Найти в Дзене
Ортодокс Православие

Как христианство относится к теории о перевоплощении душ?

Поводом для написания данной статьи послужил, случайно попавшийся мне на глаза, пост «Слова Иисуса Христа о реинкарнации, после которых у меня не осталось и тени сомнений в перевоплощении душ», написанный ещё в 2022 году, в котором автор, не навязывая свою позицию читателям, утверждает, что реинкарнация – это факт, о котором говорил Сам Иисус Христос. Конечно же, сколько людей – столько и мнений. Но я, как противник реинкарнации, эту тему не могу обойти стороной. Хочется отметить, что этот пост очень интересный, так как автор даже ссылается на решения Вселенского собора 553 года, на котором было запрещено упоминание о реинкарнации. А что это говорит верующему человеку? Да действительно, была такая ситуация в истории христианской церкви, когда, якобы, нашли целую главу в Священном писании о реинкарнации и исключили её из канона книг. Так это всё объясняется самим понятием священного канона Библии. Библии без священного канона (в христианском понимании) в принципе не было бы. Это было бы

Поводом для написания данной статьи послужил, случайно попавшийся мне на глаза, пост «Слова Иисуса Христа о реинкарнации, после которых у меня не осталось и тени сомнений в перевоплощении душ», написанный ещё в 2022 году, в котором автор, не навязывая свою позицию читателям, утверждает, что реинкарнация – это факт, о котором говорил Сам Иисус Христос. Конечно же, сколько людей – столько и мнений. Но я, как противник реинкарнации, эту тему не могу обойти стороной.

Хочется отметить, что этот пост очень интересный, так как автор даже ссылается на решения Вселенского собора 553 года, на котором было запрещено упоминание о реинкарнации. А что это говорит верующему человеку? Да действительно, была такая ситуация в истории христианской церкви, когда, якобы, нашли целую главу в Священном писании о реинкарнации и исключили её из канона книг.

Так это всё объясняется самим понятием священного канона Библии. Библии без священного канона (в христианском понимании) в принципе не было бы. Это было бы просто обычное собрание сочинений, скажем так, от Моисея до Апокалипсиса Иоанна Богослова. И лишь то, что отмечалось на любом соборе, когда утверждались вероучительные истины: «изволися нам и Духу Святому» - это и есть главный ориентир истины соборных утверждений. Одним словом, говоря обычным языком, в этом собрании сочинений духовных авторов, нашли несовместимую с христианским учением позицию и её убрали. Осудили так же и Оригена, как еретика, у которого очень много было «веяний» о реинкарнации в его сочинениях. Но кто Ориген по сравнению со всем наследием христианской церкви? Если бы Ориген («горе от ума») не проповедовал бы ереси, то он был бы выдающийся христианский богослов всех времён и народов. А так – еретик. Ну да ладно, отойдём от темы Оригена и V Вселенского собора.

Автор данного поста говорил про официальную позицию Церкви, но он (якобы) привык исходить из первоисточников. Вот эти первоисточники, несколько цитат (слов Иисуса Христа) из Священного писания (Евангелие от Матфея 17 глава), которые якобы утверждают перевоплощение душ:

11. Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё;
12. но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.
13. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

Хорошо. Но официальная позиция Церкви – это ведь не акт какого-то желания подчинения людей в меркантильных целях! Позиция Православной церкви – это плод учения святых отцов, основанного так же на первоисточниках. То есть на Библии.

Мне не хотелось бы прибегать к подсчёту цитат Священного писания, т.к. не в этом суть статьи, но если подсчитать количество фраз, сказанных Христом, опровергающих реинкарнацию, и к этому ещё прибавить все изречения святых Апостолов Христовых (а это такие же первоисточники), то их бесчисленное множество только в одном Новом Завете.

И эти слабые намёки в словах Иисуса Христа, коих автор нашёл лишь три, совершенно ничего не утверждают. И вот почему. Иисус Христос всегда говорил народу притчами. А притча – это иносказательное объяснение сути предмета. В евангельском смысле – это объяснение тайн Царствия Небесного. И естественно, с таких позиций Он мог в некотором смысле сказать и об Иоанне Крестителе. И что особенного в этих словах? Христос просто сравнил Предтечу Иоанна Крестителя с пророком божиим Илиёй. Ведь и архангел Гавриил, когда благовествовал Захарии о рождении от него сына, сказал, что он придёт с силою илииною: «…и предыдет пред Ним в духе и силе Илии,» (Лк. 1:17) Но это лишь сравнение. К тому же христианство утверждает, что пророк Илия вовсе не умирал, как обычные смертные люди. Он был взят на огненной колеснице на небо при свидетеле, его ученике Елисее. И как учит Церковь, он (пророк Илия) ещё придёт к людям при кончине мира.

На мой взгляд, эти цитаты, предложенные автором, слишком не убедительные, чтобы на них основывать теорию реинкарнации.

Да и вообще, если продолжить разбор этого поста, то он (пост) переходит к личной философии автора. Почему человек может прийти в этот мир, а потом уйти из этого мира через час, через день, или через несколько лет, а какой-то человек живёт долго и счастливо, а очень часто не праведно, об этом не может знать никто. Конечно же, в христианской церкви есть объяснения, основанные на опыте святых отцов Церкви, но это, как правило, не убедительно для пытливого ума человеческого, который хочет всё понять сам. Но, увы, не всё. Есть область, которую человеку постичь невозможно. Это пути Божии, неведомые нам грешным. Недаром говорится: «Пути Господни не исповедимы». И вставать человеку на исследование этих путей, значит вставать на путь личных философских умозаключений. И не более того. А главная суть христианства в том, что душа, как и весь тварный Божий мир имеет начало, а конца не имеет. Но есть одно НО. Душа человека (по православному учению) имеет три стадии жизни до Страшного суда: во чреве матери; на земле после физического рождения и жизнь души после физической смерти человека. Далее Страшный суд и соединение души с духовным телом для вечной жизни или вечных мучений. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46). А те, кто не может это принять, как страшный факт, те и убаюкивают себя теориями о реинкарнации. Жизнь дана человеку одна, как самый драгоценный Дар Божий. И как человек эту жизнь проживёт, так он и будет принимать плоды в жизни будущего века.

Искренней Вам веры в Бога, дорогие читатели, надежды на Его милосердие и любви к Богу и к ближним!