Найти в Дзене

Путь Эвелин - от фаллического нарциссизма к зрелой генитальной любви

Оскароносный фильм «Все везде и сразу». Фильм-победитель в семи категориях: лучший фильм, лучшая женская роль (Мишель Йео), лучшая мужская роль второго плана, лучший режиссер, лучший сценарий и т.д., «Золотой Глобус» в двух категориях, Премия Гильдии Актеров, премия «Британская академия» и т.д. Настраиваешься на просмотр шедевра и… При просмотре фильма нет ощущения увлеченности или заинтересованности, не цепляет эмоционально. Напротив, фильм вызывает чувство тошноты, хаос утомляет и хочется поскорее сбежать. Мы заставляем себя думать: о чем же весь этот нескончаемый хаос и круговорот?                                                         Фильм начинается с прачечной, с большим количеством стиральных машин, в которых происходит круговорот, водоворот, как гипнотический круг, уводящий в транс, или тот самый бейгл, который также засасывает всё подряд, от кунжута, хаоса до всего остального. Но при всём этом круговороте и хаосе аж до тошноты, в процессе всё равно появляется тот самый Глаз — символ Прозрения и Просветления, который приводит к Порядку и Гармонию. Так же происходит и в терапии, когда приходят такие же клиенты, когда их внутреннее броуновское движение, хаос и бессвязность теряют причинно-следственную связь, но мы всё равно идем к корням, к основе, к фундаменту, разматывая большой клубок чувств, действий, переживаний, решений, намерений и разочарований. Мы всё равно приводим клиента к появлению Глаза, Прозрению и Гармонии.

Фильм про мультивселенные. И действительно, в фильме много парадигм, он многогранный, многовариантный. Мультипарадигмы переплетаются между собой, выделить их можно легко: социальный, межпоколенческий, семейный, гендерный, нравственный, сексуальный, про вселенскую любовь и доброту, психологический.

Из этого многогранного фильма я хотела бы выделить психоаналитическую канву с внутриличностным конфликтом и его разрешением. Фильм напичкан большим количеством символов, но я выделяю символы в юнгианском подходе, относящиеся к психоаналитическому разбору главных героев. Фильм начинается с прачечной. Прачечная — символ очищения, обновления, про Персону и Тень, да и стиральная машина черно-белая, с круговоротом внутри, водоворотом, чёрной дырой.

-2

Так затягивает фильм в этот круговорот и болтает зрителя в разные вселенные. Так же затянуло и главную героиню фильма Эвелин, в ее жизнь, в которой она пытается все успеть, в которой не успевает даже остановиться и подумать, иначе «ещё одна мысль, о которой она подумает, и её голова лопнет». Да, у Эвелин сложно с ментализацией. Она прибегает ко 2-му пути, поведенческому, у неё пограничный уровень функционирования. Она все время спешит, не останавливается, вся ее жизнь non-stop. Беспорядок, хаос и одновременность, как кухня, спальня и рабочее место в одном маленьком пространстве, символизируют «Всё, Везде и Сразу» в её жизни.

-3

Она замужем, но муж для неё функция — помешай, посчитай, глупый, неспособный. Хотя бывают мультисекунды вспышек инсайтов — когда смотрит на экран и видит танец мужчины и женщины, всё в розовых тонах.

-4

Эвелин зависает, как будто ее сердце замирает от желания… Желания любви, взрослых любовных отношений… Но она папина дочка, с незрелой, инфантильной сексуальностью. Ей некогда думать об этом, тем более желать. Папина дочка, правильная девочка. 

Эвелин - Богиня Афина                           
Юнгианская психоаналитическая терапия базируется на греческой мифологии. Мифы не только интересны и увлекательны, но и их герои и сюжеты архетипичны. Они вечные, универсальные для любой культуры, любого народа и любой эпохи. Джин Шинода Болен в своей книге «Богиня в каждой женщине» выделила 7 архетипов богинь, которые соответствуют 7 архетипическим женским ролям. Богиня Афина была законной дочерью Метиды (Премудрости) и Зевса. Но история её рождения, мягко говоря, нетривиальна. В какой-то момент у Зевса дико разболелась голова, и чтобы избавиться от боли, он попросил Гефеста разрубить её.

Рождение Афины — рождение Эвелин 
Богиня Афина родилась в доспехах и не из чрева матери, а из головы отца. Рождение Эвелин символически напоминает рождение богини Афины. Когда у Эвелин проносятся кадры её появления на свет, мы видим, как её рождение принимает не мать, а отец, так же как Зевс принимает рождение Афины из себя. Архетип Афины — раскол между матерью и дочерью.

-5

Появление Афины не из матери, а от отца создает архетип Афины, который состоит в так называемом расколе между матерью и дочерью. Отсутствие материнской любви заставляет делить мать на чувственную и разумную, где чувственность отвергается, а разум устрашает. Так же и Эвелин расщепляет мать на плохую и хорошую, при этом она научилась использовать только Ужасную Мать.

