В этой статье я расскажу о втором внимании и безупречности - два ключевых термина нагвализма, мистического учения коренных американских индейцев, которое поведал нам известный на весь мир писатель Карлос Кастанеда.
Но вначале я хочу поприветствовать всех своих постоянных читателей, которых я так редко радую постами, что наверное, они уже и забыли о моем существовании. Но нет. Я по-прежнему занимаюсь практиками, так же я наконец-то добралась до Флоринды и Тайши, а сновидения и созерцания открывают передо мной все новые, и новые тайны.
Начну с того, что я занимаюсь созерцанием уже второй год. Вначале это были пробные подходы, я следовала вдохновению, я просто смотрела, разглядывала, пробовала все подряд. Я могла гулять и смотреть, сидеть на скамейке и смотреть, я искала интересные безлюдные места - пустыри, карьеры, полянки в парке, где можно было смотреть. Я пыталась найти подход к созерцанию. Найти свой собственный подход это первый шаг в любую практику.
Что такое - найти подход?
Любое дело получается хорошо, только если нам нравится его делать. Это простое правило - один из фундаментальных законов безупречности. Хочешь сделать что-то хорошо - сделай это с удовольствием.
Именно поэтому так важно найти правильный подход к делу.
Разберем такой пример. Например, мне хочется больше заниматься спортом. Но я не люблю спорт. Я вообще не люблю двигаться, я не спортивный человек. И вот я пробую кататься на лыжах, бегать по утрам, ходить в качалку и так далее. Все бросаю. Знакомая ситуация? Знакомая. И с такой тоской я смотрю на этих стройных девушек, на поджарых, легких старушек со скандинавскими палками и думаю - вот как? Как они себя заставили??? Почему я не могу?
Ответ прост - никак. Они себя не заставляли. Им это просто нравится. А мне не нравится. Значит мне требуется продолжать искать. Это путь безупречности. И в нем следует быть настырным, креативным и одновременно легким.
К примеру, я очень люблю беситься под музыку в наушниках перед зеркалом как подросток. Такого вида спорта не существует. Но по факту, за полчаса такой активности я сжигаю калорий как будто я взошла на гору. А ещё мне это нравится. И вот, раз за разом я превращаю эту деятельность в вид спорта.
То же самое с любой деятельностью, которую я намериваю. Именно потому так важно постоянное, стабильное намерение, желание что-то делать.
Когда подход найден.
Когда я нашла подход, то обнаружила, что на самом деле созерцание это приятно. Как только какое-то дело становится приятным - это очень хороший знак. Значит, подход найден. С этого момента заканчивается поиск подхода и начинается настоящая, безупречная практика.
В последнее время я начала созерцать по-многу, по 2-3 часа в день, в перерывах между занятием работой путем сердца, в основном. Напомню - по основной работе я художница, автор комиксов, 3д-дизайнер, но это не суть важно. Когда я осознала, что нашла подход, то практически сразу решила освежить в памяти все написанное когда-то Кастанедой о втором внимании, чтобы не пропустить ничего важного.
Книга "Второе кольцо силы", глава 6 "Второе внимание".
99% информации о втором внимании Кастанеда получил от Ла Горды и описывает в третьей книге "Второе кольцо силы".
Предлагаю освежиться цитатой:
Сначала Нагваль положил на землю сухой лист и заставил меня смотреть на него часами. Каждый день он приносил лист и клал его передо мной. Сначала я думала, что это один и тот же лист, но потом заметила, что они были разными. Нагваль сказал, что, когда мы осознаём это, мы уже не смотрим, но созерцаем.
Я тоже начала с листьев, но тут же и закончила. Я не понимала в чем прикол и это мне не нравилось, один раз я даже психанула и вышвырнула лист за окно балкона. Я ещё не нашла свой подход, более того, я в принципе не понимала, чего именно от меня хочет Ла Горда, что она пытается мне объяснить. Да-да, именно мне.
Перейду к следующей цитате:
Нагваль говорил, что пристальное созерцание листьев укрепляет второе внимание. Если ты созерцаешь груду листьев часами, как он обычно заставлял делать меня, то мысли утихают. Без мыслей затихает и внимание тоналя. Внезапно твоё второе внимание цепляется за что-то в листьях, и листья становятся чем-то ещё. Нагваль называл момент, когда второе внимание зацепляется, остановкой мира.
