Симметрия, которая лежит в основе орнаментов, помогает не только организовать пространство, но и служит языком, понятным на подсознательном уровне.
Симметрия — это не просто зеркало, отражающее части фигуры в идеальном равновесии. Это гораздо более сложный и многогранный феномен, который проявляется не только в природе, но и в нашем восприятии, культурных символах и дизайне. Считается, что симметрия — это одна из тех универсальных черт, которые помогают нам ориентироваться в мире. Но как именно мы воспринимаем симметрию? Что она для нас значит и как влияет на восприятие окружающей действительности?
В книге Дороти Костер Уошберн "Симметрии культуры: Теория и практика анализа плоскостных паттернов" (1988) приводится анализ целого ряда исследований, который связывает теорию симметрии с культурным контекстом и анализом орнаментов и узоров. Это работа, которая соединяет психологию восприятия, антропологию и искусствоведение, используя симметрию как ключевой элемент в анализе культурных паттернов. Ниже мы приведем некоторые выводы из этой книги.
Симметрия и мозг: как мы распознаем паттерны
Наш мозг автоматически ищет закономерности и симметрии в окружающем мире. В процессе восприятия есть несколько стадий обработки информации, которые включают распознавание паттернов, их классификацию и обобщение. Симметрия, как важный элемент этих паттернов, помогает нам быстрее и точнее воспринимать объекты.
Симметрия используется для распознавания объектов, их хранения и воспроизведения. На начальной стадии восприятия, когда мы сталкиваемся с новым объектом, наш мозг выделяет такие признаки, как линии, углы и пространственные отношения. Симметрия, будь то вертикальная или горизонтальная, помогает легче классифицировать объект как целостный и запоминающийся. Многочисленные исследования показывают, что симметричные фигуры воспроизводятся точнее, чем асимметричные, что подтверждает гипотезу о том, что симметрия облегчает процесс памяти.
Культурное восприятие симметрии
Однако восприятие симметрии — это не универсальный процесс. Исследования показывают, что восприятие форм и симметрии в разных культурах зависит от культурных норм и привычек. Например, в одном из экспериментов показано, что в разных странах люди имеют разные предпочтения относительно симметричных паттернов.
Что это означает для искусства? Если симметрия — это обучаемое предпочтение, тогда мы можем объяснить доминирование определённых видов симметрии в искусстве разных культур. Так, например, симметричные узоры в архитектуре и орнаментах многих культур могут не только отражать эстетические предпочтения, но и олицетворять гармонию и порядок в восприятии мира.
Неопровержимым остается тот факт, что симметрия, несмотря на культурные различия, является важным инструментом для восприятия. Исследования показывают, что вне зависимости от того, насколько быстро мы способны воспринимать и воспроизводить формы, все люди используют симметрию как ключевую характеристику в восприятии объектов.
Математический анализ орнамента
В основной части своей книги Уошберн исследует, как геометрические элементы, такие как линии, углы и формы, организуются в гармоничные узоры. Она детально рассматривает различные виды симметрии, которые используются в орнаментах, включая зеркальную, вращательную и трансляционную симметрию.
Особое внимание уделено методам анализа, которые позволяют выявить скрытые закономерности в орнаментах и понять их значение в контексте культурных и исторических процессов. В книге рассматриваются примеры орнаментов, встречающихся в разных регионах мира, что позволяет выявить как универсальные, так и уникальные паттерны, характерные для отдельных культур.
Ссылка на книгу: https://archive.org/details/symmetriesofcult0000wash
Washburn, Dorothy Koster - Symmetries of culture : theory and practice of plane pattern analysis, 1988
Подписывайтесь на нас в Дзене и узнавайте больше об орнаментах!
Мы Вконтакте: https://vk.com/art_of_ornament
Мы в Телеграме: https://t.me/art_of_ornament