Найти в Дзене
Внутренний ресурс

— Ну что уселись, готовьте праздничный стол, а то мы с дороги устали — Заявили родственники мужа

Утро выдалось суматошным. Я крутилась на кухне как заведенная, пытаясь успеть приготовить все и сразу. Пироги, салаты, горячее — времени оставалось в обрез. Скоро должны были нагрянуть незваные гости — родственники мужа. Уф, ну и денек предстоит! Мало того, что свалились как снег на голову, так еще и с претензиями. Свекровь вчера по телефону прямо заявила: — Танечка, мы тут собрались к вам на выходные. Ты уж встреть хорошенько, накорми от души. А то мы соскучились по домашней еде, по внучатам. Можно подумать, я по ним соскучилась! Да я в страшном сне не могла представить, что придется тратить законные выходные на готовку, уборку и бесконечные расспросы. О том, как дети учатся, не пора ли нам уже задуматься о пополнении, да и вообще — как живем, над чем работаем. Но делать нечего. Не я их звала, не мне и выпроваживать. Муж вон обрадовался — мама приедет, папа, сестра с семьей. Прям праздник какой-то! А о том, что мне одной все хлопоты — и думать не думает. Как обычно. Эх, была не была!

Утро выдалось суматошным. Я крутилась на кухне как заведенная, пытаясь успеть приготовить все и сразу. Пироги, салаты, горячее — времени оставалось в обрез. Скоро должны были нагрянуть незваные гости — родственники мужа.

Уф, ну и денек предстоит! Мало того, что свалились как снег на голову, так еще и с претензиями. Свекровь вчера по телефону прямо заявила:

— Танечка, мы тут собрались к вам на выходные. Ты уж встреть хорошенько, накорми от души. А то мы соскучились по домашней еде, по внучатам.

Можно подумать, я по ним соскучилась! Да я в страшном сне не могла представить, что придется тратить законные выходные на готовку, уборку и бесконечные расспросы. О том, как дети учатся, не пора ли нам уже задуматься о пополнении, да и вообще — как живем, над чем работаем.

Но делать нечего. Не я их звала, не мне и выпроваживать. Муж вон обрадовался — мама приедет, папа, сестра с семьей. Прям праздник какой-то! А о том, что мне одной все хлопоты — и думать не думает. Как обычно.

Эх, была не была! Закатала рукава, принялась за работу. Благо, продуктов вчера закупила — на роту солдат хватит. Надеюсь, хоть оценят стол, не будут морщить нос.

Тесто в духовке румянится, картошечка на плите булькает. Я чищу овощи для салата, краем уха слушаю новости по телевизору. Хоть какой-то фон, чтобы не сойти с ума от навалившейся суеты.

Вдруг в дверь звонок. Господи, неужели приехали уже? Так, стоп. Надо собраться, подготовиться морально. И физически — вон, вся мукой перепачкана, волосы растрепались. Красавица, нечего сказать!

Кое-как привожу себя в порядок, иду открывать. На пороге — свекровь собственной персоной. С цветами, детскими игрушками и коробками «гостинцев».

— Здравствуй, Танюша! — улыбается, тянется обниматься. — Ну что, не ждали? А мы вот, решили сюрприз устроить!

«Ага, сюрприз. Приехать без предупреждения, обременить собой и заставить плясать вокруг», — мысленно ворчу я. Но вслух говорю совсем другое:

— Здравствуйте, мама. Конечно, рады вас видеть. Проходите, раздевайтесь. С дороги, наверное, устали?

Свекровь снимает пальто, цокает языком. Окидывает прихожую придирчивым взглядом — вроде бы и чисто, но можно было бы и получше.

— Ничего, Танечка, ничего. Сейчас мы быстренько чайку попьем — и за дело. Надо же, стол к вечеру накрыть, детей со школы встретить.

Киваю, скрипя зубами. Могла бы и не напоминать. Я и так последние несколько часов только и делаю, что готовлю этот злосчастный стол! Но разве свекрови объяснишь?

Провожаю ее на кухню, усаживаю за стол. Завариваю чай, раскладываю по тарелкам пироги и бутерброды. Хоть передохнет с дороги, даст мне закончить.

Не тут-то было! Свекровь только рукой машет:

— Да что ты, Танечка, какой чай? Мне бы переодеться с дороги, вещи разобрать. И продукты мы тут кое-какие привезли. Зять твой где? В гараж небось умотал, отдыхать? Эх, молодежь!