В этой цитате содержится огромное количество сжатой информации о созерцании и втором внимании. Во-первых, "утихание мыслей" и "утихание внимания тоналя". Эти два термина я объединила в один, назвав его "Точкой спокойствия".
Точка спокойствия.
Уйдя от листьев я стала созерцать все подряд - траву, облака, реку, скалы.
Скалы...
СКАЛЫ.
Скалы стали для меня открытием, именно там я впервые сделала свой прорыв. Сидя на заброшенном карьере и разглядывая отвесную стену камня, я впервые начала видеть что-то ещё, о чем говорила Ла-Горда:
Внезапно твоё второе внимание цепляется за что-то в листьях, и листья становятся чем-то ещё.
Узоры на камнях стали складываться в невиданные образы. Я видела лисицу-дракона с чешуёй, женщину, которая лежала на диване с маленькой собачкой, огромной город у подножия горы с гигантскими колоннами.
Семантическое насыщение.
Чтобы объяснить как листья или, в моем случае, текстура камня стали чем-то ещё, я предложу такой интересный термин, как семантическое насыщение. Суть этого феномена в том, что если повторять одно слово очень долго, к примеру, раз 200 подряд, то оно (слово) потеряет смысл. Вы как будто начнете слышать какое-то незнакомое слово или слово на другом языке.
С созерцанием тоже самое. Задача созерцателя так тщательно просозерцать объект, что сам по себе объект уже не виден и начинает преобразовываться во что-то другое. Лежащий на подоконнике лист начинает напоминать кораблик, плывущий по белому океану молока (белому пластику подоконника). Так или иначе именно это со мной и случилось на карьере.
Может быть, я интуитивно обнаружила место силы? Так или иначе, я стала ходить туда так часто, как могла, почти что каждый день.
Стояло невероятно дождливое лето 2024 года, река поблизости вышла из берегов, карьер начало затапливать, все лето меня сопровождал довольно глубокий депрессивный эпизод о котором я даже написала отдельный пост. Я была мрачной, тяжелой, грустной. Но каждый день в моей жизни была одна небольшая радость - я исследовала второе внимание.
Тонкость восприятия.
С каждым новым заходом я все больше и больше развивала тонкость восприятия, о которой в книге Флоринды говорил Дон Хуан:
Магия это тонкость восприятия.
Вообще, этот термин довольно абстрактный. Я бы переименовала его в исследования себя и своих чувств. Чем лучше отсекаешь что творится там внутри, что происходит с твоим телом, с душой, с мыслями - тем выше тонкость восприятия.
Довольно сложно следить за собой и своими чувствами и одновременно созерцать, а ещё и дышать правильно, и сидеть правильно (об этом после). Но в точке спокойствия все становится довольно гармоничным.
И снова про точку спокойствия.
Точка спокойствия это глубокое внутреннее медитативное спокойствие. Мысли действительно утихомириваются сами собой. Остановка внутреннего диалога, которую довольно сложно провернуть в обычной жизни и приходится прилагать волевые усилия... в точке спокойствия остановка ВД дается если и не легко, то значительно легче, чем в обычном состоянии.
Мысли словно растворяются в дыхании, в созерцании. И не словно! Я буквально чувствую, когда ловлю себя на внутреннем диалоге, как легко, вдохнув побольше воздуха, диалог попросту исчезает, растворяясь в дыхании.
Я не сразу поняла, что достигаю точки спокойствия, более того, достигнув впервые этого состояния, я даже подумала, что это некий рандомный эффект, уникальный и неповторимый подвиг силы. Небольшой, но подвиг. Хотя я и понимала, что именно про это состояние пишут люди, которые увлекаются медитацией.
В какой-то момент я поняла, что достижения точки спокойствия - необходимость для того, чтобы начать видеть узоры, силуэты, картинки на отвесной скале. И что достижение точки спокойствия это спортивная, техническая задача, которую можно натренировать.
С этого момента я перестала стремиться увидеть узоры, я стала стремиться к достижению этого состояния.
Точка спокойствия это отдых.
Точка спокойствия это глубокий, приятный отдых. Полная перезагрузка мозга. Не знаю, как у великих воинов из партии нагваля, но у меня достижения точки спокойствия происходит за 10-30 минут. В удачном периоде цикла (это я про женское) достижение точки спокойствия может быть мгновенным, волевым усилием.