Ужасная мать Эвелин — налоговик
Представитель налоговой службы, которую блестяще играет Джемми Ли Кертис, требовательная и наказующая, разумная, но ужасающая, символическая мать Эвелин, к встрече с которой она готовится с ужасом, чтобы получить ее благосклонность и принятие. Это её символическая мать, с которой у неё сложные отношения.

-6

Эвелин старается угодить ей, но при этом страх отвержения наводит на неё ужас. Такие же сложные и холодные отношения, завышенно требовательные, создает Эвелин и в отношениях со своей дочерью Джой. Её дочь Джой так же приезжает к Эвелин за одобрением и принятием, как и Эвелин ожидает от налоговика. Всё повторяется. И как налоговик не принимает Эвелин, так и Эвелин не принимает свою дочь такой, какая она есть. И в этом их трагедия, передающаяся в поколениях.  

Архетип Афины — победа над своей сексуальностью                                            Богиня Афина причастна к появлению Медузы Горгоны и затем её убийству. Её щит, на котором запечатлена ужасающая голова медузы Горгоны, как её второе лицо.

-7

Миф гласит, что прекрасная и очаровательная девушка Горгона гуляла на берегу моря, когда увидел её бог морей и океанов Посейдон, влюбился он без памяти в неё, и охвачен он был страстью и вожделением к прекрасной Горгоне. Не смог он совладать собой и силой овладел Посейдон прекрасной Горгоной в храме Афины. Разгневалась Афина страшным гневом и наказала Горгону, превратив её в ужасное чудовище со змеями вместо волос. Афина наказала очаровательную Горгону за ее привлекательность и сексуальность, которая может вызывать такое необузданное влечение к себе, но не Посейдона за его невоздержанность. Превратила она прекрасную Горгону в Медузу Горгону, которая одним своим взглядом превращала всё живое в камень. С помощью щита они обманули медузу Горгону и обезглавили её. Щит, который с такой гордостью держит Афина, на котором некогда очаровательная Горгона, превращена в отвратительную медузу Горгону, символ её победы над своей сексуальностью.

Афина антипод Афродите
Таким образом, Афина в минусе не принимающая в себе женственность, сексуальность, проявляет властность в отношениях, доминирует в мужско-женских отношениях. В Эвелин проявляется архетип Афины, она также отреклась, отказалась от любовной и сексуальной жизни с мужем. Но она зависает перед экраном, наблюдая за этим невероятно романтичным, любовным и страстным вальсом очаровательной пары. В своей магистерской работе я исследовала внутриличностные качества женщин при выборе танцев. Вальс символизирует парность, мужско-женские любовные, доверительные отношения, где женщина относится к мужчине уважительно, она ведомая, идёт за его движениями, то есть признает мужчину главным, ведущим. И Эвелин зависает при виде вальса, теплоты и гармонии, мягкости и женственности женщины, спокойствии и уверенности мужчины, всё в розовых тонах, её сердце замирает… от желания любви. Но Эвелин, как и Афина, живёт и функционирует под девизом «я сама». Эвелин не слышит и не принимает мужа. Он для неё только функция — помешай, посчитай, глупый, неспособный. Эвелин отвергает мужа не только как сексуального партнёра, но и сексуальность вообще, в разных его проявлениях. Хотя в фильме, на поверхности, изобилие сексуальной агрессивной символики, как пенисы, топоры у мужчин в области ягодиц и промежности, когда мужчины садятся и вбирают в себя фаллические предметы, сосиски и пенисы вместо пальцев, вульгарные наряды дочери. Отказавшись от своей сексуальности и сексуальной жизни, Эвелин не принимает и отвергает сексуальную жизнь дочери. Как её материнская фигура-налоговик должна решить её судьбу, так же и Эвелин должна определиться и решить, принимает она свою дочь или нет.

Знаменательная символическая сцена борьбы, где сосиски вместо пальцев
Конечно, сосиски — фаллический символ. Далее в сцене, где Эвелин с дочерью (то есть мать и дочь) борются, у них появляются реальные пенисы.

