Найти в Дзене

Размышления о негативных эмоциях. Часть 1

Традиционно принято делить эмоции на позитивные (радость, удовольствие, интерес и т.д.) и негативные (страх, обида, вина и т.д.). Некоторые гуру от психологии призывают «мыслить позитивно», а от негативных эмоций по возможности избавляться. В чем подвох и какая может быть польза от негативных эмоций? Подвох в том, что отрицание эмоций вовсе не избавляет от них, а просто уводит их в тень, прячет от осознания. Гневаться, обижаться плохо? – Плохо. Испытывать любовь к ближним надо? – Надо. Ну и будем культивировать любовь. Ничего, что кулаки и зубы при этом сжимаются, лицо краснеет. Тело стерпит (до поры до времени…). Может ли проживание негативных эмоций быть полезным? Каждая эмоция имеет два полюса, в одном из них она разрушительна, в другом – направлена на выживание. Нет ли у каждой такой эмоции некоего послания, вторичного процесса? (В процессуальной психологии вторичный процесс – та часть опыта, которая не осознается в данный момент) Страх – одна из самых филогенетически древних эмоци

Традиционно принято делить эмоции на позитивные (радость, удовольствие, интерес и т.д.) и негативные (страх, обида, вина и т.д.). Некоторые гуру от психологии призывают «мыслить позитивно», а от негативных эмоций по возможности избавляться. В чем подвох и какая может быть польза от негативных эмоций?

Подвох в том, что отрицание эмоций вовсе не избавляет от них, а просто уводит их в тень, прячет от осознания. Гневаться, обижаться плохо? – Плохо. Испытывать любовь к ближним надо? – Надо. Ну и будем культивировать любовь. Ничего, что кулаки и зубы при этом сжимаются, лицо краснеет. Тело стерпит (до поры до времени…).

Может ли проживание негативных эмоций быть полезным? Каждая эмоция имеет два полюса, в одном из них она разрушительна, в другом – направлена на выживание. Нет ли у каждой такой эмоции некоего послания, вторичного процесса? (В процессуальной психологии вторичный процесс – та часть опыта, которая не осознается в данный момент)

Страх – одна из самых филогенетически древних эмоций. Он заставляет нас избегать того, что представляет угрозу (например, не стоит совать пальцы в розетку, если Вы не знаете, как отключить в ней напряжение). Классический пример страха – реакция «бей-беги-замри». В крайнем выражении страх – это ужас и паника, он заставляет либо застыть, либо толкает к хаотичным действиям, которые в конечном итоге для выживания не полезны. Так, из-за паники при пожаре человек может выпрыгнуть с верхнего этажа и погибнуть, в то время, как в соседнем помещении люди останутся живы и будут спасены пожарными. Перенесенный страх рождает осторожность. Видели, как пасутся стадные животные? Они обязательно выставляют «часового», который наблюдает за окрестностями. Вторичным процессом страха является чувствительность к незначительным сигналам, интуиция. Некая часть психики берет на себя роль часового.

Разочарование – чувство, возникающее в случае разрушения неких ожиданий и надежд. Так все было гладко в воображении, но планы разбиваются при столкновении с суровой реальностью. Есть великий соблазн в том, чтобы мысленно возвращаться к несбывшимся надеждам – и упустить новые возможности. Череда разочарований часто ведет к тому, что пропадает всякий интерес к новым начинаниям, знакомствам – опять не получится, чего уж там, незачем и планировать. Среди психологов ходит такой афоризм: «Чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться». Вторичный процесс разочарования – разрешить жизни вносить свои коррективы в наши планы. Не то чтобы совсем отказаться от планов и фантазий – ни в коем случае! Но принять как факт, что события могут пойти совсем по-другому.

