Найти в Дзене
О важном — на книжном

Марафон по произведениям Пушкина: "Цыганы"

Из-за Пушкина я плакала в свои студенческие годы. И это были не слезы умиления, восторга и преклонения перед гением поэта. Это были слезы студента, которому преподаватель с высоты своего авторитета и... (как я сейчас это понимаю) подступающего маразма наговорила много обидных, жестоких и незаслуженных слов. Как во всей этой истории замешан Пушкин, объяснять долго и неинтересно. Ситуация почти стерлась из памяти. Но осадочек остался)) Я, конечно, понимаю, что Пушкин здесь ни при чем. Но мой мозг, заинтересованный в сохранении в работоспособном состоянии того тела, которое его перевозит, посылает в подсознание сигналы - обходи Пушкина стороной, не нужен он тебе, не связывайся. Странно, но из раннего детства каких-то теплых воспоминаний о Пушкине тоже не осталось. В общем, руки мои к произведениям Александра Сергеевича не тянутся. В моей библиотеке до прошлой недели не было ни одной книги Пушкина. Вот такой кощунственный и крамольный факт. Не известно, сколько бы так продолжалось и да

Из-за Пушкина я плакала в свои студенческие годы.

И это были не слезы умиления, восторга и преклонения перед гением поэта.

Это были слезы студента, которому преподаватель с высоты своего авторитета и... (как я сейчас это понимаю) подступающего маразма наговорила много обидных, жестоких и незаслуженных слов.

Как во всей этой истории замешан Пушкин, объяснять долго и неинтересно. Ситуация почти стерлась из памяти. Но осадочек остался))

Иллюстрация к поэме Пушкина "Цыганы". Земфира
Иллюстрация к поэме Пушкина "Цыганы". Земфира

Я, конечно, понимаю, что Пушкин здесь ни при чем. Но мой мозг, заинтересованный в сохранении в работоспособном состоянии того тела, которое его перевозит, посылает в подсознание сигналы - обходи Пушкина стороной, не нужен он тебе, не связывайся.

Странно, но из раннего детства каких-то теплых воспоминаний о Пушкине тоже не осталось.

В общем, руки мои к произведениям Александра Сергеевича не тянутся. В моей библиотеке до прошлой недели не было ни одной книги Пушкина. Вот такой кощунственный и крамольный факт.

Не известно, сколько бы так продолжалось и дальше. Но эта осень на Дзене как-то уж очень богата на всевозможные марафоны. Подвернулся мне и марафон по чтению произведений Пушкина на канале Книжная полка Джульетты:

В общем, я решила, что это знак, "пора, мой друг, пора!"

И захотела перечитать поэму "Цыганы", о которой самые светлые воспоминания оставила Марина Цветаева в прозе "Мой Пушкин".

Толстого Пушкина я читаю в шкафу, носом в книгу и в полку, почти в темноте и почти вплоть и немножко даже удушенная его весом, приходящимся прямо в горло, и почти ослепленная близостью мелких букв. Пушкина читаю прямо в грудь и прямо в мозг.
Мой первый Пушкин — “Цыганы”. Таких имен я никогда не слышала: Алеко, Земфира, и еще — Старик... Но вот совсем новое слово — любовь. Когда жарко в груди, в самой грудной ямке (всякий знает!) и никому не говоришь — любовь. Мне всегда было жарко в груди, но я не знала, что это — любовь. Я думала — у всех так, всегда — так. Оказывается — только у цыган. Алеко влюблен в Земфиру.
А я влюблена — в “Цыган”: в Алеко, и в Земфиру, и в ту Мариулу, и в того цыгана, и в медведя, и в могилу, и в странные слова, которыми все это рассказано. И не могу сказать об этом ни словом: взрослым — потому что краденое, детям — потому что я их презираю, а главное — потому что тайна: моя — с красной комнатой, моя — с синим томом, моя — с грудной ямкой.
-2

"Цыган" я, конечно, прочитала сразу, как прочитала "Мой Пушкин" Цветаевой. Но вот в том-то и весь фокус, что запонилась не поэма, а маленькая девочка, уткнувшаяся носом в книгу и восхищающаяся необыкновенными именами и необыкновенно сильными чувствами.

Прошли годы. Сюжет поэмы вовсе стерся из памяти. Поэтому для марафона, честно и ответственно, перечитала поэму вновь. Читала здесь.

Сюжет прост: Молодая девушка Земфира встречает молодого человека Алеко. Он так увлекается красотой, молодостью, свободой цыганки, что решает бросить всё (удобный дом, светское общество и прочие блага цивилизации) и отправиться кочевать с цыганским табором. Проходит два года. Алеко по-прежнему влюблен. А вот Земфира, дитя свободы, охладела... Столкновение интересов и трагический финал. Занавес.

Кажется, всё просто до пошлости. Но Пушкин не был бы "солнцем русской литературы", если бы во мраке грубых человеческих поступок не высвечивал бриллианты самых искренних и светлых чувств и поступков. Мудрость, как я это поняла, состоит в том, чтобы наслаждаться тем, что дает жизнь, и со спокойным сердцем отпускать то, что она отнимает:

...вольнее птицы младость;
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость;
Что было, то не будет вновь.

Спасибо, что дочитали до конца!

-3

Этот обзор написан для разгона и погружения в тему. Потому что в рамках марафона хочу прочитать "Повести Белкина", даже книгу специально по этому случаю купила. Теперь и в моей библиотеке появился Пушкин. Ура!