Дискуссия на ярмарке современного искусства Cosmoscow 2024 «Игра в долгую» Мифология актуального и вечного в искусстве». Модератор Юлия Крюкова – искусствовед, куратор арт-раздела журнала «Сноб». Участники дискуссии: Марина Лошак – экс-директор «Пушкинского музея», главный куратор музея Иосифа Бродского «Полторы комнаты», сооснователь фонда «Новые коллекционеры», Сергей Попов – искусствовед, основатель галереи «Pop/off/art», Василий Кононов-Гредин – художник.
Мероприятия подобные Cosmoscow ценны не только тем, что можешь посмотреть все актуальное и современное на текущий момент, но и из-за комьюнити. Здесь можно встретить статусных представителей искусства и послушать их мысли о глубоком и вечном. На одной из таких Марина Лошак – экс-директор Пушкинского музея, Сергей Попов – основатель галереи «Pop/off/art» и художник Василий Кононов-Гредин поразмышляли о роли искусства прошлого и настоящего в нашей жизни. Предлагаю и Вам чуть замедлиться, предаться эскапизму и поразмышлять: что для нас эта высокая субстанция – искусство?
Какую роль искусство прошлого и настоящее играет в современном мире, когда во главе угла научные открытия, технический прогресс и цифровизация?
Марина Лошак: все мы состоим из того, что называется культура. Это то, из чего мы сложены. Мы все сотканы из впечатлений: из песен, сказок, книжек. Независимо от того, образован или нет человек, ходит на Cosmoscow или нет. Человек может этого не осознавать, но он является носителем культуры
Сергей Попов: Если мы сосредоточимся на последних столетиях, начиная с эпохи Возрождения, искусство не несет какой-либо функциональной задачи. Оно выражает образ мира. И мы состоим из этих образов и способов их коммуникации. Послевоенное искусство занимается циркуляцией привычных образов и ничего принципиально нового не создаёт с визуальной точки зрения. Оно просто переносит какие-то знакомые образы в другой контекст, и они воспринимаются уже по-другому. Искусство не находится в фарватере научных достижений, а движется параллельно открытиям. И совершенно не может нам рассказать о будущем. Но в этом и преимущество, что искусство останавливает некоторым образом время, прогресс, чтобы мы могли подумать о мире и о себе.
Василий Кононов-Гредин: Нет никакого прошлого, нет будущего, есть момент сейчас. И искусство, которое мы видим, которому 2 тысячи лет, которому полгода существует в актуальный для нас момент. Мы пришли за опытом. Благодаря искусству мы получаем опыт жизни.
Зачем нужно искусство, как высшая форма человеческой деятельности. Зачем современное искусство широкой аудитории и необходимо ли его популяризировать?
Сергей Попов: широкой аудитории искусство не нужно. Те люди, которым не нужны высокие формы культуры, они какие-то производят, невысокие. А мы ими потом в свою очередь восхищаемся. Дома примитивные, наличники на окнах, тотемные фигуры. Нас эти штуковины впечатляют. Например, человек начинает обустраивать формы общежития, где он живет, как он живет. Из этих форм рождается то, что мы называем высокой культурой. Не нужно ругать тех, кто ей не интересуется. Культура, если она хочет как-то себя проявить и обозначить, она должна очень стараться в этом отношении.
Василий Кононов-Гредин: каждый внутри себя преодолевает инерцию. Нам не хочется вставать рано, нам не хочется что-нибудь делать. Преодолевая инерцию, мы можем получить новый опыт, можем стать каким-то специалистом где-либо. Искусство заставляет включаться в мыслительный процесс, думать о том, что ты видишь и как оно работает в данную секунду в этом помещении. И этот опыт добавляет новые нейронные связи, новые возможности видеть больше граней, которые ты мог бы не замечать. Встреча с искусством необходима ради того опыта, который ты можешь получить, чтобы увидеть многообразие мира.
Марина Лошак: мы всегда находимся в процессе самопознания. Художник – проводник. Это тот человек, который тоньше устроен и может зеркальце повернуть в ту сторону, которую ты не видел. Мир, который тебя окружает – это тоже ты. Нужно пользоваться этим шансом. Это не значит, что сработает. Но всегда есть шанс.
Какими свойствами должно обладать искусство, чтобы остаться в вечности?
Василий Кононов-Гредин: такая мысль ни к чему хорошему не приведет. Самое важное, что должен художник – это расширять язык искусства и его пределы. Все должно происходить через любовь. Искусство должно нести в себе любовь к человеку.
Марина Лошак: Согласна, все через любовь. Даже если ты смотришь на искусство в ужасе. Человек меняется, и мы не знаем, что будет через 400-500 лет с тем искусством, которое мы считаем очень важным сейчас. С течением времени происходит открытие тех художников, которые были забыты.
Сергей Попов: в процессе эволюции и в истории искусства все время идет борьба. То, что мы описывали, как пространство умиротворения, познания, на самом деле жуткое противостояние. Мы все конкуренты. Все художники борются между собой с помощью двух вещей: денег, славы. Это важный процесс и тоже часть культуры.
Насколько турбулентные времена мешают понимать искусство, его суть?
Марина Лошак: мы отражение времени, обстоятельств. Если говорить про искусство, то для него это лучшее время, которое может быть. Потому что в этот момент у него есть возможность сделать те следующие шаги, которые мы так ждем. Мы сетуем, что в искусстве нет нового языка, нет движения и ждем, когда будет новое слово. Сейчас какой-то очень важный момент. В такие сложные времена появляются люди, которые обречены сделать новые шаги.
Сергей Попов: многие великие искусства должны отдать должное хорошему географическому положению. Например, Эллада, где была создана великая культура. Еще один важный фактор -движение капитала. Циркуляция капитала очень важна для социокультурной точки зрения.
Василий Кононов-Гредин: в каких бы обстоятельствах ни родилось искусство, история все рассудит. Исторические события важны только для изучения биографии художника. При встрече с искусством нам важен свой опыт, а не исторические события, в которых оно родилось. Мы несем большой рюкзак своих концепций, который мы перекладываем на произведение. Как будут воспринимать твое искусство в будущем, неизвестно. И художник не должен об этом думать.
Если вам нравятся мои работы, ставьте лайк, подписывайтесь на канал, комментируйте)