Найти в Дзене

Секреты картин Ван Гога

В Национальной лондонской галерее до 19 января 2025 года проходит выставка «Ван Гог: поэты и любовники». В этой статье мы расскажем о десяти сюрпризах, которые приготовили картины Ван Гога, приехавшие в британский музей со всего мира. Автопортрет Ван Гога когда-то висел в Риджентс-парке Знаменитый Автопортрет Ван Гога (сентябрь 1889 г.) когда-то висел в Уинфилд-хаусе, официальной резиденции американского посла. Построенный в 1936 г. особняк расположен в уединенном месте в Риджентс-парке и может похвастаться крупнейшим частным садом Лондона после Букингемского дворца. Как показывает эта фотография, автопортрет художника висел над каминной полкой в прихожей, ведущей в столовую. Джон Хэй Уитни, посол в Великобритании в 1957-1961 годах, хранил картину в своей личной коллекции. Он умер в 1982 году, а в 1998 году его вдова Бетси завещала автопортрет Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Теперь он снова вернулся в Лондон, правда, временно. Картина на кухонном полотенце Когда у Ван Гога

В Национальной лондонской галерее до 19 января 2025 года проходит выставка «Ван Гог: поэты и любовники». В этой статье мы расскажем о десяти сюрпризах, которые приготовили картины Ван Гога, приехавшие в британский музей со всего мира.

Автопортрет Ван Гога когда-то висел в Риджентс-парке

Знаменитый Автопортрет Ван Гога (сентябрь 1889 г.) когда-то висел в Уинфилд-хаусе, официальной резиденции американского посла. Построенный в 1936 г. особняк расположен в уединенном месте в Риджентс-парке и может похвастаться крупнейшим частным садом Лондона после Букингемского дворца.

Автопортрет Ван Гога (сентябрь 1889 г.) и фотография с этой картиной, висящей в передней комнате Уинфилд Хаус, Лондон (1959 г.)
Автопортрет Ван Гога (сентябрь 1889 г.) и фотография с этой картиной, висящей в передней комнате Уинфилд Хаус, Лондон (1959 г.)

Как показывает эта фотография, автопортрет художника висел над каминной полкой в прихожей, ведущей в столовую. Джон Хэй Уитни, посол в Великобритании в 1957-1961 годах, хранил картину в своей личной коллекции. Он умер в 1982 году, а в 1998 году его вдова Бетси завещала автопортрет Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Теперь он снова вернулся в Лондон, правда, временно.

Картина на кухонном полотенце

Когда у Ван Гога заканчивался холст, он иногда использовал ткань, известную во Франции как торшон, которая широко используется для кухонных полотенец. На ней часто есть красные линии или узоры.

Картина Ван Гога «Большие платаны (Дорожные ремонтники в Сен-Реми)» (декабрь 1889 г.), с несколькими красными пометками на торшонированной ткани. Кливлендский музей искусств
Картина Ван Гога «Большие платаны (Дорожные ремонтники в Сен-Реми)» (декабрь 1889 г.), с несколькими красными пометками на торшонированной ткани. Кливлендский музей искусств

26 ноября 1889 года Винсент пожаловался своему брату Тео, что он «полностью исчерпал свой холст». Несколько дней спустя он написал на торшоне большую картину «Большие платаны». Некоторые участки картины были тонко закрашены, и среди камней на переднем плане, слева от центра, можно различить красные ромбы.

Ван Гог в казино

Имя Стива Уинна раскрывается на лондонской выставке как владельца картины «Мост Тринкетай» (июнь 1888 г.). Он купил его на Christie's в 2021 г. за 39 млн долларов, и он принадлежит его компании Wynn Fine Art, базирующейся в Лас-Вегасе.

Ван Гог. Мост Тринкетай (июнь 1888 года)
Ван Гог. Мост Тринкетай (июнь 1888 года)

Фирма описывает Уинна как «американского предпринимателя, филантропа, коллекционера произведений искусства и визионера, которому приписывают превращение Лас-Вегас-Стрип в международную достопримечательность».

Почему именно белая рама?

