идеальное представление о справедливом Риме для всех и каждого. Надеемся, не опять попадет в плен, чтобы показать еще несколько боев на арене.
Правда, режиссер оговорился, что "Гладиатор III" будет не его следующим проектом, т.к. он уже занялся байопиком музыкальной группы Bee Gees, а судьба продолжения "Гладиатора", по его словам, будет зависеть исключительно от сборов сиквела, которые теперь должны превысить примерно 500-600 млн. долл. США для выхода в безубыточность.
При этом на старте проката в Америке картине обещают лишь скромные 42-47 миллионов, то есть именно фанаты первой части до конца года будут решать, окажется ли продолжение коммерческим провалом, но ждет их, скорее, разочарование.
GS: 6.0/10.
Текст: GS News.
Наш канал в Telegram:
Если Вам понравился материал, поддержите нашу работу донатом:
Или переводом -
Карта ВТБ:
2200240251700544