Найти в Дзене
Тюменская арена

О втором человеке в российском футболе

История богатой спортивной жизни уроженца Нижней Тавды Владимира Вениаминовича Радионова 21 июля 1938 года в Нижней Тавде в то время Омской области родился советский футболист, заслуженный тренер и спортивный организатор Владимир Радионов. Он прошёл путь от игрока любительской команды до члена комитета Международной федерации футбольных ассоциаций. Улица, где жила семья Владимира Радионова, сейчас находится в самом центре Нижней Тавды и пересекает обе главные дорожные артерии села – улицы Ленина и Калинина. 2 июня 2000 года ей присвоено имя Людвига Поперечного – подполковника милиции, погибшего на территории Чеченской Республики 12 мая 2000 года при выполнении служебного долга. При переходе в «Волгу» Владимиру Радионову пришлось кардинально сменить свою позицию на поле. До этого он играл крайним нападающим, а стал центральным защитником. Это было тренерское решение, так как в клубе были небольшие проблемы с оборонительной линией. Эксперимент прошёл успешно, и наш герой так и остался об
Оглавление

История богатой спортивной жизни уроженца Нижней Тавды Владимира Вениаминовича Радионова

21 июля 1938 года в Нижней Тавде в то время Омской области родился советский футболист, заслуженный тренер и спортивный организатор Владимир Радионов. Он прошёл путь от игрока любительской команды до члена комитета Международной федерации футбольных ассоциаций.

Улица, где жила семья Владимира Радионова, сейчас находится в самом центре Нижней Тавды и пересекает обе главные дорожные артерии села – улицы Ленина и Калинина. 2 июня 2000 года ей присвоено имя Людвига Поперечного – подполковника милиции, погибшего на территории Чеченской Республики 12 мая 2000 года при выполнении служебного долга.

При переходе в «Волгу» Владимиру Радионову пришлось кардинально сменить свою позицию на поле. До этого он играл крайним нападающим, а стал центральным защитником. Это было тренерское решение, так как в клубе были небольшие проблемы с оборонительной линией. Эксперимент прошёл успешно, и наш герой так и остался оборонительным игроком до конца профессиональной карьеры.

«Если честно, до сих пор не могу поверить, что из тяжёлого, голодного детства я попал в большой футбол. Мне посчастливилось быть знакомым с именитыми спортсменами и России, и Европы. Когда я являлся членом комитета УЕФА, мы постоянно встречались с легендарным немецким футболистом Францем Бекенбауэром. Самое удивительное, что он – самый обычный человек. Великий? Без сомнения. Но в то же время самый обычный».

Первое, что известно о Владимире, – он начал выступать за команду Таллинского строительного техникума. Затем поиграл в любительских коллективах – клубе завода «Двигатель» (Таллин) и «Калеве» из Юлемисте (микрорайон Таллина). В 1960 году молодого и перспективного игрока пригласили в главную республиканскую команду, которая выступала в Высшей лиге СССР. Первые годы Владимир играл на позиции крайнего нападающего, а позже пришлось переквалифицироваться.

Дорога в профи

В 1962 году футболист перешёл в «Волгу» из Калинина (современная Тверь) и стал центральным защитником. Уже в следующем сезоне команда стала чемпионом РСФСР. В 1966 году попал в московский «Локомотив», выводя команду на поле в качестве капитана. Два с половиной года Владимир играл за железнодорожников, а последние полгода своей спортивной игровой карьеры провёл в симферопольской «Таврии».

Радионов пошёл проторенной дорогой и стал тренером. Первое время работал в школе «Локомотива». В 1980 году встал во главу калининской «Волги», а после и московского клуба. Затем Владимир Вениаминович возглавил отдел футбола Спортивного комитета Москвы.

С 1986 по 1990 годы тренировал молодёжную сборную Советского Союза. С ней же выиграл Чемпионат Европы. На этом тренерская карьера Радионова закончилась. С 1992 по 2004 годы был генеральным секретарём Российского футбольного союза. В разное время являлся членом технического комитета ФИФА и комитета УЕФА по проведению чемпионатов Европы.

Остаётся отметить, что Владимир Вениаминович входит в число ста лучших футболистов в истории московского «Локомотива». А его вклад в развитие всего российского футбола, системы управления и международных отношений переоценить сложно.

