Найти в Дзене
Проделки лисы

Коллекционер Джона Фаулза: книга и спектакль

У Джона Фаулза я обожаю многое: очень хороши «Волхв» («Маг»), «Подруга французского лейтенанта», «Башня из черного дерева», «Мантисса», но «Коллекционер» — это 100%-ная классика. Философско-психологический триллер с глубоким исследованием человеческой души. В своё время я сильно удивилась тому, что мой друг-филолог посчитал странным то, что мне так зашла именно эта книга у Фаулза, потому что обычно она нравится мужчинам, а девушки считают её скорее неприятной. Неприятных моментов там достаточно, бесспорно, но это не делает её ни капельки хуже и менее интересной. О чём текст? Особенность книги — необычная форма: она состоит из двух частей. Первая — рассказ событий от лица главного героя Фредерика — не очень образованного и интеллектуального клерка, коллекционирующего бабочек. Вторая часть — от лица главной героини Миранды, воздушной, красивой и образованной художницы, в которую влюбился Фредерик. В силу глубоких внутренних проблем и комплексов Фредерик не находит ничего лучше, чтобы быт

У Джона Фаулза я обожаю многое: очень хороши «Волхв» («Маг»), «Подруга французского лейтенанта», «Башня из черного дерева», «Мантисса», но «Коллекционер» — это 100%-ная классика. Философско-психологический триллер с глубоким исследованием человеческой души. В своё время я сильно удивилась тому, что мой друг-филолог посчитал странным то, что мне так зашла именно эта книга у Фаулза, потому что обычно она нравится мужчинам, а девушки считают её скорее неприятной. Неприятных моментов там достаточно, бесспорно, но это не делает её ни капельки хуже и менее интересной.

О чём текст? Особенность книги — необычная форма: она состоит из двух частей. Первая — рассказ событий от лица главного героя Фредерика — не очень образованного и интеллектуального клерка, коллекционирующего бабочек. Вторая часть — от лица главной героини Миранды, воздушной, красивой и образованной художницы, в которую влюбился Фредерик. В силу глубоких внутренних проблем и комплексов Фредерик не находит ничего лучше, чтобы быть рядом со своим объектом обожания, кроме как похитить его и запереть в своем подвале, включить, так сказать, в свою маленькую коллекцию. 

Весь текст насыщен глубочайшей иронией — высмеивая эту совершенно дикую и неадекватную ситуацию, автор на протяжении всего текста показывает, как вежливо и галантно Фредерик обращается со своей возлюбленной: обустраивает для неё комнату, по расписанию пьет с ней чай, как истинный джентльмен, заботится и спрашивает, чего ей не хватает для счастья… Первые порывы героини, конечно, любым способом выбраться и спастись, перехитрить безумного клерка, но когда все попытки проваливаются, она смиряется с ситуацией и просит его принести ей всё для творчества и написания картин.

Когда читаешь книгу, поражаешься, насколько разным языком, в разной стилистике преподнесены две истории — мы словно заглядываем по очереди в душу каждого героя, видим мир его глазами, и понимаем, насколько непреодолимая пропасть и разрыв между этими противоположными вселенными. И эту особенность формы очень классно удалось сохранить в спектакле творцам МТЮЗа («Московский театр юного зрителя»).

-2

2,5 часа полного восторга, без преувеличения. Зал театра очень камерный, всего, наверное, человек на 50. Маленькая комната с очень напряженным дуэтом всего двух актеров, которые ни на секунду не дают тебе заскучать. Сцена представлена не в виде классической сцены, а комнаты в том самом подвале, потому сохраняется это ощущение «подглядывания» за чужой жизнью: ты словно сам становишься участником этой жуткой ситуации и все эмоции от увиденного проживаются с двойной силой.

Актеры играли великолепно. Режиссер нашел много интересных деталей, которые можно адаптировать именно в театральной подаче: например, когда Миранда проживает и постепенно осознаёт то, что с ней случилось, мы видим её немного (или много…) сумасшедший танец под пугающую и напряженную музыку, всё её существо буквально расползается по стенке и мы чувствуем в этом танце, как её разрывает изнутри. У Фредерика другое: после каждого диалога с Мирандой он выходит из комнаты и обращается к зрителям, ломая четвёртую стену: рассказывает, как сам видит эту ситуацию, почему так поступает, оправдывается и пытается приемлемым образом объяснить своё поведение (что, естественно, не работает, оттого становится еще более жутко наблюдать за происходящим).

-3

Интересный приём, опять же расширяющий восприятие текста именно в театральном воплощении — фотографии Миранды, которые сделал Фредерик, против её воли, красивые, но очень болезненно сексуальные, по понятным причинам. Приглушенный свет, проектор крутит фото на стене, Миранда зачитывает свой дневник, и зритель еще глубже погружается в её боль.

В общем, чтобы не делать лишних спойлеров, остановлюсь: таких интересных находок в спектакле было достаточно много. Так что долгожданный и такой редкий в последнее время катарсис в финале истории был получен и оставил до безобразия жуткое и трагичное послевкусие. Сколько бы ты ни думал о том, что в мире должно быть много красоты, нужно созидать и творить прекрасное, понимаешь, что всегда найдутся те самые клерки и грубые невежественные Калибаны, не способные и не желающие понять его истинную ценность, и оттого плодящие ненависть и разрушающие эту самую красоту в попытках заглушить собственную боль и слабость. «Коллекционер» поднимает острые социальные вопросы и не дает однозначных ответов: это то, над чем придётся корпеть не одному поколению и, скорее всего, во веки веков, ибо только в этом бурном противостоянии красивого и безобразного, духовного и низменного, свободы и заточения, силы и слабости, культуры и невежества, глубины и поверхностности и рождается та самая суть жизни, которую без этих дихотомий невозможно было бы познать.