Найти в Дзене

Круго-Байкальская железная дорога

Байкал — огромное озеро, самый большой резервуар питьевой воды в мире. Безусловно, чтобы его обойти по кругу, нужно много минут, часов и дней. Если нет такой возможности, а лишний день в Иркутске есть, можно прокатиться по Круго-Байкальской железной дороге и составить первое впечатление о легендарном озере. Вопреки названию, она не бежит вокруг знаменитого водоёма, а проходит по южной его части — от порта Байкал до Слюдянки. Дорога пролегает через 38 тоннелей, мимо 220 каменных и подпорных стенок, мимо 16 отдельно стоящих галерей, по сотням мостов и виадуков… У Круго-Байкальской железной дороги есть классное прозвище — «Золотая пряжка стального пояса России». У этой поэзии есть историческое объяснение. Кругобайкалка стала финальным этапом Транссибирской магистрали, которую, соответственно, пафосно называли «стальным поясом России». Этот участок должен был соединить железку на самом сложном отрезке — по южной оконечности Байкала. Его строительство началось в 1899 году и длилось долгих 1

Байкал — огромное озеро, самый большой резервуар питьевой воды в мире. Безусловно, чтобы его обойти по кругу, нужно много минут, часов и дней. Если нет такой возможности, а лишний день в Иркутске есть, можно прокатиться по Круго-Байкальской железной дороге и составить первое впечатление о легендарном озере. Вопреки названию, она не бежит вокруг знаменитого водоёма, а проходит по южной его части — от порта Байкал до Слюдянки. Дорога пролегает через 38 тоннелей, мимо 220 каменных и подпорных стенок, мимо 16 отдельно стоящих галерей, по сотням мостов и виадуков…

-2
-3
-4
-5

У Круго-Байкальской железной дороги есть классное прозвище — «Золотая пряжка стального пояса России». У этой поэзии есть историческое объяснение. Кругобайкалка стала финальным этапом Транссибирской магистрали, которую, соответственно, пафосно называли «стальным поясом России». Этот участок должен был соединить железку на самом сложном отрезке — по южной оконечности Байкала. Его строительство началось в 1899 году и длилось долгих 15 лет. Самое печальное, что усилия в итоге оказались напрасными: при строительстве Иркутской ГЭС часть путей затопили, и ветка стала тупиковой. К счастью, теперь её используют как туристический аттракцион.

-6
-7
-8
-9
-10

Наверное, можно доехать из Иркутска до Листвянки, пересечь озеро на пароходике, купить в порту Байкал билет на поезд и прокатиться до Слюдянки, но мы решили взять услуги турбюро. Нас забрали на автобусе из центра города, довезли до озера, покатали на судне и пересадили на поезд. Он не ретро, а обычный, с неприглядными вагонами; мы почему-то ожидали транспорт наподобие карельского или шуйского.

-11
-12
-13
-14
-15

При покупке тура нужно обратить внимание на сторону, где расположено сиденье, но мы и не видели никого, кто бы ехал не на байкальской стороне. За небольшим столом теснятся четыре человека. Во время обеда двое ушли, поскольку есть всем вместе было попросту некомфортно. В конце вагона расположен туалет, тоже не первой свежести и привлекательности. За такую цену могли бы дать и новенький состав…

-16
-17
-18

Выехав из Иркутска в 10 утра, мы вернулись обратно в десятом часу вечера. Первым населённым пунктом на самой Круго-Байкальской железной дороге на нашем пути было Уланово. Его мы увидели только из окна вагона, высадки здесь не было. Здесь на базе нефункционирующего вокзала работает туристическая база «Хвойная» с полным детоксом: мобильная связь не ловит, а питание не предоставляется! Из вагона нас наконец-то выпустили на 102-м километре пути, у так называемой «итальянской стенки». Она была построена под руководство итальянца Луиджи Феррари в 1905 году на мысе Шумиха и чем-то напоминает альпийский мост. Подпорные стенки делали на КБЖД для предотвращения осыпей, которые мешали бы нормальному функционированию дороги. Здесь же мы спустились к берегу озера, где плескались мальки.

-19
-20
-21
-22
-23

Проехав ещё восемь километров, мы остановились у мыса Половинный, через который прорублен одноимённый тоннель. Эти объекты находятся примерно на половине пути между истоком Ангары и селом Култук. В 1902 году в свод тоннеля заложил символический память царский министр путей сообщения князь Хилков. Стены порталов выложены из бута, облицовка выполнена из околотых камней.

-24
-25
-26
-27
-28

Здесь же рядом находится небольшой населённый пункт. На другом пути на вечную стоянку поставлен паровоз, катавшийся раньше по Восточно-Сибирской железной дороге. Он прозван «американкой», потому что был привезён в Советский Союз по ленд-лизу из США в годы Великой Отечественной войны.

-29
-30
-31
-32
-33

В Половинной впечатляющие мосты — один железнодорожный, другой пешеходный. Железнодорожный своим исполнением напомнил нам карафутских и саратовских собратьев одновременно. Очень фотогеничные сооружения, на закате их наблюдать, наверное, одно удовольствие.

-34
-35
-36
-37
-38

Ещё 13 километров — и мы на остановке Киркирей. Сперва здесь в 1903-1904 годах построили один тоннель, но его разрушил обвал горных пород, и итальянцу Андреолетти пришлось его переделать. Потом оказалось, что это было не единственное ЧП, камнепады происходили постоянно, и пришлось построить новый тоннель, которому дали тот же номер 18 и приставку «бис». Его 636 метров пробивали через скалу на протяжении двух лет и завершили эту работу в 1913 году.

-39
-40
-41

Для того, чтобы речка Киркирей не смыла тяжелейший труд рабочих и инженеров, над тоннелем сделали акведук. Именно в Киркирее вышеупомянутый министр Хилков 13 сентября 1904 года забил «золотой» костыль в железнодорожное полотно Кругобайкалки — она наконец-то состыковалась. Круг замкнулся, как пел Илья Игоревич Лагутенко.

-42
-43
-44

В рабочем посёлке Култук была самая длинная остановка на маршруте — около часа. Поезд остановился перед двумя брутальными мостами — пешеходным и железнодорожным. В отличие от других населённых пунктов на Кругобайкалке, в Култуке есть церковка. Место достаточно живописное, можно посидеть на берегу озера, разглядывая его берега, а можно добежать до очередного тоннеля. Он не длинный, поэтому времени хватит на изучение и его, и ближайших зарослей. В августе 2024 года здесь было буйство цветов и бабочек, что придало этому месту дополнительное очарование.

-45
-46
-47
-48
-49

Кругобайкалка для нас завершилась в Слюдянке, поезд стоит здесь около получаса. Этого времени хватило, чтобы добежать до здания вокзала, выстроенного из местного мрамора, и немного осмотреть ближайшую улицу.

-50
-51
-52
-53

Перед вокзалом установлен бюст того самого министра Михаила Ивановича Хилкова.

-54

А наш поезд отошёл от Слюдянки и Байкала и банальным путём, по Транссибу, вернулся в Иркутск. За окном бушевал ливень с грозой — терпения великого озера хватило ровно на то, чтобы показать нам Кругобайкалку. Оставшиеся почти три часа до областной столицы мы провели в переваривании впечатлений этого дня.

-55

Больше фото Кругобайкалки - на нашем сайте: https://laperuz.com/krugo-bajkalskaya-zheleznaya-doroga

Будем очень рады видеть вас, дорогие читатели, среди подписчиков нашего канала (подписаться можно сверху). Обязательно ставьте лайки - это важно для канала;) А эту и другие истории вы можете прочитать на сайте Laperuz.com