Радует, что такой человек может назвать своей малой родиной Нижнюю Тавду, районный центр юга Тюменской области. Сейчас Владимир Вениаминович находится в добром здравии. Пусть же случится маленькое чудо, и после выхода материала он или его близкие родственники свяжутся с нами, чтобы картина о жизни этого большого человека получилась более целостной.

История с продолжением

12 июля 2023 года на страницах нижнетавдинской районной газеты «Светлый путь» вышел материал о Владимире Вениаминовиче, фрагменты которого представлены выше. А 18 октября текущего года с нами на связь вышел сын героя материала – Владимир Радионов младший, который случайно встретил публикацию на просторах интернета. Далее дело за малым – посредством видеосвязи мы поговорили с именитым земляком и рады сообщить, что он прекрасно помнит свою малую родину и не раз по рабочим вопросам навещал Тюмень.

– Мой старший брат как-то выбрал время, поехал навестить нашу малую родину и не узнал её. А я так и не собрался приехать и поплакать. Самое главное в памяти – это, конечно же, река. Тавда… Спуск к берегу прекрасно помню. Однажды брат посадил меня на лошадь, и мы отправились к пойме. А я съехал на шею и очень старался не упасть, хватаясь за гриву. А ледоход по весне – это просто чудо! Треск на всю округу стоял. Жили мы на улице Поперечной в деревянном доме. Наверное, в то время вся Нижняя Тавда была деревянной…

Детство Владимира Вениаминовича пришлось на непростой период: когда ему стукнуло три года, началась Великая Отечественная война. Большой семье было тяжело оставаться на плаву, но советский дух перемалывал сложности, и юный Володя впитывал только хорошее. Он запомнил школу, куда отправился в первый класс, навсегда в памяти осталась и река Тавда – место, где вся сельская ребятня собиралась в летнюю пору.

– Всю нашу жизнь перевернула война. Отец ушёл на фронт в 1942 году. После отражения немецкого наступления в битве за Москву наше командование почувствовало успех и решило гнать врагов до самой их столицы. Но догнали только до Харькова, а там попали в Барвенковский котёл. Там-то мой отец и пропал. Он не погиб, но попал в плен, и только в 1945 году Красная Армия его освободила. Это где-то в Эстонии было.

Он был очень грамотный человек, и потому его определили на работу – развивать рыбное хозяйство в Эстонской Республике. Там он и остался, и приехал за нами в Нижнюю Тавду в 1946 году. Помню дорогу до Тюмени, она была вымощена брёвнами. Затем – путешествия в товарных вагонах. Послевоенная разруха, страна только-только начала подниматься с колен… Уже в Эстонии я пошёл во второй класс и только там узнал, что такое футбол. В Нижней Тавде мы играли и в лапту, и в другие игры, но в мяч почему-то не гоняли.

Владимир Вениаминович прекрасно помнит, как страна оживала после войны. Во всех газетах на всех уровнях писали о важности и развития спорта, и особенно – футбола. Спорт и во время войны одухотворял наш народ.

-2

А вы можете представить, какой ажиотаж вызвало турне московского «Динамо» по Британии? И случилось это в ноябре победного 1945 года. Советские спортсмены, прошедшие войну и сохранившие свои кондиции, дали бой родоначальникам футбола! Первым делом сыграли вничью с лондонским «Челси», затем не заметили «Кардифф Сити» из Уэльса, с минимальным перевесом одолели столичный «Арсенал» и скатали боевую ничью с самым титулованным шотландским клубом «Рейнджерс» из Глазго.

– Весь Союз боготворил тогда и Хомича, и Бескова, и Боброва. Все мальчишки хотели стать такими, как они. Пропаганда была очень мощной. Фильмы создавали: «Вратарь», «Центр нападения», «Спортивная честь» и многие другие. Сейчас ни одного более-менее приличного фильма нет. Эти картины про Яшина и Стрельцова даже не ходил смотреть.

Знал этих всех людей, не такие они были. И вот, в 1946 году в нашу школу пришёл молодой тренер и стал учить нас игре в футбол. Так я впервые увидел мяч и вкусил прелесть этой игры, с которой провёл бок о бок всю жизнь. Футбол – это дружба, это отличная школа жизни, это то, что делает человека человеком. До сих пор уверен, что это самый доступный вид спорта и самый лучший в плане воспитания.

