Найти в Дзене
Градач

Путь от традиционного транспортного планирования к современному

Сейчас градостроительную и транспортную политику российских городов можно охарактеризовать как "традиционную". Ведет ли она наши города в будущее или заставляет замыкаться на прошлых практиках? Вопрос экологии становится особенно актуальным, если посмотреть на города, где загрязнение воздуха становится настоящей угрозой для здоровья горожан. В Москве, например, уровень загрязнения от автомобильного транспорта может достигать 90%. Когда сталкиваешься с такими цифрами, понимаешь, насколько важным становится создание устойчивых транспортных систем, которые могут существенно улучшить не только экологию, но и качество жизни людей. В этой рассмотрим два западных подходы, которые в теории способны изменить транспортные системы городов — SUMP (Sustainable Urban Mobility Planning -Планирование устойчивой городской мобильности) и TM (Transition Management - Переходный менеджмент). В общем смысле традиционное транспортное планирование опирается на ряд основных принципов и целей, таких как: Ес
Оглавление

Сейчас градостроительную и транспортную политику российских городов можно охарактеризовать как "традиционную". Ведет ли она наши города в будущее или заставляет замыкаться на прошлых практиках?

Вопрос экологии становится особенно актуальным, если посмотреть на города, где загрязнение воздуха становится настоящей угрозой для здоровья горожан. В Москве, например, уровень загрязнения от автомобильного транспорта может достигать 90%. Когда сталкиваешься с такими цифрами, понимаешь, насколько важным становится создание устойчивых транспортных систем, которые могут существенно улучшить не только экологию, но и качество жизни людей.

В этой рассмотрим два западных подходы, которые в теории способны изменить транспортные системы городов — SUMP (Sustainable Urban Mobility Planning -Планирование устойчивой городской мобильности) и TM (Transition Management - Переходный менеджмент).

Что характерно для "традиционного" транспортного планирования?

В общем смысле традиционное транспортное планирование опирается на ряд основных принципов и целей, таких как:

  • оптимальные с точки зрения траты бюджетных средств решения (если можно решить транспортную задачу без нового строительства дорог - лучше сделать так, например, построив дополнительную полосу или запустив новый маршрут автобуса),
  • приоритезация экономически эффективных решений (если строить новую дорогу нужно, то чем больше перспективные интенсивности новой дороги - тем она более экономически целесообразна),
  • приоритет практики над теорией (в ситуации, когда выбирать нужно между "современным" решением и проверенным временем, а значит "понятным", то выбирается повторение прошлого опыта),
  • приоритет осязаемого результата над содержанием (открытие новой остановки, прирост километров дорог ценится выше ощущений пользователя или изменения ключевых показателей)
  • обеспечение безопасных условий движения планировочными методами (лучше запроектировать улицу так, чтобы у участников дорожного движения физически не было возможности оказаться в опасной ситуации, чем надеяться, что они обратят внимание и послушаются дорожных знаков и разметки)

Если сильно упростить, то городу "приходится" заниматься транспортной инфраструктуры из соображений "как бы чего не вышло", а это значит, что на каждый возникающий вопрос: "зачем?" должен быть ловкий ответ, который, желательно, должен ссылаться на свод правил или ГОСТ.

Есть ли результаты такой политики в разрезе экологии?

Загрязнение воздуха в городах — это реальная проблема, которая затрагивает каждого из нас. Лично мне не раз приходилось стоять в пробках, дыша выхлопными газами, и ощущать, как с каждым годом воздух становится всё тяжелее. В Санкт-Петербурге в центре города фасады первых трёх этажей всех зданий необходимо регулярно мыть - на них оседает пыль и грязь от автомобилей.

В общем, по России, объемы выбросов вредных веществ от автомобилей падают, если верить данным Росстат:

Динамика объема выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от  автомобильного транспорта в РФ, тысяча тонн. Источник изображения: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-klimaticheski-neytralnyh-sistemah-gorodskogo-transporta/viewer
Динамика объема выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта в РФ, тысяча тонн. Источник изображения: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-klimaticheski-neytralnyh-sistemah-gorodskogo-transporta/viewer

Мы все сталкиваемся с последствиями: респираторные болезни, ухудшение здоровья, потеря времени на дорогу. Но это можно изменить. И не нужно думать, что речь идет только о больших городах. Даже в небольших населенных пунктах можно внедрить экологичный транспорт, если начать с малого, а также сместить фокус внимания с негативных последствий, на качество жизни.

