Найти в Дзене
Пульт.ру

Старые песни на новый лад: аудиофильские переиздания

Мир музыки бесконечно многообразен, у каждого есть любимые артисты, не менее популярны и жанровые предпочтения. Впрочем, не секрет, что порой в фаворитах оказываются звукозаписывающие компании. Среди них есть огромные мейджоры, например: Deutsche Grammophon и Blue Note, Decca и Verve. Есть откровенно аудиофильские: Linn, Naim, Chesky, Stockfisch, где очень много красивых звуков, но порой кажется, что забыли добавить музыку. На самом деле это большая проблема — слушать любимых исполнителей в максимально возможном качестве. И решается она на удивление не только серьезной аудиотехникой, но и специально подготовленными релизами. Так кто же они, эти герои, которые заново открывают для нас любимые имена? Мы выбрали три наиболее характерных для этого направления лейбла, хотя на самом деле их гораздо больше. MFSL — одна из самых известных и уважаемых компаний в мире восстановления легендарных записей. В 1958 году молодой, но талантливый звукоинженер Брэд Миллер основал компанию Mobile Fidelity
Оглавление

Мир музыки бесконечно многообразен, у каждого есть любимые артисты, не менее популярны и жанровые предпочтения. Впрочем, не секрет, что порой в фаворитах оказываются звукозаписывающие компании. Среди них есть огромные мейджоры, например: Deutsche Grammophon и Blue Note, Decca и Verve. Есть откровенно аудиофильские: Linn, Naim, Chesky, Stockfisch, где очень много красивых звуков, но порой кажется, что забыли добавить музыку. На самом деле это большая проблема — слушать любимых исполнителей в максимально возможном качестве. И решается она на удивление не только серьезной аудиотехникой, но и специально подготовленными релизами. Так кто же они, эти герои, которые заново открывают для нас любимые имена? Мы выбрали три наиболее характерных для этого направления лейбла, хотя на самом деле их гораздо больше.

Mobile Fidelity Sound Labs

MFSL — одна из самых известных и уважаемых компаний в мире восстановления легендарных записей. В 1958 году молодой, но талантливый звукоинженер Брэд Миллер основал компанию Mobile Fidelity, начав с записи... паровозов, но затем переключившись на оркестровую и популярную музыку. В 1977 году появляется привычное ныне название MFSL и начинается переиздание выпущенных ранее другими студиями альбомов с оригинальных мастер-лент Original Master Recording по технологии Half-Speed Mastering, то есть мастеринг на половинной скорости, что позволяло уменьшить искажения при записи и улучшить детализацию. В частности, с 1985 по 1992 гг. MFSL переиздала некоторые записи в том числе и нашей фирмы «Мелодия». Одной из главных целей компании было избавить музыку от характерных дефектов, присущих массовому производству альбомов на виниле и других носителях.

-2

К сожалению, в 1999 году компания закрылась, но уже через два года ее активы были выкуплены Джимом Дэвисом, президентом крупной дистрибьюторской компании Music Direct. Дела снова пошли в гору, был возрожден выпуск коллекционного винила, в ассортименте появились SACD, а с 2016 года MFSL — это еще и аудиофильские компоненты, от винила до колонок. Впрочем, история циклична, и 14 июля 2022 года Майкл Эспозито, владелец музыкального магазина, опубликовал на своем YouTube-канале видео «The 'In' Groove», в котором говорилось, что вопреки официальным заявлениям MFSL использовала цифровые мастеры вместо аналоговых в течение многих лет. Джон Вуд, исполнительный президент лейбла, увидел видео Эспозито и пригласил его в Калифорнию для ознакомления с их бизнесом. Было снято второе видео, в котором Эспозито брал интервью у сотрудников MFSL, где они подтвердили, что использовали цифровые файлы DSD при создании своих виниловых копий для тиражирования. Сотрудники заявили, что к концу 2011 года по меньшей мере 60% всех изданий были сделаны в цифре и что этот процесс также использовался для виниловых релизов лейбла, которые ранее продавались как созданные непосредственно с оригинальных аналоговых мастер-лент. Это открытие вызвало споры не только о честности Mobile Fidelity, но и о том, насколько аналоговое аудио лучше цифрового. В кругах аудиофилов этот скандал стал известен как MoFi Gate.

В августе 2022 года Адам Стайлз, давний клиент Mobile Fidelity Sound Lab, подал коллективный иск о мошенничестве. В результате судебного процесса MFSL выплатила ущерб в размере 25 миллионов долларов. Несмотря на все эти события, MFSL оказала огромное влияние на индустрию аудиофильских записей и на всю виниловую культуру в целом. Благодаря своим инновационным подходам в мастеринге и высококачественным изданиям, компания установила стандарты качества для винила и других форматов. MFSL также вдохновила целое поколение аудиофилов, став символом превосходного качества звука. Их работы по ремастерингу и производству виниловых пластинок были признаны лучшими среди коллекционеров и критиков. Многие из изданий MFSL до сих пор рассматриваются как эталонные примеры качества звука, и их цена на рынке коллекционеров стабильно растет.

