Открываем ящик Пандоры! Сегодня будем смотреть, какие произведения одиннадцатиклассники должны были прочитать за осень. Я прикинула по календарю на этот учебный год количество уроков к сегодняшнему дню: должно было пройти примерно 50 уроков. Возможно, где-то чуть больше, где-то чуть меньше из-за того, что каникулы у кого-то были в октябре и ещё будут на следующей неделе, а у кого-то были только каникулы в начале ноября и до новогодних праздников уже не будет.
Итак, что же за эти 50 уроков предполагается пройти?
- Начинаем учебный год с А.И. Куприна.
Углублённый уровень рекомендует на его изучение 4 часа. За это время необходимо обсудить 2 произведения на выбор: "Гранатовый браслет", "Олеся" или "Поединок". Я бы взяла первые два, хотя в читающем классе можно и все 3 обсудить.
Для сравнения: на базовом уровне - 2 часа и 1 произведение.
- Далее 3 часа посвящаем Леониду Андрееву.
Обсуждаем 2 его произведения из 3 предложенных: "Иуда Искариот"/ "Большой шлем"/ "Рассказ о семи повешенных". Я бы взяла первое и последнее как наиболее характерные рассказы Андреева.
На базовом уровне берём только 1 рассказ на 2 часа.
- На творчество Максима Горького отводим 6 часов.
Выбираем 2 произведения из списка: "Старуха Изергиль"/ "Макар Чудра"/ "Коновалов"/ "Фома Гордеев". Я традиционно взяла бы первые два. Сколько себя помню, именно их в школе и проходят. Конечно же, разбираем и пьесу "На дне". И не просто разбираем, а пишем сочинение (т.е. 2 часа на это из развития речи берём).
На базовом уровне отведено 5 часов на 1 эпическое произведение по выбору и на пьесу "На дне".
- Завершаем первый раздел 3 уроками, посвященными поэзии Серебряного века.
Берём 3 произведения двух поэтов.
На базовом уровне предполагалось 2 часа на 1 поэта.
Если честно, эти 3 урока я бы провела как семинар/ мини-конференцию/ поэтический концерт. То есть в формате, когда учащиеся индивидуально или в мини-группах готовят сообщение о каждом поэте из перечня и читают его стихотворения. На мой взгляд, это продуктивнее, чем выбирать всего лишь 2 поэтов.
Если делать краткое резюме по первому разделу, то сказать можно следующее: изменения сравнительно с базовым уровнем не особенно значительные. Добавляется 5 часов. Существенно это сказывается на "глубине" погружения только в случае с Куприным. В остальном, мне кажется, можно было обойтись и базовым количеством часов.
Второй раздел "Литература ХХ века", самый большой в программе, открывает
- творчество И.А. Бунина.
Ему посвящаем 6 часов. Берём 2 стихотворения, 3 рассказа и ещё фрагментами читаем "Окаянные дни".
По сравнению с базовым уровнем изменение существенное: там 3 часа и только 2 рассказа.
За 6 часов вполне можно обсудить (если учащиеся умеют грамотно сопоставлять) все перечисленные рассказы. На мой взгляд, они гораздо важнее и интереснее и лирики Бунина, и его "Окаянных дней".
- Дальше 6 часов посвящаем Блоку.
Обсуждаем 6 его стихотворений и поэму "Двенадцать". Много! 4 часов, которые предусмотрены в базовом варианте программы, на это хватило бы вполне.
- Следом 3 часа говорим о творчестве Н. Гумилева.
Его на базовом уровне вообще не обсуждают. Иными словами, здесь профильный уровень действительно углубляет и расширяет знания о литературном процессе и персоналиях.
- 6 часов посвящаем творчеству Владимира Маяковского.
Выбираем 5 стихотворений из перечня, обсуждаем "Облако в штанах" и вступление к поэме "Во весь голос". Мне кажется, здесь всё хорошо продумано. В базовом варианте отведено 4 часа на 3 стихотворения и поэму.
- Также 6 часов говорим и о Сергее Есенине.
Аналогично выбираем 5 его стихотворений из списка и обсуждаем поэму "Чёрный человек".
По сравнению с базой здесь тоже очевидная удача: там всего 3 часа на 3 стихотворения.
- На последних осенних уроках выпускники 4 часа подряд говорят о Мандельштаме и читают 5 его стихотворений по выбору.
По сравнению с базовым уровнем количество часов выросло вдвое. Не знаю, нужно ли столько. Я бы ограничилась 2-3 уроками, а выигранное время посвятила прозе, которая вот-вот начнётся зимой.
*
Вот такая картина по первым (чуть менее чем) 50 урокам литературы в 11 классе. Пока впечатление довольно неплохое: да, есть некоторые "раздутые" темы (возможно, это субъективно, но всё же), есть выигрышные решения, которые позволяют значимым произведениям посвятить больше времени.
Через несколько дней я вернусь к этой теме и расскажу о том, что же ждёт выпускников во время зимних уроков литературы.
Что Вы думаете по поводу перечня произведений? Вы всё так же изучали, будучи школьником? Есть ли что-то, что Вы хотели бы из этого перечня убрать?
Другие статьи по теме: