Найти в Дзене

Что, если бы СССР не ушел из Афганистана? Как одна победа изменила бы ход мировой истории

Начало 1990-х. Далекий Кабул, окруженный горными перевалами, где в воздухе витает смесь пряных ароматов базаров и дыма военных костров. Но на этот раз над городом гордо реет красное знамя с серпом и молотом, а афганские горы больше не звучат залпами "Стингеров" и "Калашей". Советский Союз, вопреки ожиданиям Запада, не покидает Афганистан, а, напротив, укрепляется и одерживает стратегическую победу. Окрепнув, Красная армия не отступает, а добивается стабильности в стране. Афганистан становится "советским бастионом" в Азии, а последствия такого исхода меняют мировую историю. Реальная история диктует нам, что к 1989 году СССР был истощен бесконечными войнами и тяготами внутреннего кризиса. Политика "нового мышления" Горбачева требовала скорейшего выхода из Афганистана как символа расточительных вмешательств в зарубежные конфликты. Но что, если бы руководство выбрало другой путь? Что, если бы в Кремле укрепилось мнение, что стратегическое положение Афганистана в Центральной Азии стоит затр
Оглавление

Начало 1990-х. Далекий Кабул, окруженный горными перевалами, где в воздухе витает смесь пряных ароматов базаров и дыма военных костров. Но на этот раз над городом гордо реет красное знамя с серпом и молотом, а афганские горы больше не звучат залпами "Стингеров" и "Калашей". Советский Союз, вопреки ожиданиям Запада, не покидает Афганистан, а, напротив, укрепляется и одерживает стратегическую победу. Окрепнув, Красная армия не отступает, а добивается стабильности в стране. Афганистан становится "советским бастионом" в Азии, а последствия такого исхода меняют мировую историю.

Почему СССР мог бы остаться?

Реальная история диктует нам, что к 1989 году СССР был истощен бесконечными войнами и тяготами внутреннего кризиса. Политика "нового мышления" Горбачева требовала скорейшего выхода из Афганистана как символа расточительных вмешательств в зарубежные конфликты. Но что, если бы руководство выбрало другой путь? Что, если бы в Кремле укрепилось мнение, что стратегическое положение Афганистана в Центральной Азии стоит затрат, а стабилизация режима Наджибуллы вполне возможна?

Если бы СССР принял решение остаться, развёртывание новых военных ресурсов могло бы привести к постепенному подавлению моджахедов, особенно если бы СССР наладил плотное сотрудничество с Пакистаном и Ираном, задействовав дипломатию и экономические рычаги. Сопротивление, подпитываемое американскими и саудовскими деньгами, постепенно теряло бы силу на фоне стабилизации афганского правительства. В этой альтернативной реальности уже к началу 1990-х Кабул был бы под надёжной защитой советских войск, а страны Запада постепенно утратили бы интерес к «афганскому проекту».

Мир без "афганской травмы"

Для Советского Союза сохранение Афганистана в своей орбите стало бы победой не только военной, но и идеологической. Не было бы "афганской травмы", ставшей символом неудачи советской внешней политики и началом внутреннего кризиса. Солдаты возвращались бы домой не сломленными молодыми людьми, а героями, выполнившими свой долг. На фоне этой победы в СССР укрепилось бы чувство уверенности и веры в свои силы, затихли бы сомнения в "моральном устаревании" системы.

В условиях стабильного Афганистана, который к тому времени уже активно восстанавливался бы с помощью советских специалистов, экономика СССР могла бы получить новый импульс для развития, особенно за счёт нефтяных и газовых маршрутов через афганские территории. Эти новые возможности ослабили бы зависимость от Запада, укрепляя экономическое сотрудничество с Ираном и Индией. Советская инфраструктура проникла бы в Афганистан – железные дороги, ГЭС и предприятия стали бы мощной демонстрацией советского влияния.

Смена баланса в холодной войне

Стабилизация Афганистана нанесла бы мощный удар по геополитическим интересам США. Без успеха в Афганистане американская доктрина "противодействия советской угрозе" дала бы сбой. США и их союзники столкнулись бы с укреплением Советского Союза на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Советский Союз стал бы более надёжным партнером для государств, балансирующих между США и СССР. Например, Иран, который в реальной истории оставался подозрительным к советскому влиянию, мог бы рассматривать СССР как более приемлемого партнера в регионе, постепенно смягчая напряженность.

На фоне такого успеха реформы в СССР, возможно, шли бы более осторожно. Без стремительного коллапса в виде перестройки, советская экономика могла бы постепенно адаптироваться к новым условиям через эволюционные реформы, а не радикальные, как это произошло при Горбачёве. Возможно, к власти пришли бы более прагматичные лидеры, не допустившие бы разрушительного хаоса 1991 года.

Будущее без терроризма

Стоит отметить и еще один важный аспект: не было бы тех экстремистских группировок, которые в реальности родились в горниле войны с советами и стали впоследствии глобальной угрозой. Без афганского "джихада" не появилась бы "Аль-Каида" (организация признана террористической и запрещена на территории Российской Федерации) и многие другие террористические организации, которые Запад позднее называл "ударом по своей безопасности".

Американцы оказались бы в сложной ситуации: поддержка исламистских движений без явного успеха в Афганистане была бы политическим поражением для Вашингтона. Представьте, как ЦРУ и Госдепартамент оправдывают миллиарды, потраченные на поддержку моджахедов, которые в итоге не смогли победить. Этот провал ослабил бы влияние США на мусульманские страны, и возможно, уже к концу 90-х американские позиции на Ближнем Востоке оказались бы подорваны.

Упущенная возможность великой державы

К сожалению, СССР ушел, и Афганистан превратился в очаг нестабильности, который на десятилетия стал источником горя и разрушений. Россия, которая стала наследницей СССР, лишилась стратегического плацдарма в Азии и утратила влияние на южные рубежи. В реальности Запад использовал эту слабость, накачивая Ближний Восток своим влиянием, и отодвинул Россию на обочину.

Если бы СССР остался, сегодня Россия, возможно, имела бы союзника в лице стабильного Афганистана и развитую инфраструктуру на юге. Может быть, история Востока пошла бы по более мирному пути, а мы бы не слышали о войнах на Ближнем Востоке и терроризме, который теперь угрожает всему миру. Одна победа могла изменить судьбу миллионов, но, увы, мы навсегда упустили этот шанс.

-2

Подписывайтесь и читайте другие популярные статьи об альтернативной истории на нашем канале каждый день