Найти в Дзене
Земляника Сериаловна

Казнь, которая потрясла восток и запад. Обстоятельства смерти шехзаде Мустафы. Великолепный Век. 133-136 серии

...Я желаю так же сильно, как и вы, чтобы султан Сулейман был свергнут с престола. Однако не поддерживаю идею о том, что султан Сулейман должен быть отправлен в Дидимотику. Пока он жив, он представляет для нас угрозу....

Шах Тахмасп, отвечая на письмо шехзаде Мустафы, откровенно и прямо рассказал, как следует поступить с Сулейманом, чтобы избежать неприятностей в дальнейшем, когда Мустафа взойдёт на престол. Власть тени не приемлет, старый правитель должен быть умерщвлен, дабы не собирать вокруг себя оппозицию, которая обязательно существует при любом государственном строе и при любом лидере.

Великолепный Век. 133-136 серии
Великолепный Век. 133-136 серии

Рустем не прогадал с содержанием подставного письма, он досконально продумал стиль изложения и ход мыслей шехзаде, как если бы Мустафа действительно составлял такое письмо. Важнейшей задачей было теперь выследить гонца от Тахмаспа и захватить ответ от шаха, что и было тщательно проделано. Эта многоступенчатая операция по свержению сильнейшего лидера, растянувшаяся на годы и даже десятилетия, подошла к концу.

Прочитав письмо Тахмаспа с рассуждениями о государственном перевороте, Сулейман замкнулся, закрылся, затих... Сознание перезагружалось, а близкие с тревогой или надеждой следили за этим, так как больше уже ничего и ни от кого не зависело.

Когда Рустем паша, отправленный в Анатолию для подготовки иранской экспедиции, сообщил султану, что Мустафа готовится захватить трон, Сулейман нашел выход в убийстве старшего сына и получил для этого необходимую фетву от муфтия Эбуссууда эфенди.

Запрос на фетву был естественно сделан тайно. Так же, как ранее Сулейман тихо подготовился к казни Ибрагима, сейчас он отдал необходимые распоряжения для убийства сына. Хоть об этом ничего не было сказано, но ближний круг Сулеймана прекрасно знал, что ситуация аховая. Напряжение повисло в воздухе и все ощущали угрозу. Молчание султана лишь подтверждало это и вселяло ужас. Хюррем ждала.... остальные тоже по сути. А Джихангир решил действовать.

Это борьба между добром и злом. И я останусь на стороне добра.

Объявляет Джихангир матери, сестре и Баязеду, который прибыл в Стамбул, чтобы приступить к обязанностям регента государства. Младший брат уже давно был втянут в борьбу коалиций. К сожалению Мустафа оказал ему медвежью услугу, привечая на протяжении многих лет. Гибель Мустафы стала гибелью и для Джихангира. Младший последовал за старшим, хотя мог бы жить дальше, если бы обладал хоть каплей умения абстрагироваться.

Великолепный Век. 133-136 серии
Великолепный Век. 133-136 серии

Несмотря на болезнь, так и не отпустившую до конца султана, Сулейману пришлось выехать из столицы. Янычары вышли из повиновения, они самовольно покинули военный лагерь и отправились на поклон к шехзаде Мустафе, в очередной раз эпично выражая свою любовь к нему. Вечно бунтующие войска привыкли ходить на войну с султаном, а тут во главе был поставлен великий визирь Рустем паша. Однако какой Рустем, когда есть наследник Мустафа. Настроение масс было таково - султан уже стар, раз он не может вести воинов в битву, пусть это сделает его старший сын Мустафа, полный сил и потенциала.

Султан выступил из Ускюдара и разбил свой лагерь в Актепе (или Ахойюке) недалеко от Эреглиси. Шехзаде Мустафа, получив приказ повелителя, отправился туда в тот же день со своим отрядом в 5000 человек. На следующий день он проигнорировал предупреждения о том, что против него готовится заговор, и навестил отца в шатре. Когда он слез с лошади, сдал оружие по требованию одного из сержантов и вошел внутрь, на него напали семь немых палачей. Мустафа, пытавшийся защитить себя, в конце концов погиб под петлей Махмуда аги. Хотя в некоторых источниках утверждается, что, когда он вошел в палатку, его отец находился в одном из внутренних отсеков и наблюдал за убийством сына из-за занавески, достоверность этого некоторые историки подвергают сомнению.

Тело шехзаде было помещено на персидский ковер и выставлено перед всеми в знак того, что он сотрудничал с персидским шахом. Позже его отвезли в Эрегли, совершили заупокойный молебен и отправили в Бурсу. Там он был похоронен. Деньги и имущество Мустафы в лагере были конфискованы. Мирахур и некоторые из его людей были убиты после него. Мать шехзаде, Махидевран, отправили в Бурсу. Маленький сын Мустафы Мехмед также был задушен.

Комплекс мечети, где упокоился шехзаде Мустафа, был построен по заказу султана Мурада II в Бурсе. Он содержит двенадцать гробниц, большинство из которых принадлежат родственникам этого султана.

