Найти в Дзене
Серебряное перо

Итоговое собеседование по русскому языку. Разбор демоверсии 2025. Часть 2. Задание 4

Умение вести диалог является неотъемлемой частью коммуникативных навыков человека в современном мире. Быть хорошим собеседником - это значит уметь грамотно говорить, внимательно слушать, отвечать по существу на заданные вопросы, соблюдать этические нормы в процессе общения. Разговор двух и более лиц называют диалогом. При таком виде общения люди обмениваются информацией, задают друг другу вопросы и отвечают на них. На итоговом собеседовании девятиклассники должны продемонстрировать свои коммуникативные навыки, в том числе и умение вести диалог. Во время выполнения задания 4 учитель-собеседник будет задавать вопросы по той теме, которая была выбрана участником для монологического высказывания (задание 3). Например, если участник выбрал для монолога тему 1, то собеседник будет вести диалог, используя карточку с вопросами по теме 1. Если участник выбрал для монолога тему 2, то собеседник использует карточку с вопросами для темы 2. Карточка учителя-собеседника выглядит так (листа
Оглавление

Что такое диалог, и что значит быть хорошим собеседником

Умение вести диалог является неотъемлемой частью коммуникативных навыков человека в современном мире. Быть хорошим собеседником - это значит уметь грамотно говорить, внимательно слушать, отвечать по существу на заданные вопросы, соблюдать этические нормы в процессе общения.

Разговор двух и более лиц называют диалогом. При таком виде общения люди обмениваются информацией, задают друг другу вопросы и отвечают на них.

На итоговом собеседовании девятиклассники должны продемонстрировать свои коммуникативные навыки, в том числе и умение вести диалог.

Как будет проходить диалог

Во время выполнения задания 4 учитель-собеседник будет задавать вопросы по той теме, которая была выбрана участником для монологического высказывания (задание 3). Например, если участник выбрал для монолога тему 1, то собеседник будет вести диалог, используя карточку с вопросами по теме 1. Если участник выбрал для монолога тему 2, то собеседник использует карточку с вопросами для темы 2.

Карточка учителя-собеседника выглядит так (листайте!):

ВАЖНО! Карточка собеседника с вопросами находится у учителя-собеседника, ученик её не видит и вопросов не знает! Времени на подготовку и обдумывания ответов нет.

Вопросов в карточке три. Время, отведённое для диалога, - не более 3 мин. Следовательно, не более минуты для ответа на каждый вопрос. Но! Ответ должен быть не односложным, а полным, развёрнутым!

В предыдущей статье мы обратились к демоверсии на сайте ФИПИ, рассмотрели особенности задания 3 из части 2, дали рекомендации по решению задания и предложили образец его выполнения.

Просмотреть материал можно ЗДЕСЬ.

Сегодня разберём задание 4 из части 2.

ВАЖНО! Ученики часто испытывают неуверенность перед диалогом, так как боятся ответить на вопросы "не так, как надо", "неправильно". Следует объяснить школьникам, что здесь не может быть правильного или неправильного ответа, так как спрашивается именно их мнение по данному вопросу, поэтому пусть говорят то, что думают, что считают нужным. Главное, чтобы речь была грамотная.

Разбор задания 4. Участие в диалоге

Задание 4. Тема 1. В мире профессий

(В теме 1 предлагается описать фотографию лётчика)

ВАЖНО! В статье мы приведём образцы ответов на вопросы. На их базе, используя предложенные идеи/мысли, школьники могут создать свои собственные варианты.

Вопросы по теме 1 и образцы ответов:

1) Какими качествами должен обладать лётчик?

  • Профессия лётчика интересная, сложная и опасная. На мой взгляд, лётчик должен хорошо разбираться в технике, иметь крепкое здоровье, быть смелым, быстро ориентироваться в экстремальной ситуации. Такие качества нужно воспитывать в себе с детства и работать над их совершенствованием всю жизнь. А ещё нужно быть патриотом: крепко любить свою страну и быть готовым в любой момент встать на её защиту.

2) Какие приоритеты должны быть у человека при выборе будущей профессии (деньги, самореализация, социальный статус)?

  • Каждый выпускник школы задумывается над вопросом, кем ему стать в будущем, какую сферу деятельности выбрать. Я думаю, что при выборе профессии человек должен ориентироваться на разные параметры - личные данные, материальные возможности, перспективы роста. Но самым важным для себя я считаю возможность максимальной самореализации. Если человек не воплощает в жизни свои способности и таланты, то он никогда не будет счастливым.