Это стало сюрпризом даже для кураторов выставки. Национальный музей западного искусства в Токио решил изменить свою картину «Розы» (апрель 1889 г.), вынув ее из традиционной позолоченной рамы. Мало кто из посетителей лондонской выставки поймет, что новая белая рама — это копия той, которая, возможно, была на картине в 1890 г., вскоре после того, как работа была передана доктору Полю Гаше самим Винсентом.

Картина Ван Гога «Розы» (апрель 1889 года) в позолоченной раме и в современной копии рамы доктора Гаше. Национальный музей западного искусства, Токио
Картина Ван Гога «Розы» (апрель 1889 года) в позолоченной раме и в современной копии рамы доктора Гаше. Национальный музей западного искусства, Токио

У Гаше было довольно много картин, подаренных ему братьями Ван Гог, для которых он сам создавал рамы. Несколько лет назад были обнаружены пустые рамы, оставленные соседом сына доктора. Их существование впервые было обнаружено год назад на выставке в Музее Орсе в Париже.

«Розы» принадлежавшие доктору Гаше, проданы его сыном в 1923 году, затем куплены японским коллекционером, в конечном итоге оказавшись в Токийском музее.

Один из самых богатых людей в мире

Фонд, основанный успешным бизнесменом, филантропом и коллекционером Бернаром Арно, владеет «Общественным парком в Арле» (октябрь 1888 г.).

Ван Гог. Общественный парк в Арле (октябрь 1888 г.). Фонд Луи Виттон, Париж
Ван Гог. Общественный парк в Арле (октябрь 1888 г.). Фонд Луи Виттон, Париж

Финансирование Fondation Louis Vuitton осуществляется парижской компанией Арно по производству предметов роскоши LVMH. В мире искусства он наиболее известен своим ярким выставочным центром в здании, спроектированном Фрэнком Гери в 2014 году в Булонском лесу.

«Общественный парк в Арле» был предоставлен фондом для выставок Ван Гога в Париже (2014) и Нью-Йорке (2023), но анонимно. Теперь секрет раскрыт, и в Лондоне на этикетке картины указан ее владелец.

Подсолнухи "переоделись", чтобы воссоздать мечту

Национальная галерея для выставки смогла заполучить одну из двух версий «Подсолнухов» Ван Гога на синем фоне. Это позволяет воссоздать задуманный художником триптих с желтыми и синими «Подсолнухами» по обе стороны от «Колыбельной» (январь 1889 г., Музей изящных искусств, Бостон).

«Подсолнухи» Ван Гога на синем фоне из Филадельфийского музея искусств в оригинальной позолоченной раме и в новой более простой раме на выставке в Национальной галерее.
«Подсолнухи» Ван Гога на синем фоне из Филадельфийского музея искусств в оригинальной позолоченной раме и в новой более простой раме на выставке в Национальной галерее.

Проблема для лондонских кураторов заключалась в том, что синие «Подсолнухи» из Художественного музея Филадельфии были в богато украшенной позолоченной раме, тогда как желтые «Подсолнухи» из Национальной галереи были в более простой раме, сделанной в Италии в XVII веке. Они бы смотрелись нелепо вместе.

Триптих с лондонскими и филадельфийскими «Подсолнухами» (август 1888 и январь 1889), окружающими «Колыбельную» (январь 1889)
Триптих с лондонскими и филадельфийскими «Подсолнухами» (август 1888 и январь 1889), окружающими «Колыбельную» (январь 1889)

Музей Филадельфии принял необычное решение временно «переодеть» свою картину в раму, схожую с лондонской. Это создает сбалансированный эффект при осмотре триптиха на выставке.

Кузнечик на картине

Недавнее открытие реставраторов в Художественном музее Нельсона-Аткинса в Миссури подтверждает, что «Оливковые деревья» были написаны на улице, а не в студии Ван Гога в приюте в Сен-Реми-де-Прованс. Были найдены части кузнечика, которые, должно быть, были занесены ветром на влажную краску Ван Гога.

Картина Ван Гога «Оливковые деревья» (июнь-сентябрь 1889 г.) с местом, где застрял кузнечик, обведенным красным, и сильно увеличенным изображением головы и задней ноги насекомого. Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити
Картина Ван Гога «Оливковые деревья» (июнь-сентябрь 1889 г.) с местом, где застрял кузнечик, обведенным красным, и сильно увеличенным изображением головы и задней ноги насекомого. Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити

Останки кузнечика не видны невооруженным глазом, но «Оливковые деревья» — великолепная картина, поэтому насладитесь ее драматически закрученными мазками.

