Второй по популярности запрос среди моих учеников, которые начинали учиться сами - "не получается петь и играть вместе". Или руки перестают играть, или голос - петь. Иногда петь вроде бы и получается, но слышите, что звучит что-то не то - не узнаете в своем исполнении оригинал песни.
Меня зовут Виктория, я педагог по гитаре для детей и взрослых. Я уже обучила играть уже более 100 человек от 6 до 60 лет, занимаюсь этим уже более 7 лет. В этой статье рассмотрим основные причины, почему вокал не "ложится" на бой/перебор. А также поделюсь упражнениями, которые помогут преодолеть эту трудность.
Причина 1: в руках ещё нет автоматизма
При исполнении песен на гитаре мы, по сути, делаем несколько дел одновременно. Это было бы невозможно, если бы не было такого явления, как автоматизм.
Исполнительский автоматизм - это переход заученных игровых движений в мышечную память. Мозг дал правой руке команду - "играй бой пятерку", а дальше на фоне отслеживает, что бой звучит и все хорошо. Правая рука у гитаристов максимально заточена под автоматизм.
С левой чуть сложнее - совсем до автоматизма довести её не получится. Нужно менять аккорды, что сделать без контроля мозга невозможно. Здесь мы доводим до автоматизма знание аккордов с названиями. Мозг говорит левой руке - "Am", и рука формирует необходимую комбинацию пальцев.
Пока мы пытаемся делать только два дела одновременно, все обычно идет неплохо. Частая ошибка начинающих - пытаться подключать пение тогда, когда "ну вроде бы уже получается играть, попробую". Если в руках нет автоматизма, мозг вынужден делать уже не 2, а 3 задачи одновременно. А такое количество дел достаточно хорошо он уже делать не сможет - одна из задач постоянно будет "выпадать": то аккорд вовремя не поменяется, то правая рука остановится и перестанет играть бой.
Решение: не торопиться подключать вокал. Небольшой лайфхак: начинать петь можно тогда, когда при игре аккордов и боя поймаете себя на том, что отвлекаетесь. Играете бой, аккорды - и тут вдруг в процессе игры заметили, что на телефон сообщение пришло? И что-то вдруг пойти чаю попить захотелось? Отлично! Раз мозг отвлекся - значит, передал эти действия рукам.
Значит, можно переходить к следующим действиям.
Причина 2: поете и играете в разных темпах
Бывает и другая ситуация: бой и аккорды до автоматизма довели. Но при пении сбиваетесь, чаще всего - примерно в одном и том же месте. А если не сбиваетесь - смущает, что звучание получается не похоже на оригинал.
Стоит проверить такой момент: аккомпанемент и мелодия должны играться в одном и том же темпе. Бывает что играете медленнее, потому что это удобно - а поете в оригинальном темпе, так, как "помнят" уши. Тогда в какой-то момент слов или не хватает - по тексту аккорд уже сменился, а у вас ещё не закончился бой/перебор. Или, наоборот, их слишком много.
Решение (вариант первый): поиграть под замедленный оригинал
Это поможет если разрыв в темпах не слишком большой. Плюсы - сразу слышно все нюансы (так как слова в песнях не всегда идут ровно, какие-то могут тянутся, какие-то сжиматься под замысел композитора). Минусы - подойдет не всем, кого-то это может, наоборот, сбивать.
Решение (вариант второй): сопоставить сильные доли
Второй вариант более универсальный: в моей практике ещё не было человека, которому бы он не подошел, независимо от возраста.
Суть: необходимо найти и отметить для себя в тексте слоги(буквы), на которые приходится первый удар боя/звук перебора. Для удобства можно поставить себе ударение или отметить цветом нужное место в тексте подбора.
Как найти сильные доли? Посмотреть, в каком месте указана смена аккорда в подборе (над словом или между словами), затем послушать песню и проверить на слух - в этом же месте в оригинале меняется звучание аккорда? При верстке сайтов с подборами аккорды нередко свдигаются относительно текста, поэтому главное оружие музыканта - уши :) Опираемся в первую очередь на свой слух и знание о том, как должна звучать песня.
Больше о том, как выбрать подходящую песню для изучения и почему она обязательно должна вам нравиться, можно почитать тут.
Затем проигрываем сильные доли и проговариваем текст. Голосом делаем акцент на ту букву или слог, куда приходится первый удар боя/звук перебора (это и есть сильная доля, первая доля в музыке всегда сильная, то есть ударная). Важно: звучать будет не весь бой/перебор, а только его сильная доля (проще говоря - на нужный слог или букву делаем «брынь» правой рукой).
Этот метод поможет сопоставить сильные доли с нужными слогами текста. После нескольких проигрываний такого упражнения можно возвращать полный бой/перебор - сможете заметить, что стало звучать ровнее. Останется только отслеживать, чтобы сильные доли оставались на своих местах - бой или перебор начинался в том месте, где есть отметка в тексте и в правой руке был «брынь» в упражнении.
Но хочу отметить - эти методы помогут тогда, когда движения рук уже доведены до автоматизма. Если этого ещё не произошло, лучше вернуться к первой причине - мозгу просто не хватает ресурса удерживать в активном внимании сразу 3 разных направления деятельности.
Пишите в комментариях - с какими сложностями вы сталкиваетесь при обучении игре на гитаре? Сделаю отдельные статьи по этим темам)