Найти в Дзене

Установка в гипнозе.

При обсуждении гипноза, необходимо разобраться в том, что такое «установка».

Под установкой понимается внутреннее отношение человека к чему-либо.

Гипноз – это игра, которая разворачивается по определенным правилам, которые в свою очередь задаются установками.

Вот пример того, как работают установки. Шаман племени имеет установку, что он обладает властью над душами своих соплеменников. Соплеменники тоже имеют соответствующую установку, т.е. они верят, что шаман имеет власть над их душами. Вот что происходит на встрече двух установок: шаман внушает соплеменнику, что он выдра, и тот ныряет в озеро и возвращается с рыбой в зубах.

Вот еще один пример того, как работают установки. В 17-м столетии во Франции жил великий врач и диагност Амбруаз Паре. Было известно, что если он поставит диагноз человеку, то он его вылечит. И вот однажды, когда в одной парижской больнице умирает молодой человек от неизвестной болезни, его лечащие врачи ему говорят, что у него есть только один единственный шанс на спасение - дожить до утра и дождаться обхода Амбруаза Паре, и если тот поставит ему диагноз, то тогда больной будет спасен. Молодой человек «собирает волю в кулак» и доживает до обхода врача. Амбруаз Паре осматривает больного и произносит диагноз на латыни «muribondus» («при смерти»). Молодой человек латынь не понимает. После того, как Амбруаз Паре покидает палату, молодой человек резко идет на поправку и выздоравливает, потому что великий врач поставил ему диагноз. Вот так сработала установка.

Так как в гипнозе «правила игры» определяются ее участниками, очень важно, как терапевт объясняет клиенту, что такое гипноз, какие установки он у него создает.

Милтон Эриксон считается «отцом» практически всех направлений краткой психотерапии, он был признан мастером в области гипноза.

Из биографии Милтона Эриксона: «Милтон Эриксон в детстве отличался некоторыми особенностями развития. Он не говорил до 4-х лет. Когда сердобольные соседи говорили матери: «Мамаша, а ребеночек-то не говорит», мудрая мама отвечала: «Он занят. Он думает. Настанет время – заговорит.» По этому поводу Эриксон затем говорил своим ученикам: «Да, я заговорил в четыре года; ну и что? Вот моя младшая сестра; заговорила в два года, говорит до сих пор; пока еще ничего не сказала».

(М. Гинзбург, Е. Яковлева).