Найти в Дзене

Новое прочтение старой книги. "Горе от ума" - почему диссидент Чацкий непременно бы стал иностранным агентом?

Оглавление

Давно хотел написать эту статью, но руки не доходили. Недавно в руки мне попала пьеса Грибоедова "Горе от ума", я прочитал ее и удивился, как по разному мы можем воспринимать одно и то же произведение в разное время.

Как нас учили в школе? Чацкий - прогрессивный молодой человек, обличитель старых реакционных порядков, особенно крепостничества. И вообще чуть ли не борец за народное счастье и без пяти минут революционер. Положительный герой

А вот теперь, десятилетия спустя, как оказалось, в этом произведении далеко не все так однозначно со многими героями. И особенно с Чацким, похож он не на положительного героя, а как раз на самого что ни на есть плохого парня, который только в начале своего жизненного пути.

И как мне кажется, что живи Чацкий сейчас, то он со временем получил бы звание "иноагента"

Забавно, что в произведении Чацкий практически ничего не говорит о себе, Так, общие слова, и если и говорит, то о том, какой он красаффчег. Начиная с самого начала, когда рассказывает, как загнал несколько лошадей, пока скакал к Софье.

-2

Гораздо больше о нем говорят другие. Он новый человек для общества старой Москвы

Зато Чацкий только что и делает, что и говорит о других. Слишком много, в том числе, что воспитанному человеку говорить и не следовало. Иной раз даже не говорит, а изрекает обличительные речи.

Начинается пьеса с того, что Чацкий, молодой человек, который потерял родителей в детстве и воспитывался в семействе Фамусова, возвращается домой из-за границы, чтобы увидеть свою любовь - Софью Фамусову. И первое, что сделал - то наехал на нее. Мол не ждала его, овца такая.

Вы рады? в добрый час.
Однако искренно кто ж радуется этак?
Мне кажется, так напоследок
Людей и лошадей знобя,
Я только тешил сам себя.

Софья была конечно в шоке. Приехал незвано,хуже татарина, и еще наехал.

Всегда, не только что теперь. —
Не можете мне сделать вы упрёка.

И вот повеса неизвестно где пропадавший три года, требует у бедной девушки признаний в любви.

И потому скромны, не смотрите на свет.
Не влюблены ли вы? прошу мне дать ответ,
Без думы, полноте смущаться.

Красавчик одним словом. Уехал, когда девушке было 17 и она так хотела любви, приехал три года спустя, а девушка обязана ждать. Прямо с этого момента становится очевидным, что Чацкий настоящий самовлюбленный нарцисс.

-3

Единственное, что он толкового сказал, так это:

В России, под великим штрафом,
Нам каждого признать велят
Историком и геогра́фом!
Наш ментор, помните колпак его, халат,
Перст указательный, все признаки ученья
Как наши робкие тревожили умы,
Как с ранних пор привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья! —
А Гильоме, француз, подбитый ветерком?
Он не женат ещё?

Что есть - то есть. У нашей интеллигенции, зараженной русофобией, имеется тотальное неверие в русский народ, и без управления иностранцами или кнутом русский народ не сделает ничего.

-4

Фамусов не очень то и рад встрече с Чацким. Фамусова назвать положительным героем назвать невозможно. Настоящий казнокрад и приспособленец, который знает с кем поддерживать связи. Да, он выжига и плут, коррупционер, но при этом любящий отец и понимает, что настоящая цель прибытия его - это Софья, богатая невеста на выданье. При этом дает ему нелестную характеристику франта и мота.

Что и подтверждает его следующий диалог с Чацким. Где Чацкий юля признается, что не против и посвататься. На что ему Фамусов дает вполне нормальные советы - управлять имением и наконец то начать работать. На что Чацкий выдает козырную фразу, которая почему то приводила в оргазм школьных учителей литературы:

Служить бы рад, прислуживаться тошно

И тогда из Чацкого пошел настоящий поток сознания максималиста. Служить - это обязательно раболепствовать и никак иначе. Стучать головой в пол и подличать. Но ведь можно достойно служить без всего этого, но Чацкий вообще не слышит никого, кроме себя. Самокритика и рефлексии - это не для него. И самое забавное, про то, что "так жить нельзя" и так работать нельзя говорит человек, который, похоже, ни дня не работал. Напоминает сильно современных общественных активистов, которые сами никогда не по профилю, но поучают, как надо работать других и все что могут делать - критиковать. Забывая про аксиому: "Критикуя - предлагай".