3) Какую профессию Вы хотите выбрать в будущем? Чем она Вас привлекает?

  • В будущем я хотел бы связать свою жизнь с техникой, с автомобилями. Я познакомился с профессией автослесаря и понял, как это здОрово - разбираться в разных марках автомобилей, понимать, как работает их организм, уметь "лечить" и обеспечивать их бесперебойную работу.

Задание 4. Тема 2. Помощь другу

(В теме 2 предлагается рассказать, как Вы помогли своему другу).

Вопросы по теме 2 и образцы ответов:

1) Нужно ли ждать благодарность за оказанную помощь?

  • Я понимаю помощь как поддержку человека, оказание ему содействия в достижении какой-либо цели. Помощь носит добровольный характер, поэтому не следует ждать и тем более требовать благодарности от того, кому эта помощь оказана. Но если последует благодарность в виде доброго слова, приветливой улыбки - я её с радостью приму. А если человек с моей помощью достигнет желаемой цели, я буду счастлив вдвойне.

2) Почему важно всегда благодарить тех, кто Вам помог?

  • Человек воспитанный знает, что благодарность - это особая форма вежливости. Важно всегда благодарить тех, кто нам помог, - так мы приумножаем количество добра в мире. Благодарность демонстрирует нашу чуткость и моральную чистоту, признание благородства того, кто оказал нам поддержку.

3) Согласны ли Вы с пословицей «Друг познаётся в беде»?

  • В пословицах заключается мудрость народа, спорить с этой тысячелетней мудростью невозможно, да и не надо. Конечно, я согласен с пословицей "Друг познаётся в беде", тем более в её справедливости я не раз убеждался в жизни. У меня есть друзья, которые помогают мне в учёбе, навещают, когда я болею, поддерживают меня и мою команду во время футбольных матчей. Отмечу, что помощь друзей всегда искренняя и бескорыстная.

Задание 4. Тема 3. Почему экологические проблемы относятся к главным проблемам современного мира?

(В теме 3 предлагается построить рассуждение с ответом на поставленный вопрос)

Вопросы по теме и образцы ответов:

1) Какие экологические проблемы Вы считаете наиболее актуальными в Вашем регионе?

  • В моём родном крае, как и на всей планете, много экологических проблем: например, загрязнение водоёмов и воздуха, разрушение ландшафта, исчезновение некоторых видов животных и растений. Но самой актуальной проблемой я считаю загрязнение окружающей среды бытовыми отходами, увеличение количества стихийных свалок на территории жилого фонда и в природной зоне. У нас густозаселённый регион, и проблема мусора просто кричащая.

2) Какие экологические акции и мероприятия Вы знаете? Принимали ли Вы когда-нибудь в них участие?

  • В течение года, особенно осенью и весной, у нас проходит много акций, направленных на сбережение окружающей среды. Я всегда принимаю участие в субботниках по сбору мусора и облагораживанию пришкольной и придомовой территории. Одно из запоминающихся мероприятий - очищение родников в лесной зоне. Мы выбираем из родника камни, ветки, листья, и водоём становится хрустально чистым, весело журчит и радует всех нас.

3) Какие меры для охраны природы Вы можете предложить?

  • Никакие меры и законы не будут работать, пока люди не осознают ценность природы для человечества и важность её сохранения. Самая главная мера - воспитание людей с детства в уважении к природе и ответственном к ней отношении. Элементы этого воспитания - разъяснения учителей, личный пример родителей, просмотр и обсуждение тематических видеороликов, привлечение к участию в конкретных делах по сохранению природы.

Изучите критерии оценивания диалога и попробуйте выставить баллы за предложенные образцы ответов.

Критерии оценивания задания 4 «Участие в диалоге»

-3

Итак, мы справились!

____________________________________________________

Надеюсь, статья была полезна. Благодарю за лайк и подписку!

Если Вам интересна эта тема, читайте здесь:

Итоговое собеседование по русскому языку. Разбор демоверсии 2025. Часть 1

Итоговое собеседование по русскому языку. Разбор демоверсии 2025. Часть 2. Задание 3

#русский_язык #собеседование #образование #диалог #огэ