Молчу, не спорю. Только головой киваю — мол, да, конечно, сейчас все будет. А сама внутренне закипаю. Нет, вы видели? Приехали, понимаешь, с гостинцами. Мало того, что на готовенькое, так еще и указывают!

Но делать нечего. Проглатываю обиду, принимаюсь разбирать сумки. Так и есть — тут тебе и овощи с дачи, и соленья-варенья. И даже мясо домашнее, специально зарезанное «к столу».

Охаю, восторгаюсь. Благодарю за заботу и щедрость. А про себя думаю — ну и на кой оно мне сдалось? У меня и своих продуктов полно, еще вчера закупила. Но разве ж свекрови откажешь?

Так и верчусь — за сковородками, кастрюлями, тарелками. Периодически забегаю в комнату, где разместилась свекровь. Она уже и вещи разобрала, и по телефону с подругами переговорила. Сидит, чай попивает. Меня будто и нет вовсе.

Наконец, стол накрыт. Горячее готово, салаты нарезаны. Даже десерт есть — пирог с яблоками, специально испекла. Уф, кажется, я все успела!

Со двора доносится шум подъезжающей машины. Выглядываю в окно — так и есть, свекор с золовкой пожаловали. И детки ее, мои племянники — погодки-школьники.

Выхожу встречать, натягивая на лицо улыбку. Обнимаюсь, приветствую, помогаю занести вещи. Ох, сколько же их! Как будто не на выходные приехали, а на месяц как минимум.

— Ну что уселись, готовьте праздничный стол, а то мы с дороги устали! — заявляет свекор, плюхаясь на диван. Золовка согласно кивает, спешно переодевая детей.

— Конечно, конечно! Все уже готово, прошу к столу! — лепечу я, кидаясь на кухню.

Расставляю приборы, тарелки. Зову домочадцев — мужа из гаража, свекровь из комнаты. Дети уже за столом, набивают рты пирогами. Я смотрю на это безобразие и чувствую, как кровь закипает в жилах.

Нет, ну что за люди? Ладно бы в гости напросились — так еще и командуют, распоряжаются. Как у себя дома, ей богу! И ведь не возразишь, не поставишь на место. Родственники как-никак.

Сажусь за стол, подкладываю всем угощение. Улыбаюсь, киваю в ответ на расспросы. Да, дети хорошо учатся. Нет, со здоровьем проблем нет. Работаем потихоньку, крутимся.

А в голове — мысли невеселые. И надо же было им нагрянуть в мой законный выходной! Я ведь так ждала этих дней — отоспаться, отдохнуть. С детьми пообщаться, в парк сходить. Не тут-то было!

Но я держусь. Из последних сил улыбаюсь, поддерживаю беседу. Свекровь меж тем оглядывает стол придирчивым взглядом. Хмыкает, качает головой:

— Ой, Танечка, а что это у тебя салат такой... Скромненький? Ни тебе кальмаров, ни креветок. Овощи да зелень. Разве ж это праздничное блюдо?

У меня аж вилка из рук выпадает. Это она сейчас серьезно? Значит, два часа у плиты — это «скромненько»? Между прочим, свежие овощи — самое то, полезное и вкусное. Не всем же майонезом да жирным мясом давиться!

Но вслух я этого, конечно, не говорю. Только бормочу невнятно:

— Ой, ну что вы, мама. Чем богаты, тем и рады. Вы же нас не предупредили, что приедете. Вот я и не успела ничего этакого приготовить.

Муж согласно кивает, подмигивает мне украдкой. Мол, молодец, дорогая, держишься. Я в ответ скалюсь — а куда деваться? Не в лесу же их оставлять, раз приехали.

Свекор меж тем принимается за горячее. Щедро накладывает в тарелку жаркое, поливает подливкой. Хлеб ест с маслом, шумно прихлебывая чай. Довольно крякает, по плечу меня хлопает:

— Красава, Танюха! Вкусно готовишь, сытно. Люблю у вас бывать — душа радуется!

Киваю, улыбаюсь. А про себя думаю — ну конечно, любит он. На всем готовеньком, без забот и хлопот. Приехал, поел от пуза, отдохнул. И был таков — до следующего раза.

Но виду не подаю. Подкладываю добавки, подливаю чай. Слушаю рассказы о житье-бытье — кто женился, кто родил, кто дом отстроил. Киваю, поддакиваю. А сама — считаю минуты до их отъезда.