И тут является полковник Скалозуб. В школе нам преподносили его как косноязычного солдафона. А если разобраться - то перед нами настоящий боевой офицер, который служил с 1809 года. Воевал в Великую Отечественную 1812 года, в заграничном походе 1813 года. Полковник, метит в мужья с Софье. Косноязычен - да, но он военный, который матом думает и матом в привычном окружении разговаривает. И только в в новой обстановке вынужден переводить свои речи на обычный язык.

И не так уж плохо у него это получается, например в беседе с Софьей в присутствии Молчалина предстает вполне галантным и остроумным человеком. Как по мне вполне неплохой вариант для мужа, правда слишком староват для нее.

-5

Во время беседы Скалозуба и Фамусова Чацкий в своем репертуаре - влазит в чужой разговор, отпуская неуместные колкости. Воспитание во всей красе. Фамусов говорит о нем сущую правду - неглупый малый, знаком с иностранными языками, образован. Только проку нет, не работает, а мог бы с такой то головой Но Чацкий грубо обрывает его.

Хотя в чем он не прав? Что толку от его ума и учености, если их приложить некуда. Получил он образование, судя по всему гуманитарное, а нужно ли оно? Что оно ему дало? Он не нашёл применения своим знаниям, и скатился в откровенную гордыню в гордыню и презрение к окружающим: "я такой умный, но непризнанный, сижу в окружении тупого быдла, которое меня не понимает".

-6

Но вместо того, чтобы подумать над тем, что, может быть, в жизни он делает что-то не так, он начинает разглагольствовать про то, что "судьи кто"?

Да, во многом в монологе он прав, но что, кроме критики он предлагает взамен? И самое главное - а что он делает, чтобы что-то изменить? Кроме обличительных речей? При том многое из сказанного можно бумерангом по лбу послать к нему:

Или вон тот ещё, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!

Изобличитель крепостничества, при этом имеющий 300-400 душ крепостных, благодаря труду которых может позволить себе ничего не делать. В 1803 году вышел "Указ о вольных хлебопашцах", то есть если он так переживает за судьбу крепостных - то мог бы отпустить их на волю. Но тогда придется работать, а работать, судя по всему, он не хочет и не любит, а любит он пламенные речи толкать перед московскими старушками.

Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдётся — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, —
Они тотчас: разбой! пожар!

И кто или что мешает Чацкому заниматься наукой или искусством? Тоже плохие судьи? Плохое образование? Отсутствие талантов? Почему он вообще ничем не занимается, кроме того, что только все ругает и критикует? Настоящий профессиональный критикан, классический современный блоггер-оппозиционер вырисовывается. Нетакойкаквсе. И как многие профессиональные оппозиционеры они стали такими только тогда, когда их отодвинули от власти и кормушки

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв…

Ничего не напоминает? А мне напоминает

Чем не Чацкий, только повзрослевший?
Чем не Чацкий, только повзрослевший?

Но зато совсем не против обвенчаться с богатой Софьей. Выгодной женитьбой дела поправить можно, и продолжать бездельничать, ругая все и всех. Хорош фрукт, нечего сказать

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в жёнах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрёкся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;

Мундир не такой, ребячество говоришь? Но прошел бы послужил Царю и Отечеству, узнал бы, что такое офицерская доля и что такое Родине служить. Может и понял бы, что мундир не так просто достается. Там и убить могут, но он достоин более высокого.

Он вообще нигилист по сути, ни во что не верит, все презирает. А от этого всего ничего до конфронтации с обществом и властью, вооружённой или политической. Это было справедливо и для XIX, и для XX веков, и сейчас тоже работает. А тут еще все усугубляется непростым характером.