Большой комплекс состоит из мечети Мурадие , медресе , бани, хосписа, фонтана, эпитафий и многочисленных гробниц, например, гробница шехзаде Ахмеда (брат Селима Явуза), гробница Джема султана (ещё один брат султана Селима Явуза), могила Махидевран также находится там, могила Гюльшах хатун (наложница Мурада Второго), могила Хюмы хатун (прабабушка Селима Первого, супруга Мехмеда Фатиха), могила Ситтиши хатун (ещё одна супруга султана Мехмеда Второго) и другие.

Великолепный Век. 133-136 серии
Великолепный Век. 133-136 серии

В далёком прошлом Мустафа впервые влюбился и впервые испытал настоящее страдание, потеряв любимую женщину. Эфсун произвела на него неизгладимое впечатление и навсегда оставила след в душе. Тогда же он узнал, что через Эфсун Хюррем пыталась отправить его. Всё смешалось в голове шехзаде, обвинив Хюррем в попытке убийства наследника, Мустафа заодно обвинил её и в смерти самой девушки, хотя Эфсун погибла в результате неудачного аборта. Если говорить конкретно о смерти наложницы, то вина скорее ложится на самого Мустафу.

В то смутное время, шехзаде окончательно сформировал своё отношение к Хюррем, как к врагу. Прислушиваясь к советам Ибрагима, он затаил на сердце зло и занял позицию выжидания. Повзрослев за один день, согласно сюжету сериала, Мустафа опять же при помощи Ибрагима определил слабые места своего врага. Для Хюррем это были прежде всего дети. И Мустафа постарался максимально приблизиться к ним. Баязед и Джихангир оказались податливым материалом. Михримах была как вода, она выказывала любовь к Мустафе, оставаясь при этом верной и заботливой дочерью своей матери. Селим был интроверт и пофигист, при этом не так простодушен, как его младшие братья.

В сущности не важно, что сделал мой брат. Важно, поверит ли повелитель...

Так Селим говорит Нурбану перед тем роковым военным походом.

Неужели отец убьёт своего сына!?
Между ними уже много лет идёт непримиримая борьба. Отношения так осложнились, что либо убьёт один, либо убьёт другой.

Это была констатация факта, которую озвучил Селим. Данный факт был совершенно очевиден и для Джихангира, который отправился с отцом в поход. И данный же факт был совершенно не очевиден для Баязеда, который недоуменно остался править столицей.

Ну а ты что сделаешь, если его всё же казнят?
Что нужно, то и сделаю, я не пойду против повелителя.

Говорить легко, трудно оказалось сделать. Селиму очень сложно пришлось в том походе. Трагедия, развернувшаяся перед его глазами, изменила Селима навсегда. Хоть он и старался оставаться сторонним наблюдателем в делах семейных, он всё же любил своих братьев. Посреди всеобщей истерии после смерти Мустафы чувства Селима остались незаметны. Однако он был потрясён казнью старшего брата. С быстротою молнии Селим осознал, как же близко от него находится его смерть. Пара неверных шагов, и отец может запросто казнить его. Уж если Мустафа удостоился такой участи, он, Селим, гораздо быстрее будет казнён. Совершенно точно, что отец не будет ждать, когда Селим совершит так же много ошибок, как брат Мустафа, и уж точно по нему никогда не будет такого вселенского плача.

Не успев опомниться после казни Мустафы, Селим был вынужден наблюдать, как его младший брат в муках встречает смерть. Он плакал как ребёнок у походной кровати, ставшей смертным ложем Джихангиру, и, превозмогая дикий страх, просил отца отпустить брата в столицу.

В этом проклятом военном лагере встретили смерть два брата - Мустафа и Джихангир, их отец после этого удалился от людей и заперся под землёй. Никто из семьи не вернулся оттуда таким, каким был. Двое вовсе умерли, Сулейман стал детоубийцей, он постарел на много лет, часть его души навсегда осталась на этой равнине.

Но там ведь был ещё и Селим, который повёз гроб с Джихангиром своей матери...

Великолепный Век. 133-136 серии
Великолепный Век. 133-136 серии

Итак, Рустем лишён печати великого визиря. В сериале это показано, как весьма опасная для паши ситуация, когда султан в гневе приставляет к его горлу свой меч. Но существуют версии, что передача печати была уже обговорена заранее между визирем и султаном, так как оба понимали, что реакция солдат на казнь шехзаде будет бурной.

Албанец Ахмед паша становится великим визирем, и первое, что он делает, это просит гарантию своей жизни у Сулеймана, принимая печать. Бытовало мнение, что он не особенно хотел принимать этот пост, возможно, понимая, что рубашка из огня спалит его дотла.

Великолепный Век. 133-136 серии
Великолепный Век. 133-136 серии

Все обзоры по сериалу здесь.

Материалы, расположенные на этой странице, охраняются авторским правом. Любое воспроизведение возможно только с письменного согласия автора.