Наконец, обед окончен. Гости сыто откидываются на спинки стульев, поглаживают животы. Благодарят за угощение, нахваливают стряпню. Я принимаю комплименты, убираю со стола.

Муж провожает родню в комнату, помогает устроиться. Мне машет рукой — мол, отдыхай, я сам справлюсь. Киваю, выдыхаю украдкой. Хоть полчасика передышки!

Но не тут-то было. Только присела на стул, глаза прикрыла — а тут как тут, свекровь заглядывает. С внучатами на руках, улыбается лучезарно:

— Танечка, ты чего расселась? Гости в доме, а ты прохлаждаешься? Давай-ка, детей забирай, пока взрослые отдыхают. Негоже им шуметь, деда с бабой беспокоить.

У меня даже слов не находится. Это она сейчас так завуалированно мне указание дала? Мол, иди, развлекай малышню, пока мы тут релаксируем?

Стискиваю зубы, поднимаюсь из-за стола. Забираю детей, веду в комнату. Включаю им мультики, даю игрушки. Сама присаживаюсь рядом, прикрываю глаза. В голове — звенящая пустота. И усталость — бездонная, беспросветная.

Вот так всегда. Стоит родне нагрянуть — и все, прощай покой и отдых. Здравствуй, бесконечная готовка, уборка, хлопоты. И ведь не возразишь, не скажешь поперек. А то обидятся еще, скандал закатят.

Но ничего. Вот уедут — отосплюсь, отдохну. Силы восстановлю, энергией запасусь. До следующего их визита.

А пока — держаться. Улыбаться, угождать. Быть гостеприимной хозяйкой, заботливой снохой. Какой бы тяжелой эта ноша ни была.

Открываю глаза, ловлю озорной взгляд племянника. Он прыгает вокруг меня, машет новой игрушкой:

— Тетя Таня, давай играть! Ну давай, ну пожалуйста!

Улыбаюсь, киваю. И принимаюсь собирать паззлы. Отвлекаюсь от грустных мыслей, переключаюсь на возню с детворой. В конце концов, не так уж часто мы видимся. Грех жаловаться.

Да и потом — они же не виноваты. Что выросли в семье, где в порядке вещей сваливаться на голову без приглашения.

Где требовать особого приема и внимания, не считаясь с планами и желаниями других. Дети просто не знают иного. И мой долг — показать им другой пример. Научить уважать личное пространство, считаться с окружающими.

Вот и стараюсь. Откладываю в сторону раздражение, забываю об усталости. Включаюсь в игру, смеюсь вместе с племянниками. И понимаю — а ведь в этом и есть радость. В умении находить хорошее даже в непростых ситуациях.

Да, нагрянули незваные гости. Да, пришлось поднапрячься, похлопотать. Но ведь это — семья. Родные люди, со всеми своими недостатками и странностями. И то, что они приехали — знак внимания, заботы. Пусть и немного специфической.

От этой мысли на душе теплеет. Я смотрю на детей, на их счастливые, румяные лица. И улыбаюсь — искренне, от сердца. Как хорошо, что они у меня есть. Что могу подарить им эти мгновения радости.

Час пролетает незаметно. В комнату заглядывает муж, подмигивает озорно:

— Ну что, детвора, набегались? Баба с дедом отдохнули, зовут вас чай пить. С плюшками и конфетами!

Дети с визгом бросаются к двери. Я со смехом иду следом. И понимаю — а ведь не так все и плохо. Суета, беготня, толкотня — это ведь тоже жизнь. Со всеми ее красками, вкусами, запахами.

В гостиной уже накрыт стол. Дымится самовар, источая аромат летних трав. Свекровь разливает чай по чашкам, подвигает вазочки с вареньем. Улыбается мне — ласково, по-доброму:

— Спасибо, Танюша, за прием. Уж и не помню, когда в последний раз так душевно посидели. Внучатами налюбовались, с сыном пообщались. Давно мы так не отдыхали всей семьей.

У меня в горле встает ком. Киваю, сглатываю. И вдруг понимаю — а ведь правда. Все эти хлопоты, беготня — они того стоят. Ради этих теплых слов, ради этих искренних улыбок.

Ради ощущения семьи. Единства, поддержки. Осознания того, что ты не одна. Что есть люди, которым ты небезразлична. Со всеми своими слабостями и недостатками.

И от этого на душе становится удивительно легко. Я смотрю на родные лица, на знакомую с детства обстановку. На сына, что с упоением играет с двоюродными братьями. На дочку, прильнувшую к деду.