В пьесе еще фигурирует Молчалин. Надо понимать, что он самого простого происхождения, но своим трудом, услужливостью и даже раболепием получил титул коллежского асессора, что давало потомственное дворянство. Настоящий добившийся понаехавший из Твери. Да, он не прекословит, слишком услужлив, Чацкий над ним откровенно потешается. А над кем он вообще не потешается? И кто лучше, человек, который из низов и добился небольшого звания, или дворянский хлыщ и бездельник, который только и умеет, что разглагольствовать и просаживать наследство.

-8

И его издевки над Молчалиным - это разве нормально? Хорошо разыгрывать из себя несгибаемого нонконформиста, когда ты рантье (а 300-400 душ тогда это уровень среднего помещика, шиковать не будешь, но жить на уровне среднего класса - вполне), а что надо делать Молчалину? Тоже быть несгибаемым обличителем нравов, получить пинка и сгинуть в безвестности в Твери? Сытый голодного явно не разумеет.

Молчалин тоже подкатывает клинья к Софье, и Чацкий начинает ревновать. Настолько, что сожалеет, что тот не сломал шею, когда упал с лошади. Чувствует конкурента, хотя еще ничего и не знает про это. Хотя Молчалин не против и Лизоньку в постели приголубить. Но это так, запасной аэродром, Софья то получше будет, одну в постельке валять, на другой жениться.

А Софья уж прекрасно поняла женским чутьем, что это за товарищ:

На что вы мне?
Да, правда: не свои беды́ — для вас забавы,
Отец родной убейся — всё равно.

И она абсолютно права, Чацкий и эмпатия - вещи разные. Он не чувствует боль других, не понимает их мотивацию, эмоции, не переживает, не сочувствует. На все у него есть набор хлестких фраз, которые он начинает изрекать на слова-триггеры из чужих уст. Лучшую характеристику дала этому Софья:

Хотите ли знать истины два слова?
Малейшая в ком странность чуть видна,
Весёлость ваша не скромна,
У вас тотчас уж острота́ готова,
А сами вы…

Чацкий исходит на го@но. Он то думал, что приедет и с кавалерийским наскоком покорит Софью. А тут конкурент на конкуренте:

Дождусь её и вынужу признанье:
Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб!
Молчалин прежде был так глуп!..
Жалчайшее созданье!
Уж разве поумнел?.. А тот —
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие манёвров и мазурки!
Судьба любви — играть ей в жмурки,
А мне…
(Входит София.)
Вы здесь? я очень рад,
Я этого желал.

Ну тут нарцисс во всей красе. Кругом люди нетрадиционной ориентации, а я Д'артаньян в белом пальто.

-9

Ищет объяснения. Забавный тип, пропадал столько лет, а хочет, чтобы девушка упала в его объятья в первый день. Тоже мне пикапер 19 века. Ну и получил мусалом по сусалам

Чацкий
Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин, например…
София
Примеры мне не новы;
Заметно, что вы жёлчь на всех излить готовы;
А я, чтоб не мешать, отсюда уклонюсь.

Э нет, такой вариант явно не по душе. А работать, а когда я буду речи толкать, для этого нужны деньги

Чацкий
(держит её)
Постойте же.
(В сторону.)
Раз в жизни притворюсь.
(Громко.)
Любуясь им, вы придали ему;
Не грешен он ни в чём, вы во сто раз грешнее.
Нет! нет! пускай умён, час от часу умнее,
Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос.
Чтоб равнодушнее мне понести утрату,
Как человеку вы, который с вами взрос,
Как другу вашему, как брату,
Мне дайте убедиться в том;

Эге, я же говорил, что он считает себя красавчиком во всем, более того, не добивается сердца якобы возлюбленной, а снисходит с милостью к грешнице обручиться с избранным. И еще раз дает ему точнейшую характеристику самовлюбленного нарцисса.

В презреньи к людям так нескрыту?
Что и смирнейшему пощады нет!.. чего?
Случись кому назвать его:
Град колкостей и шуток ваших грянет.
Шутить! и век шутить! как вас на это станет! —

Софья гораздо умнее, нежели нам говорили в школе. И видит человека насквозь. Лучше Молчалин, чем Чацкий? А лучше ли?