-8

Они соревнуются пенисами!!! Фаллосами!!! Думаю, это главный аналитический смысл фильма. Передающийся фаллический нарциссизм из поколения в поколение по женской линии, от матери к дочери. В фильме две семейные системы: 1) Мать-налоговик, Отец-инвалид в коляске и их дочь Эвелин. И вторая семейная система, где мать — Эвелин, а отец — её муж, слабый, глупый, и их дочь Джой. Когда режиссёр создает эти сцены, где мать и дочь борются с сосисками, а потом пенисами, автор имеет в виду, что они — мать и дочь — одинаковые, фаллические женщины. Но Джой на деле даже более фаллическая, чем мать, потому что она вообще не признает мужчину в мужчине, она сама мужская, она та, которая символически сама с фаллосом, поэтому она в лесбийской гомосексуальной паре в мужской позиции, где Адель её девушка. И да, межпоколенческая передача — женщины сильные, фаллические, кастрирующие своих мужчин (инвалидная коляска отца — символ его неспособности, а муж Эвелин — «глупый, никчёмный»), а Джой сама в мужской позиции и доминирует над партнёром, то есть мужчины с такими женщинами феминизируют. И в этой женской передаче фаллического нарциссизма у Джой как бы уже не только нарциссический, но уже реальный фаллос. Который проявляется в том, что у неё девушка Адель. То есть появляется Нарциссический Фаллос. И этими фаллосами мать и дочь меряются, соревнуются. А их кастрирующее влияние на мужчин символически проявляется также и в этих топорах и дубинах, воткнутых в мужские анусы и промежности, как если их кастрируют. Перверзность и агрессивность в фильме на поверхности, но эта перверзность не сексуальная. Само функционирование женщины без женщины внутри, женщины с фаллосом, перверзно. Оно приводит к перверзности мужчины. Межпоколенческая передача фаллоса от матери к дочери, от дочери к внучке. Кастрирующие женщины, жены, Афины, девиз которых «я сама», что в противоположном полюсе означает инвалидизацию мужчины, исключение его как главного, сильного, за которым, за мужем-замужем. Поэтому персонаж налоговика (то есть корень женской династии, фактически получается бабушка) первая получает Глаз в лоб. После первой родительницы-бабушки, следующей получает Глаз Эвелин. То есть открываются глаза на реальность, происходит прозрение, просветление, как третий глаз, инсайты, наблюдающее эго в процессе терапии. Джой же хочет быть засосанной в этот глаз или бейгл, в этот хаос, потому что она молода и этот глаз или это просветление к ней не может легко прийти, ей не хватает жизненного опыта, при этом она расщеплена на множество частей (то есть нет цельности, самости, ее Я страдает).

-9

Внутренний хаос и расщепление её настолько истощают, что лучше попасть во внешний хаос, в этот бейгл, чем испытывать это состояние внутри. И эту ситуацию могут спасти только женские фигуры, её корни по женской линии, передающие поколениям и ей — женское. Символическая сцена на лестнице, когда предыдущие поколения — дедушка (отец Эвелин), бабушка (налоговик, отколотая материнская часть), Эвелин и её муж удерживают Джой от гибели и попадания в хаос — основная психоаналитическая линия фильма.

-10

Эвелин принимает дочь, слышит и слушает её. Налоговик, символическая мать Эвелин, в конечной сцене также принимает Эвелин, как мать принимает дочь. Эвелин принимает Мать. Когда женщина принимает мать, она принимает женское в себе. Налоговик (мать) принимает Эвелин как дочь, так и Эвелин принимает в ней мать.

-11

Там, где был отказ от женственности, произошла трансформация. Но чтобы произошла истинная трансформация, мало сложить свой фаллический нарциссизм, мало перестать быть кастрирующей и даже мало признать в себе женщину... Важно признать не только свою идентичность, важно признать в мужчине мужчину. Сцена, когда Эвелин ожидает, что её глупый, неспособный муж в очередной раз все испортит, а он смог правильно и дипломатично поговорить с налоговиком и разрулить ситуацию, кульминационная. В самом глубоком смысле отказаться от своего фаллоса и признать только за мужчиной это право на член-фаллос. Это сцена и есть суть, кульминация фильма. И пазл сложился. Только обретя женщину в себе или себя как женщину, миссия женщины или женская миссия будет выполнена. Если есть женщина, значит, будет и мужчина.

Заключение
Фильм начинается с отказа от женственности, и соответственно форклюзией отца. Форклюзия отца обязательно приводит к гибели женского в женщине. И, по словам Катрин Пара, «фаллический нарциссизм желает восхищения, а женский нарциссизм желает быть любимой».
Именно приобретением женского нарциссизма заканчивается фильм — Эвелин целует мужа в губы перед входом в налоговую. Классически по З. Фрейду — от инфантильной сексуальности к генитальной зрелой любви.

-12

Квинтэссенция – какой смысл несёт теория Хаоса в фильме?
Фильм «Всё везде и сразу» можно рассмотреть как яркую иллюстрацию теории Хаоса, где каждая мелочь в жизни персонажа запускает цепную реакцию событий, создавая сложную, многомерную сеть возможностей. Основная идея теории Хаоса — чувствительность к начальным условиям, или «эффект бабочки», — проявляется в том, как судьба Эвелин меняется в зависимости от, казалось бы, незначительных решений.

Множество параллельных реальностей в фильме можно представить как хаотическую систему: реальности сталкиваются и переплетаются, создавая ощущение беспорядка, но при этом подчиняясь строгой логической цепочке. Все выборы, сделанные Эвелин, ведут её к тому, чтобы осознать, что даже в хаосе есть причинно-следственная связь.

Символично и то, что фильм показывает «пустоту» и абсурдность мира через концепцию бублика с «ничем» в центре. Это визуальная метафора хаоса, где за кажущейся пустотой скрыта закономерность. Как и в теории Хаоса, в этом хаосе можно найти скрытый порядок — женщина обретя в себе женщину, признаёт мужчину в мужчине, это и есть любовь и принятие.

Таким образом, «Всё везде и сразу» использует элементы теории Хаоса, чтобы рассказать историю о поиске смысла в многовариантном мире, рассматривая причинно-следственную связь и подчеркивая красоту жизни, несмотря на её кажущуюся хаотичность.