О парке «Дубки» неподалеку от станции метро Тимирязевская и Дмитровского шоссе я рассказывал совсем недавно. Вернее, показывал небольшой слайд-ролик об этом замечательном и уютном местечке.
А заодно я поделился своей любовью к трамваям и некоторым живописным маршрутам.
Сегодняшняя моя заметка будет о старейшей в Москве трамвайной остановке, которой вот уже без малого сто тридцать лет. Эта остановка маршрутов №27 и №29 под названием «Красностуденческий проезд» находится буквально вплотную к самому парку…
…На углу одноименного проезда и улицы Дубки
Самое главное, гуляя возле трамваев, помните о безопасности! Обходите трамваи спереди и не забывайте, что стальные рельсы и бетонные шпалы скользки – и особенно в осеннее и зимнее время.
Этот павильон из бетона с использованием чугунных элементов и оформленный «под дерево», был спроектирован в 1926 году архитектором Евгением Васильевичем Шервинским, одним из помощников Федора Осиповича Шехтеля, а установлен здесь в 1936-м (7 фото).
Однако сама остановка открылась во второй половине 1890-х годов. И тогда это был именно деревянный павильон работы мастера московского модерна Франца Андреевича (Франциска-Антония) Когновицкого, позднее перестроенный Шервинским.
Как раз тогда же, в 1896-1897 годах здесь был запущен первый трамвайный маршрут Москвы, соединивший Бутырскую заставу и Петровскую земледельческую академию, нынешнюю Тимирязевку.
В народе их любовно прозвали паровичками, власти же решили столь пожароопасный вид транспорта провести не по центру Первопрестольной, а по самой её окраине.
Но самое замечательное, что на этом маршруте работал не кто иной, как…
…Писатель Константин Георгиевич Паустовский
Вот что он сам рассказывал о той работе:
«Давно замечено, что люди, чья жизнь проходит в постоянном движении – машинисты, моряки, летчики, шоферы, – бывают несколько суеверны. Суеверны были и мы, кондукторы московского трамвая.
Больше всего мы боялись старика со сторублевым кредитным билетом, так называемой «катеринкой». На билете этом был выгравирован пышный портрет Екатерины Второй с тугим атласным бюстом.
Если говорить без предвзятостей, то старик был даже довольно приятный – умытый, ласковый и культурный. Из кармана его пальто всегда торчала аккуратно сложенная профессорская либеральная газета «Русские ведомости».
Старик всегда садился в трамвай ранним утром, как только мы выходили из парка и в сумке у нас позванивало шестьдесят копеек мелочи, выданной нам на сдачу. Больше мелочи нам не давали.
Старик влезал в трамвай и с предупредительной улыбкой протягивал кондуктору сторублевую бумажку. Сдачи, конечно, не было. Но старик ее и не требовал...»
Та бессменная «катеринка» была для пассажира-завсегдатая пресловутым «неразменным пятаком». Старику пытались противостоять, купюру (каждый раз с одним и тем же номером казначейского билета), сдачи с которой, разумеется, никогда не бывало, не принимали.
Однако то был крайне упорный безбилетник. Он выходил на следующей остановке и садился в следующий трамвай.
К слову, бывал известный писатель не только кондуктором.
«Вначале я работал вожатым. Я водил вагоны по внутреннему кольцу «Б». Это была дьявольская работа. Вагоны ходили с прицепами. Сцепления были разболтаны, и потому было почти невозможно стронуть вагон с места без того, чтобы не дернуть прицеп и не услышать в ответ крикливые проклятья пассажиров.
Однажды у Смоленского бульвара на рельсы въехал белый автомобиль с молоком фирмы Чичкина. Шофер едва плелся. Он боялся, очевидно, расплескать свое молоко. Я поневоле плелся за ним и опаздывал. На остановках мой вагон встречали густые и раздраженные толпы пассажиров…
…Сзади уже, сколько хватал глаз, ползли, оглушая Садовые улицы трещотками, переполненные пассажирами «Букашки». Ругань вожатых сотрясала воздух. Она докатывалась от самого заднего вагона ко мне и снова мощной волной катилась назад.
Я пришел в отчаяние и решил действовать. На спуске к Самотеке я выключил мотор и с оглушительным треском, делая вид, что у меня отказали тормоза, ударил сзади чичкинский автомобиль с его нахалом шофером.
Что-то выстрелило. Автомобиль осел на один бок. Из него повалил белый дым. Усатый шофер выскочил на мостовую, вытащил из кармана полицейский свисток и заливисто засвистел. Это было для меня полной неожиданностью. Я увидел, как с Самотечной площади бегут к вагону, придерживая шашки, околоточный надзиратель и городовой.
В общем, на следующий день меня разжаловали из вожатых в кондукторы»
(Константин Георгиевич Паустовский, «Повести о жизни. Старик со сторублевым билетом»)
На сегодня этот павильон – единственный, что сохранил исторический облик. Есть еще одна подобная остановка на Войковской, но в гораздо более плачевном состоянии.
В 2017-2018 годах павильон был отреставрирован и приведен в надлежащий вид. Удалили современные наслоения, вернув ему исторический облик.
И эта остановка – выявленный объект культурного наследия и памятник архитектуры федерального значения.
(7 фото).
Сегодня в нем открыто кафе, в котором и ожидая своего трамвая, и просто заехав сюда полюбоваться историческим место, можно выпить вкусного напитка. Ассортимент же здесь не уступает ни одному крупному кафетерию.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!