Чацкий в бешенстве. Надо же, выбрали не его, а какого-то вшивого Молчалина

Ах! Софья! Неужли́ Молчалин избран ей!
А чем не муж? Ума в нём только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
(Входит Молчалин.)
Вон он на цыпочках, и не богат словами;
Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!

Между Молчалиным и Чацким происходит разговор, мужики начинают меряться пиписками. Молчалин здорово напоминает комсомольского вожака времен развитого социализма. Или современного конъюнктурного "патриота". Такие знают, что хотят в жизни, идут к цели и готовы на что угодно ради цели. Именно такие рассказывали про единственно верное учение, а потом первыми сжигали партбилеты. Именно такие сейчас ищут "голубую" пропаганду в произведениях Пушкина. А если переедут в Америку - то будут первыми защитниками людей радужной ориентации.

Заканчивается беседа невеселыми мыслями Чацкого

С такими чувствами! с такой душою
Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Это надо же, другого полюбила. Принять для него это положительно невозможно. Я же говорил, что эмпатия ему абсолютно чужда.

Происходит встреча с Платоном Михайловичем, с которым Чацкий даже успел послужить. И когда он все успел за три года? А не так прост товарищ, видимо без протеже не обошлось.

Чацкий в своей эмоциональной слепоте даже не понимает, что люди меняются, и что бывший лихой кавалерист обзавелся семейством, начал карьеру, у него появились другие приоритеты. И это нормально, это хорошо. Человек должен меняться, плохо -когда не меняется.

Но Чацкий, видимо, считает, что человек должен вести себя что в 20, что в 30 одинаково, карьера - это плохо, всем в седло, а сделать карьеру и стать комендантом - это не есть гуд. Странный человек.

Собирается великосветское общество Москвы. Львы и львицы света и полусвета. Софья, которую до этого момента считаешь хорошей девушкой, решила жестоко пошутить над Чацким в отместку, объявив его сумасшедшим

Готов он верить!
А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?

Эта новость сразу обрастает слухами. Как в старом анекдоте:

-10

Начинается бал и от Чацкого все шарахаются как от чумного. Происходит знаменитый монолог Чацкого, обращенный к бабушкам. Да, в нем много правды - но зачем и для кого он ее говорит? Да и всякая ли правда нужна? Правда такая вещь, которой можно искалечить и даже убить. А если и решиться сказать правду - то надо это делать правильно.

Да, московское общество не идеально. Никто не вызывает положительных эмоций - оставим его описание на совести Грибоедова. Кстати, единственный, кто не участвовал в пересудах по поводу Чацкого - это Скалозуб.

Общество это связано интригами, круговой порукой. И Чацкий в нем чужой, его приняли только в память о его батюшке. И тут он начал заниматься никому не нужным изобличительством.

Но сам то он чем лучше? По сути он кривое зеркало, и общество увидело в нем себя. И просто его выкинуло

Кого он победил? Кого он переубедил? Что дали его славословия? Только пуще озлобили. И каким боком тут его прогрессивность и чуть ли не революционность? Таких "обличителей режЫма" на любом митинге полно было. Неужели этого франта и позера преподносили нам как хорошего парня?

Ну а финальная сцена вообще красота. Чацкий в гневе - как это так, променяли его на какого-то Молчалина. Он обвиняет Софью во всех грехах, притом не в первый раз. Надо же, девушка повзрослела и не поддается манипуляциям, это какой-то позор.

-11
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что всё прошедшее вы обратили в смех?!
Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки — всё противно, —
Я с вами тотчас бы сношения пресёк,
И перед тем, как навсегда расстаться
Не стал бы очень добираться,
Кто этот вам любезный человек?..

"Увели девушку! Из стойла увели!". И начинается у него форменная истерика, с пафосными такими словами.