Города с более низким индексом загрязнения обычно обладают устойчивой мобильностью. Основная цель устойчивой мобильности – развитие городов с наименьшими индексами загрязнения, более высокими индексами безопасности дорожного движения и местами, где велосипеды и пешеходы могут передвигаться без осложнений, а также внедрение в городах экологического общественного транспорта. Все эти условия в итоге обеспечивают горожанам хорошее качество жизни.
-2

SUMP и TM: два пути к устойчивому транспорту

SUMP — шаг за шагом к экологичному городу

SUMP — это стратегия, которая применяется в Европе для создания транспортных систем, ориентированных на устойчивое развитие. Эта концепция включает в себя использование всех видов транспорта, от общественного до личного, с фокусом на минимизацию выбросов углекислого газа и других загрязняющих веществ. Местные власти, бизнес и даже граждане работают вместе, чтобы создавать экологичный и удобный транспорт. Это значит, что любой человек может внести свой вклад в улучшение города.

Основная цель SUMP — это не просто улучшение городской инфраструктуры, но и внедрение приоритетов для пешеходов и велосипедистов, развитие экологичного общественного транспорта и оптимизация использования городских пространств. Явным намерением SUMP является отход от традиционных (ориентированных на автомобили) подходов и парадигм транспортного планирования.

TM — переходный менеджмент: стремительный шаг к инновациям

В отличие от SUMP, TM ориентирован на более радикальные изменения. Этот подход предполагает не просто улучшение инфраструктуры, но и внедрение новых технологий, как, например, создание экспериментальных транспортных маршрутов или внедрение инновационных экологичных решений. Когда я думаю о TM, мне приходит в голову идея, как важно не бояться экспериментировать.

TM фокусируется на агентах перемен — группах людей, готовых инициировать изменения. Это могут быть независимые инициативы, частные компании и даже местные исследовательские институты, которые поддерживают идеи о радикальной трансформации городской мобильности. ТМ по своей сути дополняет существующую деятельность по управлению, создавая при этом свои собственные структуры управления (также называемые «нишами управления»)

Рассматриваемые же в статье подходы SUMP и ТМ же имеют другой фокус, более направленный на конкретных пользователей транспортной инфраструктуры и их опыт, ощущения:

Сравнение традиционного транспортного планирования и планирования устойчивой городской мобильности. Источник изображения: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-klimaticheski-neytralnyh-sistemah-gorodskogo-transporta/viewer
Сравнение традиционного транспортного планирования и планирования устойчивой городской мобильности. Источник изображения: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-klimaticheski-neytralnyh-sistemah-gorodskogo-transporta/viewer

SUMP и ТМ могут работать синергично, позволяя наиболее планомерно перейти от патернализма к волюнтаризму, сочетая плюсы двух подходов, основываясь на их различиях:

Инициаторы изменений:

  • В SUMP государственные органы ведут процесс планирования и внедрения устойчивого транспорта.
  • В TM инициаторами изменений могут быть не только местные власти, но и независимые группы, организации или даже граждане, которые хотят изменить ситуацию.

Темпы изменений:

  • SUMP предлагает постепенные шаги.
  • TM предполагает более быстрые, конкретные и радикальные изменения.

Методы реализации:

  • В SUMP особое внимание уделяется планированию на длительный срок, внедрению мероприятий и оценке их воздействия.
  • В TM важным элементом является экспериментирование и быстрые преобразования

Заключение

Бесконечно повторяя прошлый опыт мы просто не сможем продвинуться в будущее. Как сейчас модно говорить "выход из зоны комфорта" буквально является единственным способом прийти к переменам, перестать планировать градостроительную политику руководствуясь правилом "как бы чего не вышло".

Переход к устойчивому транспорту — это не просто тренд, а необходимость для улучшения качества жизни. Чем раньше мы начнем внедрять эти изменения, тем быстрее наши города станут более комфортными и безопасными для всех.

Каждый из нас может стать тем самым "агентом перемен", который инициирует начало новой, устойчивой практики.

Основано на статье: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-klimaticheski-neytralnyh-sistemah-gorodskogo-transporta/viewer

Читайте также:

Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это позволит алгоритмам "Дзена" показывать вам чаще наши публикации и публикации других каналов, которые пишут на те же темы!