Помню, ночью у меня на кухне что-то сильно бахнуло, и мы с кошкой тогда такого страху натерпелись! А там просто полка упала. Это был потрясающий душу скример! А чем пугает японский писатель? Спиралью! Завитушками такими.
Манга «Uzumaki» Junji Ito, в которой город подвергается спиральному проклятию, к началу ХХI-го века стала культовой, но ее до сих пор никто не издал с переводом на русский! Вот я и ждала мультсериал лет 5. И вот он вышел в этом году. Вышел так себе.
Но, погодите...
Доверьте свой ужас профессионалу: Дзюндзи Ито – режиссер тошнотных снов
★ Я верю, что страх, испытанный в комфортных условиях, оказывает эффект терапевтический. Яркий всплеск эмоций ускоряет течение крови по венам, способствует выводу токсинов, пробивает тромбы и прочее. Кроме того, испугавшись скримера, мы секундочку верим, что сейчас умрем, из-за чего жизнь после пережитого ужаса играет новыми красками. Такие фильмы-аттракционы прекрасно развлекают публику.
★ Но есть особая разновидность пугания - с эффектом долговременным. Испугаться можно всерьез и надолго. Хороший ужас, как настоящая любовь будет вспоминаться всю жизнь да каждый раз, как в первый: и в пот бросит, и кровь закипит и сто раз перекрестишься. Оно вам надо? ★ Если вы привыкли довольствоваться малым, то смотрите «Резню бензопилой» и прочее. А мы, люди искушенные, вон уже и на японские деликатесы засматриваемся! И вообще, хороший фильм ужасов это когда ты часто думаешь, что за больной человек это придумал, а сам сидишь в страхе, периодически порываясь кино это стремное выключить. Но так интересно, что не выключаешь.
Дзюндзи Ито (Junji Ito) более 50-ти лет рисует жуткие картинки и придумывает дико-странные сюжеты. Больной ли он? Скорее, что Дзюндзи Ито – пугливый человек с большой фантазией, талантом и работоспособностью:.
«Я из робкого десятка (очень трусливый) и боюсь приведений. Говорят, что трусливые люди больше любят страшные истории, я один из них»
В своих шизоидных фантазиях он непредсказуем и беспощаден. Автор создает атмосферу иррационального ужаса, от которого нет спасения. Более того, часто, загадочные события происходят без каких-либо логических причин. Он пугает уродством, болезнями, телесными метаморфозами, монстрами. Пугает он таким прекрасным состоянием, как «Оно следует» – если что-то жуткое заметило тебя, то Оно обязательно тебя достанет, это вопрос времени.
Иллюстрации Junji Ito отличаются высокой детализацией и вниманием к анатомическим подробностям. В общем, часто, это боди-хоррор. Сюжеты у великого мангаки, выражаясь современным литературным языком, криповые. Иногда, кстати скатываются в полный абсурд, и, порой, заставляют смеяться.
Основа творчества: сочетание максимального реализма в отображении действительности с сюрреалистичными образами. И детали, детали, детали. Иллюстрации можно разглядывать очень долго.
Одним из приемов, можно назвать контрастность. Нежные и красивые девушки сталкиваются с отвратительными монстрами или сами становятся монстрами.
Но, погодите,
Еще раз, кто такой Дзюндзи Ито
Чтоб вам не пришлось грузить википедию, я сейчас все перескажу.
➤ Родился Дзюндзи Ито в 1963 году, в Японии. Он жил в большом старом доме и, чтобы сходить в туалет, ему приходилось преодолеть длинный темный коридор в подвале, наверное, тогда нервишки и пошатнулись. Вглядываясь в жуткую черную пустоту коридора, наряду со страхом, мальчик испытывал сильную тягу к мистическим приключениям. Он боялся, но ему хотелось, что бы произошло что-то таинственное.
➤ Кстати, однажды мальчик испугался гелиевых воздушных шаров на городском празднике. А уже взрослый Ито придумал сюжет для комикса: за людьми охотятся огромные шары в виде их голов с петлями висельника. Они ловят людей, и порабощают их волю.
Кстати, своими кумирами мангака называет мастера ужасов Умедзу Кадзуо (Kazuo Umezu) и писателя Говарда Ф. Лавкрафта.
Умэдзу Кадзуо сейчас считают богом манги в жанре ужасов (японцы так считают, конечно). Говорят, что благодаря ему произошел бум популярности ужастиков в формате "рисованных картинок". Главной проблемой маленького Дзюндзи было то, что в его «глухомани» тяжело было достать новый выпуск манги этого автора.
➤ Закончив школу, Ито Дзюндзи стал работать зубным техником: делал протезы. Наверное, тогда он увлекся анатомическими справочниками, и понял, что человеческое тело – бесконечный источник вдохновения для автора ужасов.
Рисует он с детства и до наших дней, не прибегая к помощи «литературных негров», то есть полностью все картинки отрисовывает сам, ну иногда с родственниками, в то время, как другие художники содержат штат работников, потому что оформить книгу комиксов это очень кропотливый труд. Чего только штриховка одна стоит...
➤ Забавный факт: впервые мангака нанял профессионального помощника при работе над адаптацией размышлений современного японского дипломата о сотрудничестве с Россией «Патриот Распутин». В манге есть персонаж с прозвищем Распутин. Сюжет: Дипломат под псевдонимом «Распутин» оказывается в центре политических интриг начала 2000-х годов.
