Найти в Дзене
Узоры и орнаменты

Ионик и его символика: орнамент овы и жемчужник в архитектуре

Оглавление
Ионический фриз из Эрехтейона
Ионический фриз из Эрехтейона

Ионик — рельефный орнамент древнегреческого происхождения, широ­ко распространенный в классической архитектуре и прикладном искусст­ве. Образован сочетанием двух раз­ных орнаментальных полос: верхняя, широкая полоса называется овы, ни­жняя — жемчужник (или бусы).

-2

Основной элемент ионического орнамента — это яйцеобразная форма, известная также как овы (от лат. ovum — «яйцо»). Эти элементы имеют характерный вид: заострённые к низу и срезанные в верхней части, они чередуются с более узкими стрельчатыми мотивами или треугольными листиками. Такое чередование создает декоративный ряд, который гармонично вписывается в архитектурные формы ионического ордера. Еще такой орнамент называют "овы и стрелы".

Орнаментальный ряд, состоящий из ов и стрельчатых элементов, часто украшает карнизы, капители колонн и фризы античных зданий. Над этим рядом обычно располагают гладкий валик (антаблемент), а нижняя часть декора часто обрамляется бусами или жемчужником (итал. fusarole e perline), что добавляет ещё больше декоративных деталей и визуального интереса.

Жемчужник (бусы) выглядит как ряд нанизанных бусин, где длинные бусины равномерно че­редуются с парами коротких. Жемчужник употребляется как отдельный орна­мент либо под овами, образуя с ними ионик.

Музей Коринфа
Музей Коринфа

Истоки и эволюция орнамента

Орнамент "овы и стрелы" зародился в архитектуре Древней Греции и использовался для украшения ионических капителей, карнизов и фризов. Один из самых известных примеров его использования — храм Эрехтейон на афинском Акрополе. Впоследствии этот мотив переняли римляне, которые внесли его в свою архитектурную традицию. Римляне использовали "овы и стрелы" для украшения колонн, арок и храмов, распространяя его по всей территории своей империи.

После падения Римской империи орнамент был забыт, но его возрождение произошло в эпоху Ренессанса и позднее в стиле неоклассицизма, когда архитекторы вновь обратились к античным образцам. Примером более позднего использования орнамента "овы и стрелы" являются Ионические капители Мемориала Джефферсона в Вашингтоне, США, и Румынский Атенеум в Бухаресте.

Форум Нервы, руины храма Минервы, Рим, 98 г.
Форум Нервы, руины храма Минервы, Рим, 98 г.

Символика орнамента

Орнамент "овы и стрелы" — это не просто декоративный элемент, а символ, который имеет множество значений. "Яйцо" часто ассоциируется с понятием рождения, плодородия и жизни. В разных культурах яйцо символизирует создание и потенциал для новых начинаний, что делает его мощным символом в архитектуре, где почитаются обновление и долговечное наследие. В противоположность этому, "стрела" или "дротик" может быть воспринята как символ смерти или течения времени, с его заострённой формой, которая указывает на направление и движение.

Чередующиеся мотивы яйца и стрелы выражают цикличность жизни и смерти, созидания и разрушения, которые являются основными темами человеческого существования. Эта двойственность придаёт дополнительную философскую глубину зданиям, украшенным этим орнаментом, побуждая зрителей задуматься о преемственности жизни и неизбежном ходе времени.

Жемчужина же ассоциируется с луной, водой и плодородием, символизируя чудо рождения и возрождения. В мифах она образуется молнией, соединяя огонь и воду, что также подчеркивает символику жизни и возрождения. В античности жемчужина была связана с Афродитой, олицетворяя чистоту, невинность и космическое начало, а ее использование в ионическом ордере акцентирует цикличность процессов жизни.

Древнегреческий орнамент овы и жемчужника на ионической капители Эрехтейона
Древнегреческий орнамент овы и жемчужника на ионической капители Эрехтейона
Рельефы бокового портала Кафедрального собора в Генуе
Рельефы бокового портала Кафедрального собора в Генуе
Виа дель проконсоло, портал флорентийского аббатства, работа Бенедетто да Ровеццано, 1494 г.
Виа дель проконсоло, портал флорентийского аббатства, работа Бенедетто да Ровеццано, 1494 г.

Использование в архитектуре

Орнамент "овы и стрелы" был чрезвычайно популярен в классической архитектуре и пережил несколько волн возрождения. В эпоху неоклассицизма, начиная с XVIII века, он стал неотъемлемой частью архитектурного декора, украшая капители колонн, карнизы и дверные наличники. В XIX и начале XX века, особенно в период Эдвардианской эпохи (с началом в 1901 году после смерти королевы Виктории), этот мотив широко использовался в архитектуре Великобритании и США. В этот период орнамент часто комбинировали с другими декоративными элементами, такими как дентилы (зубчатые блоки).

Использование этого орнамента в архитектурных решениях свидетельствует о продолжении традиций и уважении к наследию прошлого, делая здания не только эстетически привлекательными, но и насыщенными культурным значением.

Декор интерьеров Михайловского замка, Санкт-Петербург
Декор интерьеров Михайловского замка, Санкт-Петербург

Подписывайтесь на нас в Дзене и узнавайте больше об орнаментах!

Мы Вконтакте: https://vk.com/art_of_ornament

Мы в Телеграм: https://t.me/art_of_ornament