Найти в Дзене
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

Гигантские нацистские поезда в Византии. Один из самых странных проектов Третьего рейха

100 лет назад в мире должна была возникнуть новая Византия – на том же самом месте, где когда-то существовала древняя Византийская империя со столицей в Константинополе. Во время Первой мировой войны в Британии, Франции и России уже были разработаны конкретные планы возрождения Византии, хотя бы в виде символического города-государства. Стамбул (Константинополь) планировалось отобрать у Турции и передать России. Это предусматривало Константинопольское соглашение, также известное как Соглашение о проливах, заключенное между Британией, Россией и Францией 18 марта 1915 года. И планировалось, что десять лет спустя, к 1925 году, уже будет реально оформлена новая Византия. Но уже назначенную российскую операцию по высадке десанта в Стамбуле перечеркнула вспыхнувшая в России в начале 1917 года революции. Тогда же рухнули и два грандиозных проекта - о строительстве Трансазиатской железной дороги, из Европы через турецкие владения в Персию. Один проект разрабатывала Россия, другой ее главный

100 лет назад в мире должна была возникнуть новая Византия – на том же самом месте, где когда-то существовала древняя Византийская империя со столицей в Константинополе.

Фото с сайта: shedevrum.ai             Древняя Византия в представлении нейросети
Фото с сайта: shedevrum.ai Древняя Византия в представлении нейросети

Во время Первой мировой войны в Британии, Франции и России уже были разработаны конкретные планы возрождения Византии, хотя бы в виде символического города-государства. Стамбул (Константинополь) планировалось отобрать у Турции и передать России.

Это предусматривало Константинопольское соглашение, также известное как Соглашение о проливах, заключенное между Британией, Россией и Францией 18 марта 1915 года. И планировалось, что десять лет спустя, к 1925 году, уже будет реально оформлена новая Византия.

Но уже назначенную российскую операцию по высадке десанта в Стамбуле перечеркнула вспыхнувшая в России в начале 1917 года революции. Тогда же рухнули и два грандиозных проекта - о строительстве Трансазиатской железной дороги, из Европы через турецкие владения в Персию. Один проект разрабатывала Россия, другой ее главный враг в войне – кайзеровская Германия.

Российские власти начали строить свою железную дорогу через турецкие земли еще задолго до войны, и многое уже было достигнута. В частности, в 1900 году власти Турции дали обязательство не предоставлять железнодорожных концессий в восточных провинциях никому, кроме российских предпринимателей.

Турция в Первую мировую войну оказалась в числе побежденных, и Российская империя могла бы навязать туркам еще более жесткие условия концессии – если бы она не распалась. Российские планы были перечеркнуты революцией. А поражение Германии в войне перечеркнуло и немецкой проект восточной железной дороги, которую тоже уже вовсю начали строить.

Германский кайзер Вильгельм II получил от турецкого султана концессию на прокладку дороги через Стамбул в Багдад и дальше - до Персидского залива.

Фото с сайта: stahlgewitter.com        Кайзер в гостях у султана
Фото с сайта: stahlgewitter.com Кайзер в гостях у султана

Проект назвали Багдадская железная дорога, и во время Первой мировой войны специальная германская железнодорожная рота уже занималась сооружением отдельных участков. Но успели построить лишь линию от Багдада до Самарры.

Итак, немцы были вынуждены отказаться от своего проекта в связи с поражением Германии в первой мировой войне. Отказались – но не забыли. Идея Трансазиатской железной дороги вновь буйно расцвела в Берлине после прихода к власти Гитлера.

Гитлер был одержим тягой к гигантомании, и новый проект тоже выглядел совершенно гигантским. Этот проект назывался Breitspurbahn – “сверхширококолейная дорога”. Колею планировали сделать шириной в 4 метра, а вагоны – шириной в 6 метров.

Фото с сайта: avatars.dzeninfra.ru                                 Интерьер вагона
Фото с сайта: avatars.dzeninfra.ru Интерьер вагона

Вагоны решили строить двухэтажными, внутри – просторные купе, обшитые красным деревом, с мягкой мебелью и коврами.

Нацистские суперпоезда должны были ходить со скоростью 250 км/ч, и предполагалось, что путь от Берлина до Стамбула займет десять часов. А затем предполагалась дорога дальше на восток - к Ирану. Официальная пропаганда мощно раскручивала этот проект, описывая гигантские вагоны, напоминающие дворцы. В газетах даже появились предложения создать византийский антураж на будущей немецкой дороге через Турцию.

Предлагалось вспомнить, как турецкие города назывались раньше, во времена существования Византии - и предлагалось на станциях рядом с турецкими названиями писать и эти византийские (греческие) названия, более привычные для европейцев. Например, на вокзале в Стамбуле предлагали писать двойное название - «Konstantinoupolis / Istanbul». И по пути следования нацистских поездов пассажиры на других станциях могли бы тоже видеть разные двойные таблички - например, «Nikomedeia / Izmit» или «Sinasos / Mustafapaça».

Фото с сайта: realt.onliner.by
Фото с сайта: realt.onliner.by

В 1942 году немцы уже построили первый экспериментальный участок сверхширококолейной дороги. Но – опять не успели. Нацисты были разгромлены во время Второй мировой войны, Третий рейх исчез – и гигантская железная дорога осталась только на старых чертежах в архивах.

Фото с сайта. periskop.su
Фото с сайта. periskop.su

Если заинтересовала статья - поставьте, пожалуйста, лайк и расскажите о ней друзьям в соцсетях.