Первым видом общественного транспорта в Туле стала конно-железная дорога или, как её любя называли, конка.
В сентябре 1886 года Тульское городское общественное управление заключило договор с инженером Андреем Николаевичем Горчаковым, по которому он обязался устроить за свой счет сеть конно-железной дороги. Проект был представлен 11 мая 1888 года и включал в себя четыре линии: Киевскую, Миллионную, Курскую и Баташевскую. В том же 1888 году движение открылось.
Первая линия городской конно-железной дороги была проложена от Киевской Заставы (ул. Льва Толстого) по улицам Киевской (проспект Ленина), Посольской (Советская), Старо-Павшинской (Мосина), Грязевской (Лейтейзена) и Кривоноговской (Клары Цеткин) до Курского (Московского) вокзала.
Л. Н. Толстой в романе «Воскресение» пишет: «По улицам, прохладным и влажным еще с левой стороны, в тени, и высохшим посередине, не переставая гремели по мостовой тяжелые воза ломовых, дребезжали пролетки и звенели конки».
Каждый вагон обслуживался кучером-вагоновожатым и кондуктором в железнодорожной форме из-за ведомственного отношения конки к железным дорогам. Только в 1916 году появились первые женщины-кондукторы, а уж кучеры относились к исключительно мужским профессиям. В обязанности вагоновожатого входили уход и кормление лошадей.
7 сентября 1891 года договор со всеми его правами и обязанностями был передан акционерному обществу городских и пригородных конно-железных дорог в России.
В 1910 году владельцем тульской конки стала бельгийская компания «Societe des tramways urbains et suburbains de Russie», управлявшая конно-железными дорогами многих европейских и российских городов.
Первый парк конно-железной дороги был построен рядом с Чугунным мостом на левом берегу Упы (на этом месте сейчас находится ротонда).
Так выглядела линия по улице Миллионной. На ней были линии к вокзалу Сызрано-Вяземской дороги (ныне Ряжский) и Арсеналу.
А это движение конки по Крестовоздвиженской улице (ул. Революции) возле Тульской городской думы.
Одно из самых интенсивных направлений - Киевская улица (проспект Ленина). Из-за напряжённого графика движения вагонов там были организованы разъезды. А в тупиках кучер отцеплял лошадей, переводил их к противоположному концу вагона, садился на другое кучерское место и вагон двигался в обратную сторону.
К Курскому вокзалу можно было попасть, проехав по Посольской (Советской) улице.
Поворот на ул. Суворовскую (Красноармейский пр.) с улицы Посольской (Советской) был только из центра.
По мосту через Воронку конка связывала Курский (Московский) вокзал с центром города.
Движение также осуществлялось по улицам Менделеевской, Воронежской (Оборонная) и Ваныкинскому проезду (Первомайская).
Теперь немного о правилах. В часы «пик» вагоны конки должны были ходить через каждые 6 минут, днем и поздно вечером интервал возрастал до 12 минут. Движение осуществлялось с 8.00 до 21.30 и сокращалось до 18.00 в канун Рождества Христова, Нового года и Пасхи, возобновляясь в 11.00.
Вместимость вагона была 15 пассажиров, но в выходные дни в салон набивалось до 40 человек.
На каждом вагоне конки были таблички с номером и названием линии движения.
Пассажиры должны были входить в вагон через переднюю дверь, а выходить исключительно на утвержденных остановках. Курить в вагонах запрещалось.
В 1911 году конка перевозила 4 485 пассажиров в день, в 1912-м — 5 007. К 1914 году общая протяженность городской конно-железной дороги составляла 8 верст 289 саженей, то есть чуть больше 9 километров.
Движение тульской конки было закрыто в конце 1918 года. Все пассажиры с нетерпением ждали появления трамваев и автобусов. Но это уже другая история.
Подписывайтесь на канал "О Туле с любовью" чтобы быть в курсе о выходе наших новых публикаций о славном Городе-Герое.