Владимир Радионов начал выступать за клубы уже в школьном возрасте, а первый серьёзный вызов – команда завода «Двигатель».

-3

– Это был крупный союзный завод, оборонное предприятие, десять тысяч человек там работало. Здесь я в первый раз стал чемпионом. Помню, в финале кубка забил гол, а играла против нас дружина Балтийского флота. Но мы их, как говорится, сделали. В 1960 году выходит постановление, согласно которому все союзные республики имеют право выставить команду для участия в чемпионате СССР. И тогда меня пригласили в «Калев», которому предстояло играть в Высшей Лиге. Вот это был серьёзный уровень. Мы ездили играть по всему Союзу. Помнится, «Спартаку» в Москве гол забил.

Но тогда я задумался о продолжении образования. В Эстонии не было вузов, обучающих на русском языке, и мне помог случай. Играли мы как-то в Калинине (современная Тверь) с местной «Волгой», и я познакомился с их тренером и вскоре перешёл туда и поступил на факультет физического воспитания педагогического института. Постигал спортивную науку, играл за «Волгу». Стал чемпионом России и получил мастера спорта именно там.

-4

Помню, уже готовился к экзаменам, дело было вечером. Приходят ко мне двое представительных мужчин и говорят: «Константин Иванович Бесков хочет видеть вас в «Локомотиве». Я про себя подумал, что готов пешком идти. Этим же вечером увезли меня в Москву. Думал, посмотрят, оценят форму, но уже на следующий день я вышел в стартовом составе на матч против «Арарата».

Два с небольшим сезона Владимир Радионов защищал цвета столичного «Локомотива» и уже в «Волге» твёрдо знал, что будет тренером. Так и вышло: после завершения карьеры игрока он начал новый путь в детской спортивной школе железнодорожников.

– В это время я наслаждался тем, как прогрессировали мальчишки. Приходили в школу, ещё ничего не умея толком, а потом отлично показывали себя на первенстве Москвы в соревнованиях среди ровесников. Время шло, я обрастал тренерским почерком. Однажды на нашу игру остался сам Бесков и сказал мне потом: «Ничего себе у тебя ребятишки!». И я понял, что могу. Потом открылась высшая тренерская школа, и после её окончания я стал тренировать взрослых.

Интересно, что я никогда не просил назначить меня куда-то, решение всегда обрушивалось сверху. Так я стал главным тренером молодёжной сборной Советского Союза. Какие имена были: Шалимов, Канчельскис, Кобелев, Добровольский. Многие из этой сборной привлекались в главную национальную команду. Чемпионат Европы 1990 года нам покорился. Кстати, когда мы играли в финале, грузины не отдали мне одного игрока. Мол, мы – уже другая страна. Что ж, ладно.

-5

Потом начались волнения, развал Союза. В 1992 году меня назначили генеральным секретарём Футбольного союза. Что значила перестройка для футбола? Мы оказались в положении, когда нам полностью прекратили финансирование.

Всё союзное разгромили, теперь нужно было выстраивать и налаживать новую систему управления. Юношеский футбол, сборные разного уровня, женские в том числе, мини-футбол появился. И всё это нужно было контролировать и развивать.

-6

Так же нужно было укреплять позиции российского футбола на европейской и мировой арене. Входил в состав комитета ФИФА и технического комитета УЕФА по проведению чемпионатов Европы. Мы определяли страны-хозяйки грядущих состязаний, оценивали готовность стадионов и многое-многое другое.

-7

Организаторской работы было много как в стране, так и за её пределами. В 2004 году, когда в РФС начали происходить перемены, я покинул свой пост, а сейчас, наверное, уже никого там и не узнаю…

-8
-9
-10

Сейчас Владимиру Радионову 86 лет. Живёт в Москве. Продолжает пристально следить за «Локомотивом» и развитием российского футбола в целом. Он очень грустит, что так и не довелось побывать на малой Родине, но передаёт горячий привет землякам.

-11
-12

Материал подготовил Сергей Квасов

Фотографии из личного архива Владимира Радионова