Кстати, достижения точки спокойствия более чем естественно для человека, мы достигаем этой точки каждый день перед сном. Если вы достигли этой точке и вам срочно захотелось отойти по нужде - не переживайте. Эффект точки хранится в теле некоторое время от нескольких минут до нескольких часов, так что вернувшись и сев снова созерцать вы быстро войдете в то же состояние. Именно поэтому мы так легко вновь засыпаем если ночью встали по каким-то делам и снова вернулись в постель. А если созерцать сессиями по 30-40 минут каждый день по нескольку раз, то будешь постоянно находится в этом состоянии.
Если вы не выспались, то вхождение в точку спокойствия может сопровождаться... Сном. Вы просто начнете засыпать посреди созерцания. И это хорошо. Вначале я сердилась на саму себя, затем стала тренировать прямой переход из реальности в сон, если я начинаю засыпать посреди медитации.
После созерцания я всегда чувствую себя отдохнувшей. Это довольно хорошая перезагрузка посреди дня. В особенности, если концентрируешься на безупречности, а чтобы быть безупречным требуется ресурс, требуется быть отдохнувшим.
Интересно то, что вхождение в точку спокойствия не всегда бывает приятным - хочется вскочить, хочется перестать заниматься этой фигнёй, я елозю, чешусь, вошкаюсь, не нахожу себе места. Обычно перед входом в точку спокойствия меня ожидает самый большой прилив желания бросить все это и пойти поиграть в компьютерную игру (например). Но стоит лишь перетерпеть и тональ расслабляется.
Ещё интересный факт - я всегда точно знаю, что нахожусь в точке спокойствия. Если я спрашиваю себя - а я уже там? И сомневаюсь, значит я не там.
Созерцание листьев.
Научившись достигать точки спокойствия я снова вернулась к созерцанию листьев. Во-первых потому, что мне хотелось следовать казуальному пути от созерцателя листьев к созерцанию воды, облаков, дождя и затем к звездам, во-вторых началась зима, а зимой созерцать не так уж и легко, в основном, потому что холодно. И холод во время созерцания и расслабления, как оказалось, куда более злючий, чем холод, который мы чувствуем, когда просто идем зимой по дороге, например. В момент полного расслабления то ли понижается температура тела, то ли повышается чувствительность, но на улице словно становится холоднее. Я попробовала посозерцать зимой пару раз, но потом забила на все это, благо у меня было много других задач. А точнее - листьев.
Найти зимой сухие листья не так уж и сложно. Деревья не опадают до конца (как оказалось). На снегу в лесу лежат веточки, листочки, сухие палки, куски коры...
Положение тела.
Итак, дальше Ла Горда рассказывает нам следующее:
При пристальном созерцании положение тела очень важно. Сидеть нужно на земле на мягкой подушке из натуральных волокон или на подстилке из листьев. Спину прислоняют к дереву, пню или камню. Тело при этом должно быть совершенно расслабленным.
Я на себе ощутила то, насколько важно положение тела! Но Ла Горда не уточняет нескольких важных деталей, а сам Кастанеда, не являясь созерцателем и достигнув все читерскими методами через растения силы не уточняет что там да как.
Да, действительно важно сидеть. Важно опереть спину о что-то, при этом не важно камень это или упавший ствол дерева, просто можно опереть спину о что-то. Поза йога не подходит, или, по крайней мере, не подошла конкретно мне. Я начинаю сутулиться, быстро уставать.
Если созерцание происходит дома... Ах да, эти ребята, великие воины нагвализма, живущие в Карибском бассейне, на окраине пустыни Соноры или где они там живут, понятия не имею, но зимы у них точно не было. Поэтому они созерцают все за пределами дома, во дворе. А мы созерцаем внутри дома. Поэтому мы сидим на полу и опираем спину о кресло, о шкаф или о край дивана. Конечно, если вам хочется быть ультра-казуалом, то притащите из леса пень, заодно заведите дома муравьев вместе с ним, но по факту край дивана - лучшее решение.
Ла Горда встала и пошла в дом. Спустя минуту она вернулась с небольшой круглой подушкой из волокон, которые обычно употребляются для изготовления сетей. Не говоря ни слова, она повела меня к переднему крыльцу. Там она сказала, что сделала эту подушку сама, на ней удобно было сидеть, когда она училась созерцанию.