«Создание манги, основанной на произведениях Сато-сенсея, интеллектуального монстра, потребовало большого количества исследований, и сбор справочного материала для этого также был большим испытанием. Версия манги была написана Такаси Нагасаки-сенсеем, который часто работал с Наоки Урасавой, так что я думаю, что это оказалось занимательной вещью для чтения»
Мастерская Дзюндзи Ито находится у него дома. Кстати, его жена тоже художница, у них есть две дочки и котики.
Попытка делать игры
Первым совместным проектом геймдизайнера Кодзимы и его друга Ито должна была стать ныне отмененная игра Silent Hills, в которую Ито затащили Кодзима и Дель Торо после похода в караоке. Он вспоминает об этом периоде такими словами:
«Я ничего не знаю об играх. Я в них вообще не играю. Боюсь, что если я погружусь в них, то пропущу все дедлайны. И я никогда не играл в Silent Hill, но я знаю Кодзиму на протяжении 20 лет. Он для меня как старший брат».
И еще:
«На встрече Дель Торо рассказал об идеях, которые у него были, но он никогда не играл в Silent Hill. Изначально я просто сидел и все время беспокоился. В конце встречи я взял несколько иллюстраций монстров, которых я нарисовал ранее и распечатал, и передал им двум для ознакомления. И это был единственный раз, когда мы втроем встретились.»
Позже игру отменили, но Кодзима снял своего друга для камео в игре Death Stranding в роли «инженера».
Почему экранизации комиксов Дзюндзи Ито разочаровывают
Экранизаций много, все они по-своему интересные, но аниматоры не всегда справляются с передачей особой атмосферы графических новелл.
Да, аниме-анталогия 2018 года «Коллекция Дзюндзи Ито» соблюдает стиль и образы иллюстраций из книг, но, все равно мультсериал критикуют за анимацию с мыльными рисунками без деталей, и многим не нравится то, что серии цветные, а не черно-белые.
➤ Тем не менее, мне понравились анимированные истории про «фотомодель», про, извините, прыщи и многие другие из этого сборника. Даже плохонько сделанные мультики увлекают, потому что зрелище это необычное и завораживающее. Всем любителям ужасов рекомендую. Нужно сказать, что история «Жир» подарила мне потрясающую фобию под названием Трипофобия – страх отверстий. Мерзейшая дрянь.
Фанатам не понравилось: за что ругают Сериал «Спираль», который, наконец-то, вышел осенью 2024 года
Идея манги «Узумаки» возникла тогда, когда автор увидел длинную спиралевидную очередь из людей на улице, и вдохновился этой идеальной формой. Потом, как и герои его ужасной истории, он начал видеть спирали повсюду.
Кто-то считает мангу «Спираль» вершиной творчества писателя. Но я то ее не читала, т.к. нет перевода. Тем не менее, мне попадались эффектные картинки из книги. Более того, люди делают татуировки, используя книжные иллюстрации...
В общем, мы, поклонники, верили, что именно новая анимационная экранизация будет крутой. Даже не смотря на то, что есть фильм с реальными актерами по мотивам комикса: с мерзкими образами, но посредственный.
Изначально графический роман ужасов «Спираль» публиковался в японском журнале по главам. В книжном виде он растянулся на 200 страниц. Может поэтому, мультсериал не воспринимается, как цельная история. Рассыпается на части. Может, торопится куда-то. Сюжеты объединяет то, что действие происходит в одном городе, только само проклятие поражает всех персонажей по разному. Локальный апокалипсис неотвратим, что сводит с ума многих людей.
Бюджет у сериала был большой, срок - 5 лет, но деньги быстро закончились, и первая серия сделана отлично, в то время, как остальные 3 эпизода страдают от халтурного подхода.
Первая серия рассказывает интересную историю, и нарисована она хорошо. Дальше всё хуже и хуже, и становится скучно. В кадре мало движения, аниме грешит обилием статичных кадров. Верх безобразия: переходы между сценами происходят через пустой черный экран!
Но, вообще, кадры явно срисовывали с романа со всеми подробностями. Что сразу меня воодушевило. Дается достаточно времени, чтобы эту мерзость рассмотреть на экране. Ну несколько секунд вполне достаточно.
➤ В целом, я очень рада, что сериал по манге «Узумаки», наконец-то, можно посмотреть. Прекрасная галерея новых жутких образов и мрачных событий, удручающих историй и, порой, абсурдно-смешных ситуаций. Сойдет и такой вариант. Правда, в мировой истории мог бы остаться шедевр, а останется какая-то недоработка.
По слухам, первый эпизод был сделан в 3Д и перерисован в 2Д с применением техники наподобие ротоскопирования. А потом, бац, и продюсеры попросили главного режиссера быть попроще.
В итоге, все равно, первая серия мини-сериала «Спираль» хорошая, а остальные - мрак.
Я все равно всё посмотрела, куда деваться то.
Эпилог
Дзюндзи Ито в своих историях описывает мистические события, которые невозможно рационально объяснить, и такой подход находит отклик у читателей, ведь в своей жизни многие видели что-то такое загадочное, о чем страшно говорить вслух.