И улыбаюсь. Счастливо, безмятежно. Да, это моя семья. Моя опора и тыл. И пусть они иногда бывают шумными, надоедливыми. Но я люблю их. Всем сердцем, всей душой.

И я благодарна. За эти выходные, за эти мгновения. За то, что они у меня есть. Несмотря ни на что.

Свекровь тем временем поднимается из-за стола, окидывает всех лучистым взглядом:

— Ну что, засиделись мы что-то. Давайте-ка по домам, пора и честь знать. Танечке отдохнуть надо, приготовиться к рабочей неделе. Да и нам пора, засветло добраться.

Я встряхиваюсь, спешу к двери. Помогаю собрать вещи, укутываю детей. Провожаю до машины, целую на прощание. Машу вслед, не скрывая слез. И думаю — до чего же хорошо, что они приехали. Навестили, встряхнули, жизни добавили.

Возвращаюсь в дом, оглядываю опустевшие комнаты. Да, беспорядка хватает. И посуды немытой, и крошек на столе. Но мне почему-то не хочется ворчать и раздражаться.

Я просто улыбаюсь. Чувствуя, как разливается по телу усталость. Но усталость эта — приятная, легкая. Словно после хорошей работы, после трудового подвига.

А ведь и правда — подвиг. Принять, угостить. Быть доброй, отзывчивой. Дарить радость, не требуя ничего взамен.

И пусть я, может, не идеальная хозяйка. Пусть дом мой не блещет стерильной чистотой, а стол — заморскими яствами. Зато в нем всегда есть место для родных и близких. Для душевных разговоров и искреннего смеха.

А что еще нужно для счастья? Я думаю — ничего. Только любовь, забота и понимание. То, чем и должна быть настоящая Семья.

Выдыхаю, расправляю плечи. И принимаюсь за уборку. Напевая под нос веселый мотивчик.

На сердце — легко и радостно. В душе — покой и умиротворение.

Да, эти выходные прошли не так, как планировалось. Зато подарили куда больше, чем я ожидала.

Научили ценить главное. Любить, несмотря ни на что. Быть сильной — и одновременно мягкой, терпеливой.

Спасибо вам, мои дорогие. За этот урок, за эту встряску.

Я все поняла. И обещаю — больше не буду ворчать и злиться.

Буду просто любить. Ценить каждую минуту рядом с вами.

И знать — вы у меня есть. Всегда были, и всегда будете.

Моя Семья. Мое главное богатство и счастье.

Вот такая трогательная и поучительная история получилась. Я старался передать все перипетии чувств и эмоций главной героини. Показать, как непросто ей дался этот незапланированный визит родственников. Но в то же время - как много он ей дал в плане переосмысления ценностей.

В начале рассказа мы видим героиню раздраженной, уставшей. Её можно понять - свалились как снег на голову, нарушили все планы. Да еще и со своими претензиями, указаниями. Тут у кого угодно терпение лопнет.

Но постепенно героиня начинает смотреть на ситуацию под другим углом. Учится видеть хорошее в привычном, будничном. Ценить заботу близких, пусть и несовершенную. Любить их со всеми странностями и недостатками.

И в этом ей очень помогают дети. Непосредственные, искренние. Умеющие радоваться жизни, несмотря ни на что. Глядя на них, и сама начинаешь смотреть на мир проще, добрее.

Финал истории вышел светлым, обнадеживающим. Героиня будто прозрела, очистилась душой. Поняла самое главное - семья это наивысшая ценность. И ради нее стоит потерпеть бытовые неурядицы, забыть об усталости.

Ведь в конечном счете все эти радости совместного общения, единения - они стоят любых жертв и компромиссов. И мудрость в том, чтобы уметь вовремя это понять. Принять близких такими, какие они есть.

Как всегда, я старался балансировать между беллетристикой и разговорным стилем. Где-то давал волю эмоциям героини, где-то - бытовым деталям и описаниям. Хотелось сделать рассказ живым, узнаваемым. Чтобы читатель смог примерить ситуацию на себя.

Надеюсь, у меня получилось затронуть струны души, вызвать отклик. Заставить задуматься о действительно важных вещах. О том, что мы порой принимаем как должное. Не ценим, не бережем.

А ведь именно Семья делает нашу жизнь по-настоящему наполненной и счастливой. Дарит поддержку, безусловную любовь. Дает силы жить и двигаться дальше.