Любовник с неправильной эмблемой

На портрете «Любовники», одном из пары портретов, давших подзаголовок выставке Национальной галереи, полковая эмблема лейтенанта Поля-Эжена Милле перевернута. Как поясняется в каталоге выставки, полумесяц должен указывать направо, а не налево. Винсент нарисовал его правильно в письме к своему брату Тео.

Ван Гог. Любовник (портрет лейтенанта Милле) (сентябрь 1888 г.). Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло. 
Эскиз в письме Тео от 29 сентября 1888 г. Музей Ван Гога, Амстердам (Фонд Винсента Ван Гога)
Ван Гог. Любовник (портрет лейтенанта Милле) (сентябрь 1888 г.). Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло. Эскиз в письме Тео от 29 сентября 1888 г. Музей Ван Гога, Амстердам (Фонд Винсента Ван Гога)

Почему эмблема неправильно изображена на картине? Скорее всего, это была художественная вольность , чтобы создать более сбалансированную композицию. И вероятнее всего, эмблема была добавлена Ван Гогом после окончания сеанса позирования. Ведь лейтенант Милле наверняка счел бы искажение его полкового символа оскорблением.

Давайте сделаем обмен

Большинство посетителей выставки имеют смутное представление о том, как ведутся переговоры о предоставлении взаймы важных картин. Иногда другой музей тоже хочет получить нечто важное, в обмен на предоставленные им шедевры. Обычно такой обмен совершается без большой огласки.

Необычно, что Музей Нортона Саймона в Калифорнии попросил, чтобы их соглашение с Лондонской галереей было открыто для публики. На выставке в Лондоне на стене можно увидеть надпись об этой сделке: «ссуда» «Портрета крестьянина» предоставляется в «обмен» на ссуду Национальной галереи «Портрет мадам Муатесье» (1856) Жана-Огюста-Доминика Энгра на выставку Нортона Саймона два года назад.

Жан-Огюст-Доминик Энгр. Мадам Муатесье (1856). Музей Нортона Саймона, Пасадена.
Ван Гог. Портрет крестьянина (Патисьенс Эскалье) (август 1888). Национальная галерея, Лондон
Жан-Огюст-Доминик Энгр. Мадам Муатесье (1856). Музей Нортона Саймона, Пасадена. Ван Гог. Портрет крестьянина (Патисьенс Эскалье) (август 1888). Национальная галерея, Лондон

Сравнение изображений Энгра и Ван Гога подчеркивает, как портретная живопись изменилась всего за 30 лет, и насколько революционным было искусство голландца. «Портрет крестьянина» — одна из лучших работ на лондонской выставке, и с 1930-х годов она была показана в Европе только один раз.

Белая рама для белой стены

«Натюрморт с кофейником» (май 1888 г.) — необычная картина, в которой Ван Гог нарисовал тонкую красную рамку, а затем добавил более широкую белую полосу, по сути, «обрамляя» картину. Картина, принадлежащая фонду Гуландриса в Афинах, теперь традиционно демонстрируется в богато украшенной позолоченной раме. На выставке в Лондоне она висит на охровой стене.

Ван Гог. Натюрморт с кофейником (май 1888). Фонд Базиля и Элизы Гуландрис, Афины
Ван Гог. Натюрморт с кофейником (май 1888). Фонд Базиля и Элизы Гуландрис, Афины

Эффект от картины во времена Ван Гога был бы совсем иным. Вероятно, он повесил бы ее в Арле без рамы, как и большинство своих картин. Она была бы на белой стене. Красная кайма в «Натюрморте с кофейником» выглядела бы как визуальная рамка, в то время как белое обрамление холста, висящего на побелке, создавало бы впечатление слияния картины со стеной.

По материалам статьи Мартина Бейли для The Art Newspaper.

Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо!

Еще больше искусства:

• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Instagram:
https://www.instagram.com/artstudiolo
• Telegram:
https://t.me/artstudiolo
• YouTube:
https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube:
https://rutube.ru/channel/48924131/

• Записаться на индивидуальные занятия по истории искусства: https://forms.gle/p3YaMLRocjjZrSV66