Понятия не имею, где достать аутентичные волокна для плетения сетей. Но по факту, нам нужно что-то, что сделает наше положение тела идеальным. Безупречным. А знаете какой главный показатель безупречного положения тела при созерцании? Это то, что вам удобно. Чертовски удобно.
Интересно и то, что для достижения точки спокойствия необходимо сделать себе приятно, это довольно хорошо расслабляет. Очень сложно уходить в точку спокойствия в плохом настроении, в неудобной позе, на голодных желудок, когда вокруг кричат люди, соседи что-то ремонтируют и т.д. Войти в точку спокойствия не так-то легко, это тяжелая задача, не стоит усложнять себе путь, наоборот - вначале лучше путь максимально облегчать. А сложностей мы потом ещё много найдем.
Итак, как расслабиться? Под*чить предварительно не пойдет - так мы тратим нашу энергию, нагвализм на это четко указывает. Можно перекусить чем-то вкусным, но это путь к ожирению, то с чем как раз сражалась Ла Горда. Можно прибегнуть к растениям силы, но опять же за эти игры сам Кастанеда поплатился раком печени.
Остаётся лишь правильное положение тела. А правильное, в контексте того, что говорит нам Ла Горда - значит приятное. Именно такой вид приятного максимально хорошо подходит для вхождения в точку спокойствия.
Итак, подушки. Я интуитивно искала подушку. Что-то, что могу подложить под попу, под голову, под спину, что-то, что меня расслабит. И в конечном счете нашла потрясающее решение. Знакомьтесь - это надувной пляжный лежак, со смешным названием "Ламзак". Не требует машинки для надувания, не требует надувания в принципе, стоит на маркетплейсах в районе 1000р. (а иногда и дешевле), в сложенном виде по объему как женская сумочка.
Она взяла меня за руку и повела на площадку, находящуюся перед дверью. Она усадила меня на плотно утрамбованную землю спиной к толстому деревянному столбу высотой около полутора футов, похожему на пень, вкопанный в землю почти рядом со стеной дома... Она добавила, что Нагваль заставил их вкопать эти толстые столбы, чтобы они могли прислоняться к ним.
То есть, мы фактически шагнули дальше, чем Ла Горда. Ведь они не могли выбрать просто так точки для созерцания, они искали камень, пень или скалу, чтобы опереть спину, на крайняк вкапывали столбы. У нас есть ламзак, теперь мы можем удобно усесться где угодно, даже в воде. Впрочем, пока что я использую его дома, прислоняя к дивану. Обычно передо мной стоит кофейный столик со свечами, освещая сухой лист.
Дыхание.
Она прошептала мне на ухо, что я должен изо всех сил удерживать веки в том же положении и тихо дышать животом.
Дыхание - второй по важности аспект созерцания после положения тела. При входе в точку спокойствия надо стараться дышать осознанно и спокойно. Конечно, получаться не будет! В этом то и фишка. Идеальное дыхание может быть лишь в точке спокойствия. А за её пределами дыхание сбивчивое - то воздуха не хватает, то зевнуть охота. Но попытки дышать спокойно приближают точку спокойствия.
Прогресс.
Как говорила Ла Горда, сессия созерцания длится примерно 30-40 минут. И она была права. Обычно, я созерцала именно по стольку. Но затем я увеличила количество сессий до 3-4 в день. И вот тогда пошел прогресс.
Недавно я поняла, что тень это жидкость. Это некая субстанция. Довольно интересная. Я поняла, почему в последующих книгах периодически упоминается созерцание теней, именно этим занималась женщина-нагваль. Так как я созерцаю с задернутыми шторами+блэкаут жалюзи+свечи, то тени там довольно жирные. И в точке спокойствия я, сначала по приколу, а потом на полном серьезе начинаю воспринимать тени как нечто густое, тяжелое и жидкое.
За несколько недель такого созерцания я впервые поняла, что значит чувствовать глазами. Кстати, это я поняла созерцая не листья, а плед, которым я заправляю постель и на котором делаю растяжку. Чтобы понять, какого это чувствовать глазами просто посмотрите вначале на белое, потом на черное. И попробуйте понять, что вы чувствуете при этом глазами.
Листья разных растений обладают своими характерами. Листья клена словно монолитные, фундаментальные, листья березы - нежные, легкие, скромные.
На днях получу с маркетплейса маленький столик, куда буду высыпать листья, так как чувствую, что ачика "созерцатель листьев" уже моя.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь и читайте другие мои посты: