Найти в Дзене

Гости из Зловещей долины: Марионетки

Устраивайтесь поудобнее, сегодня нас ждет подробная история марионеточного театра.

Кукольный театр имеет за своими плечами, буквально, тысячелетнюю историю. С зарождения человеческой культуры различные мифы и сказания обретали жизнь с помощью кукол — сначала примитивных, со временем, все более и более сложных.

Древнейшие куклы передают нам привет из времен Аристотеля, который описывал «невроспастос» (от слова «невро» - нить, сухожилие, нерв, веревка + спао «тянуть за, дергать»).

"Не дергай меня за нервы!"
"Не дергай меня за нервы!"

Наряду с упоминанием марионеток в Махабхарате (3000 лет до н.э.), этот пример — доказательство того, насколько важен театр кукол для человечества.

Наиболее простой формой кукольничества являлись персонажи-«варежки», знакомые нам с детства. Позже к ним добавились палочки для управления головой и руками, что и по сей день можно наблюдать в японском бунраку и в театрах Западной Бенгалии.

"А после - все танцуют!"
"А после - все танцуют!"
"А теперь - деритесь!"
"А теперь - деритесь!"

Нам, правда, ближе европейский театр кукол, который вырос из народного театра в произведение искусства, начиная с 16 века. Всем нам известные «Пиноккио» и «Буратино» - не кто иные, как марионетки итальянского театра «opera dei pupi» - «оперы кукол». Буратино, буквально, переводится как «марионетка». Самым известным произведением этих театров считается «Песнь о Роланде». 18-19 века возносят в Италии кукол на настоящий пьедестал — сложность эффектов и самих марионеток делают этот театр зрелищем для аристократии.

"Кажется, они подозревают, что их ждет"
"Кажется, они подозревают, что их ждет"
"Песнь о Роланде" в Сицилии
"Песнь о Роланде" в Сицилии

Османская Империя обзавелась своим личным театром кукол благодаря интересу к ним султана Сулеймана Великолепного, который унаследовал любовь к кукольному театру от своего отца. Однако, ислам накладывал свои ограничения на развитие марионеток, и это, скорее, был театр теней, пусть и с очень детализированными плоскими куклами.

"Ну, как-то так"
"Ну, как-то так"

Французский же театр кукол был назван в честь главного ниточного героя — Гиньоля (аналог русского Петрушки). Он радовал зрителей острым языком и хулиганскими проделками. Его создатель устраивал кукольные представления, чтобы привлечь внимание к своему «зубному» бизнесу (чудеса стоматологии тех времен мы оставим за кадром). Со временем, он бросил это неблагодарное дело и полностью посвятил себя куклам. Гиньоль, кстати, появился на сцене не сразу, а вырос из образа Полишинеля (Пульчинелло) из итальянской «комедии дель арте».

"Вот этот улыбчивый парень в центре - прохиндей и мерзавец"
"Вот этот улыбчивый парень в центре - прохиндей и мерзавец"
"Я его всему научил!"
"Я его всему научил!"

Помните скетчи о кукольном театре, в котором персонажи лупят друг друга дубинками по голове? Как же, это ведь старая-добрая Англия с ее «Панч и Джуди». Панч — не кто иной, как уже известный нам Полишинель, а Джуди — его жена, которая, изначально, была Джоан (Йоана). Долгое время такой театр и оставался развлечением для ярмарочных площадей. Иногда он разбавлялся постановками библейских сюжетов. Кукольные пьесы — единственные, кто «выжил» в тяжелый для Англии 17 век (вспоминаем Оливера Кромвеля и иже с ним).

голова Панча
голова Панча

В 18 веке театр марионеток набирает обороты — становятся популярными театр Мартина Пауэлла и Театр Панча на Джеймс Стрит. Пауэлл использовал марионеток для высмеивания популярных политических и государственных деятелей. В 1852 году итальянский «высококлассный» театр кукол ворвался в английскую жизнь, в честь него даже был переименован выставочный зал в Лондоне — он стал Королевским Театром Марионеток.

"Пейте дети, молоко, в нем много кальция"
"Пейте дети, молоко, в нем много кальция"
"Ваши документы!"
"Ваши документы!"
наверное, одна из самых прекрасных кукол - драматичный Гамлет
наверное, одна из самых прекрасных кукол - драматичный Гамлет

Германия, имея свои собственные традиции театра кукол, тем не менее, многое заимствовала у итальянцев и англичан. «Панч и Джуди» здесь становятся Каспаром и Гретой. Однако, целый ряд композиторов — Глюк, Гайдн, де Фалья и др. - писали специально для марионеточных постановок.

Для России наиболее характерен народный «лубочный театр». Он существовал параллельно с лубочными картинами — своего рода комиксами, высмеивающими аспекты повседневной жизни. К куклам же было особое, ритуализированное отношение, поэтому они нечасто использовались в представлениях.

"Сейчас отсюда вылетит сатира на современность!"
"Сейчас отсюда вылетит сатира на современность!"

В 16-18вв в страну через Польшу проникает так называемый «вертеп» или «батлейка» - народный кукольный театр в виде двухэтажного ящика. Для него характерны как народные сюжеты, так и инсценировки из Библии (батлейка — от слова «Вифлеем»). Более «возвышенный» театр появился с легкой руки охочей до развлечений Анны Иоановны — его привезли итальянские мастера, вместе со своей «комедией дель арте». Постановки, в основном, были классические для стран, откуда они прибыли.

-14

В 19 веке марионеточный театр уже полноценно входит в народную культуру — без него не обходятся ярмарки и званые ужины. Формируются первые династии кукольников (Якубовские и пр.). С 1841 по 1844 годы в Санкт-Петербурге дает представления первый в России кукольный театр Е.Лемольта. 19 век также стал периодом рождения серьезной кукольной драматургии - «Царь-девица» Одоевского, «Очарованный лес» Бестужева.

Евгений Деммени, создатель Театра Марионеток в Ленинграде
Евгений Деммени, создатель Театра Марионеток в Ленинграде

В 20 веке для европейского кукольного театра характерно угасание. Людям куда интереснее новые виды медиа — кинематограф и радио. В России и Азии, однако, дела обстоят иным образом. В первые десятилетия после Октябрьсксой революции 1917 года интерес к кукольному театру только возрастает. В 1930 году создается Московский Театр Кукол.

"А они знают, что мыши вообще не едят сыр?"
"А они знают, что мыши вообще не едят сыр?"

Упадок любви к марионеткам, театру кукол и подобному виду драматургии в нашей стране мы видим только в 2000е, в то время, как Европа, Азия и Америка, наоборот, возрождают этот потерянный жанр.

Многие из нас выросли на кукольных мультфильмах времен СССР, а также помнят постановки детских кукольных театров. Буратино был любимцем миллионов детей. Я считаю театр марионеток неотъемлемой частью человеческой культуры, источником мощнейшего вдохновения.

Шинель - Воронежский государственный театр кукол имени В.А. Вольховского
Шинель - Воронежский государственный театр кукол имени В.А. Вольховского

А вы как думаете? Нравится ли вам подобный театр? Есть ли любимые пьесы/персонажи?

Спасибо всем, кто меня читает! Интересных вам театральных представлений, мира и добра. А все баталии и распри пусть решают Панч и Джуди.