Автомобиль ГАЗ-69 был создан коллективом конструкторов Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) под руководством Г. М. Вассермана. Разработка началась в 1946 году, а опытные образцы были изготовлены с 1948 года. Первые опытные образцы носили название «Труженик». Серийный выпуск ГАЗ-69 начался 25 августа 1953 года.
ГАЗ-69 и его модификации производились с 1952 по 1973 год. Автомобиль был создан для замены модели ГАЗ-67Б и выпускался в двух основных модификациях:
- ГАЗ-69 — двухдверный восьмиместный внедорожник с продольными трёхместными лавками и откидным задним бортом.
- ГАЗ-69А — четырёхдверный пятиместный автомобиль с комфортабельным трёхместным задним сиденьем.
ГАЗ-69 и ГАЗ-69А были популярны благодаря своей высокой проходимости и использовались в различных климатических условиях. За два десятилетия производства было выпущено свыше 600 тысяч машин, которые экспортировались в 56 государств мира.
На базе ходовой части ГАЗ-69 также были созданы другие модели, такие как ГАЗ-46 (МАВ) и ГАЗ-М-72. В 1970 году на УАЗе был освоен модернизированный вариант ГАЗ-69-68 с мостами от грузовика УАЗ-452.
Основные этапы создания и производства ГАЗ-69:
- 1946 год — Начало разработки автомобиля под руководством Г. М. Вассермана.
- 1948 год — Изготовление первых опытных образцов.
- 1952 год — Начало производства ГАЗ-69 и ГАЗ-69А.
- 1953 год — Серийный выпуск ГАЗ-69 начался 25 августа.
- 1954 год — Начало параллельного производства на Ульяновском автомобильном заводе (УАЗ).
- 1955 год — Освоение выпуска легкового полноприводного автомобиля ГАЗ-М-72 на базе ходовой части ГАЗ-69.
- 1956 год — Полное производство ГАЗ-69 и ГАЗ-69А на УАЗе.
- 1970 год — Освоение модернизированного варианта ГАЗ-69-68 на УАЗе с мостами от грузовика УАЗ-452.
Интересные факты:
- ГАЗ-69 и ГАЗ-69А экспортировались в 56 государств мира в различных климатических исполнениях.
- В 1957 году техническая документация на массовое производство была передана в Румынскую компанию ARO для производства автомобилей IMS-57 и ARO-M461.
- В 1962 году техническая документация была передана в Северную Корею.
Модификации и дополнительные модели:
- ГАЗ-46 (МАВ) — малая амфибия, выпускалась с 1952 года на базе ходовой части ГАЗ-69.
- ГАЗ-М-72 — легковой полноприводный автомобиль, выпускался с середины 1955 года.
- ГАЗ-19 — фургон для обслуживания почтовых учреждений, был создан на базе ГАЗ-69.
Таким образом, ГАЗ-69 стал важным этапом в развитии советского автомобилестроения, обеспечив высокую проходимость и надёжность в различных условиях эксплуатации.