Обида – одно из самых разрушительных чувств. Это такая смесь разочарования с желанием отомстить. Чаще обида адресована конкретному человеку, но можно обижаться и на все мироздание, такое тоже бывает. Обида возникает, когда человек не оправдывает наши ожидания. Месть – это не обязательно яркие, активные действия типа поцарапать машину. Она вполне может быть и пассивно-агрессивной («не буду с ним разговаривать, пусть ему будет плохо») или даже воображаемой. Неважно, в какой форме должна произойти месть, главное, чтобы обидчику было «плохо». И тут кроется опасность зациклиться на переживании своей уязвленности и пожелании всяких пакостей обидчику и …упустить новые впечатления и возможности. Вторичный процесс обиды кроется в ощущении собственной ценности независимо от действий других людей. Простить обиду – не значит согласиться с обидчиком и оправдать его. Это скорее принять как факт, что он поступил наилучшим образом из возможных (с учетом его жизненного опыта, перенесенных психотравм, его собственной боли и прочих тараканов в голове). Вполне возможно, что после пережитого отношения с этим человеком уже не будут «как раньше» (если они вообще будут), но по крайней мере появится возможность сберечь свою энергию для более позитивных изменений в жизни. Простить обидчика не ради обидчика, а ради собственной свободы и роста.

Вина - мучительное сожаление о сделанном или несделанном. Самой тяжелой ощущается вина, когда уже ничего нельзя исправить. Часто чувство вины бывает иррациональным, плохо объяснимым с позиции разума (например, вина выжившего во время катастрофы). Вина, как и обида, всегда адресована кому-то. Обычно человек упрекает себя в том, что не предвидел до конца последствия своих действий, не оказался в нужное время в нужном месте… Таким образом он признает, что теоретически МОГ это сделать: мог быть более внимательным к внешним сигналам или своим предчувствиям, мог влиять на то, кто и в какой мере пострадает в аварии, мог влиять на поведение других людей и т.д. Вторичный процесс вины – признать, что наши возможности и силы несколько больше того, что мы о себе знаем. Ну и допустить существование в мире сил, намного превосходящих наши собственные.

Скука – отсутствие интереса к чему-либо. Чаще она возникает в привычной обстановке, когда в событиях есть большая доля предсказуемости: в отношениях все идет по накатанной, заранее известно, кто и что в данной ситуации скажет, повторяются одни и те же реакции, шутки. Работа рутинная, маршруты повторяются изо дня в день. Человек застывает в некоем безвременье. Вроде бы чувство не настолько мучительно, как вина или обида, но многие неприятности в жизни случались оттого, что «дело было вечером, делать было нечего». Скука сигнализирует о том, что в той или иной области жизни происходит застой, развитие остановилось, что-то тянется по инерции. Скука позволяет осознать, в какой сфере требуется свежий ветер перемен, а что можно без сожалений оставить в прошлом. Не стОит делать то, что уже не радует.

Стыд – эмоция, заставляющая наши щеки гореть. Возникает тогда, когда окружающим становится известно о нашем предосудительном поведении. Момент стыда часто описывают фразой «хотелось сквозь землю провалиться», стать маленьким, незаметным. Стыд часто присутствует в процессе воспитания – «как тебе не стыдно!» Стыд, как это ни пафосно звучит, охраняет общественный порядок: ни будь стыда, каждый бы поступал, как в известной поговорке «хорошо быть кисою, хорошо собакою…». Хуже, когда человек начинает стыдиться того, что он не в силах изменить: своего тела, происхождения, материального положения, национальности, цвета кожи и т.д. Вторичный процесс в таком случае состоит в признании и изучении своей особенности, которая вызывала стыд. Если, например, речь идет о национальности – признать силу своего рода, те качества, которые отличают представителей данной национальности от других. Если стыд вызывали особенности тела – есть шанс поблагодарить тело за то, что смогло выстоять в неких сложных обстоятельствах. Что, впрочем, не отменяет физической активности и прочих способов заботы о теле.

Тоска – состояние печали, уныния, безысходности. Тоска зеленая. Кстати, почему зеленая, а не синяя или черная, например? Часто депрессивные больные описывают тоску как тяжесть в области сердца, камень на душе. Человек в тоске ограничивает контакты, прячется в раковину, поддерживает только самые необходимые процессы, без которых не выжить. Вторичный процесс тоски – что именно относится к таким жизненно важным процессам, отказаться от реализации желаний, навязанных извне, нащупать свое и идти дальше, опираясь на него.

Продолжение следует...