Digital Compact Classics

В 1964 году Лу Адлером, Джеем Ласкером, Пьером Коссеттом и Бобби Робертсом была основана компания Dunhill Records. В следующем году она стала звукозаписывающим лейблом и дистрибутировалась компанией ABC Records. Первым синглом Dunhill была песня «My Prayer/Pretty Please» Шелли Фабарес, которая в то время была замужем за Адлером. Летом 1967 года Адлер продал свои акции ABC Records, создав ABC-Dunhill Records, после чего основал еще один лейбл Ode Records (который сначала дистрибутировался CBS, а затем A&M Records). До 1975 года ABC продолжала выпускать пластинки на лейбле Dunhill, после чего все оставшиеся исполнители были включены в состав ABC Records, прежде чем MCA Records полностью выкупила лейбл в 1979 году. Сегодня каталогом Dunhill управляет Geffen Records. В 1986 году был создан независимый лейбл Dunhill Compact Classics, который занимался переизданием записей в новом формате CD. Компания British American Tobacco подала в суд из-за использования названия Dunhill, в результате чего в 1987 году появилась Digital Compact Classics.

-3

Маршалл Блонштейн пришел в музыкальный бизнес в 1966 году, работая в Dunhill Records. Впоследствии он работал в ABC Records, а с 1966 по 1970 год в Columbia Records. С 1970 по 1979 год Блонштейн занимал руководящие должности в Ode Records, а следующие 3 года пост президента Island Records. В 1986 году он пришел в DCC, одну из первых компаний, выпустивших музыкальный каталог в новом на тот момент формате компакт-дисков. Она была ориентирована на высококлассный аудиофильский рынок благодаря линейке переизданий с цифровым ремастерингом на компакт-дисках из 24-каратного золота и 180-граммовых пластинках из первичного винила. DCC выпускала аудиофильские издания альбомов таких исполнителей, как Элвис Пресли, Фрэнк Синатра, Джуди Гарленд, The Beach Boys и The Eagles.

Всего под руководством известного звукоинженера Стива Хоффмана были выпущены десятки пластинок и сотни компакт-дисков в уникальном мастеринге. Компания закрылась в 2001 году, однако ее вклад в индустрию и влияние на рынок аудиофильских записей остается значительным. Многие из ее релизов до сих пор считаются эталонами качества звука. Ремастеринги DCC, особенно на CD, пользуются высоким спросом среди коллекционеров, и сегодня их можно найти по высокой цене на вторичном рынке. DCC запомнилась своей приверженностью идеям качественного и честного ремастеринга, благодаря чему она оставила свой след в истории аудиофильской музыки. С 2002 по 2018 год существовала компания Audio Fidelity, по сути — продолжатель славных дел DCC, также основанная и возглавляемая Маршаллом.

Analogue Productions

И еще одна американская компания, специализирующаяся на производстве виниловых пластинок высокого качества, а также на выпуске ремастированных аудиофильских изданий как классической, так и джазовой музыки. Она была основана Чадом Кассемом в 1992 году. Он начинал как энтузиаст и коллекционер винила, а уже его стремление предоставить слушателям звук наивысшего качества и создавать коллекционные издания привело к основанию компании. Кассем убежден, что виниловые пластинки способны передать звук с уникальной теплотой и глубиной, которые не может воспроизвести цифровая запись.

Первоначально компания занималась выпуском и распространением различных аудиофильских альбомов, но со временем сосредоточилась на том, чтобы выпускать только самые лучшие и редкие записи, используя самые передовые технологии. С самого начала Analogue Productions взяла на себя обязательство использовать аналоговые мастер-копии для своих ремастерингов. Это означало, что пластинки производились с использованием исходных аналоговых записей, что позволяло сохранить неповторимую теплоту и живость звука, которые характерны для аналоговой записи, в отличие от цифровых форматов.

-4

Одним из первых крупных успехов компании стало сотрудничество с такими легендарными лейблами, как Blue Note Records, Verve Records, Columbia Records, а также с другими важными музыкальными архивами, что дало возможность выпускать ремастированные издания классических альбомов джаза, блюза и академической музыки на виниле.

Analogue Productions также заработала репутацию за счет своих глубоких и детализированных ремастерингов. Они используют мастер-пленки и первоклассные студии для восстановления старых записей. В частности, компания известна своими изданиями на тяжелом виниле и ограниченными тиражами, что делает каждое издание по-настоящему коллекционным.

Кроме того, компания уделяет большое внимание упаковке своих альбомов, используя высококачественные материалы, такие как тяжелые картонные конверты и защитные обложки, чтобы обеспечить максимальную защиту пластинок от повреждений. Виниловые издания от Analogue Productions зачастую сопровождаются богатым иллюстрированным буклетом с историей альбома, информацией о ремастеринге и других особенностях издания.

Важное отличие AP от многих других подобных компаний — наличие собственной фабрики по производству винила. Она расположена в Канзасе и работает с 2011 года.

ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