-12

А где же ты был, мил человек, столько лет? О какой надежде он вообще говорит, ни слуху ни духу не было три года - и тут явился. А что за эти три года все может поменяться, особенно когда о тебе ничего не известно - видимо в "умной" голове не укладывается. Ладно был бы солдат-срочник, юный и наивный, который два года письма шлет, девушка, его ждет, ага, в таком то возрасте. А тут уже человек более взрослый - и уверен, что где-то на него молятся и только и делают, что ждут.

Но и Молчалину не повезло, конкурента то он отбил, но своей невоздержанностью погубил себя, не вовремя начал откровенничать с Лизой. И поедет он теперь опять в Тверь, это и к бабке не ходи. А Софья - "в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов... над святцами зевать..."

И послевкусие от этой книги не самые лучшее. Нет там ни одного положительного героя

Фамусов - порядочный мракобес. Не нормальный консерватор, а именно ретроград. Наверняка казнокрад и занимается кумовством.

Софья - не такая и простушка, как кажется изначально. Неглупа, но, как оказалось, мстительна. Беда ее в том, что она влюбилась в такого человека, как Молчалин.

Молчалин, с одной стороны, self-made man. Для выхода из черни его положение - это успешный успех. Но вот методы его не самые лучшие. Карьерист в худшем смысле этого слова, такой пойдет по головам. Двуличен.

Скалозуб - единственный человек, который более-менее симпатичен. Боевой офицер, который, правда, военную карьеру после сменил на карьеру в столице. Этим он схож Платоном Михайловичем. При этом Скалозуб тоже карьерист не в лучшем смысле этого слова. Но не надо забывать, что его активно записывали в карьеристы и критики, такие как тот же Герцен. А кем он был на деле - сложный вопрос. Многие блестящие боевые офицеры в прошлом превратились в кабинетных генералов, но разве это умаляет их прошлые заслуги.

Ну а самый неоднозначный персонаж - это, конечно же, Чацкий. Вроде умен, но никакого толку от его ума нет. Ни ему, ни другим. Приложить его на благо он не может, да и не особо хочет. Идеалист, но ничего не делает, чтобы как-то реализовать свои идеалы. Велеречив, но его речи пусты, так как не несут никакого созидательного начала. Думаю, что он просто разочаровался в том, что он не может изменить систему и озлобился. А причина - гордыня, мать всех грехов. Не гордость, а именно гордыня.

Гордость - это когда человек себя уважает, а гордыня - когда он других презирает.

Он оказался настоящим ненужным, лишним человеком. Ни государству, ни обществу. А института интеграции таких ненужных людей я не знаю. И это плохо.

Именно из таких, ненужных, но неглупых людей, вырастают общественные активисты. Они умны, эмоциональны и даже хотят бороться за все хорошее против всего плохого. Но даже не представляют, как сложно это сделать, и вообще невозможно сделать всем хорошо.

В результате у них идет отрыв от общества, потому что общество, которое сначала даже поддерживало их, начинает со временем не понимать их борьбу ради борьбы - именно в это перерождается их сначала конструктивная критика. Сначала начинают критиковать конкретных людей, после чего общественная деятельность превращается в политическую и, в конце концов, в деструктивную схему "Геть эту власть, до основания, а затем". А затем всякие форумы, где хотят разделить Россию, ввести паспорт "хорошего русского" и поддерживают РОА, тьфу, РДК, будучи уверены, что они борются с гебешным режимом. Власов тоже так думал, но ошибался

После все перерастает в злобу, а после и ненависть. Я вот иногда читаю блоги уехавших оппозиционеров и смотрю их видеоролики. И главное, что я ощущаю - это ненависть, которая прямо лучится с экрана. Где все эти прекраснодушные борцы то за Химкинский лес, то честные журналисты, то учитель истории в нижегородской школе? Да вот они, вещают с экрана, изливая потоки злобы.

И я практически не сомневаюсь, что Чацкий не стал таким же. Сначала бы ругал людей, нравы, потом начал бы ругать власть - а потом и Россию с русским же народом. А потом в один день сбежал бы в Лондон через Верхний Ларс и писал бы про "Былое и думы" "С того берега", получив звание иноагента

Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы

У меня же на сегодня все, если было интересно - ставьте лайк и подписывайтесь