Недавно прочла эту книгу и до сих пор испытываю странные эмоции. Главное ощущение - несправедливость произошедшего в романе. Вообще, после прочтения Кронина всегда такое - "послевкусие" вопиющей несправедливости. Его книги, в общем-то, не только о судьбе женщин. Там и мужчинам некоторым не сладко приходится. Но на первом месте все-таки женщины и то, как несправедлива к ним бывает жизнь.
Целеустремленность, амбициозность, острый ум, наблюдательность, креативное мышление, умение взять (и нести, не роняя!!!) ответственность на себя - как вы полагаете, кому присущи такие качества? По крайней мере, можно сразу сказать, что если бы главная героиня книги 26-летняя Люси Мур написала это в своем резюме по соисканию руководящей должности, то у нее был бы неплохой шанс ее получить. Но это только в том случае, если бы Люси жила этак лет на сто попозже...
Однако действие романа происходит в конце 19 века, в Шотландии. У женщин того времени пока что может быть лишь одна "карьера" в жизни - замужество. А уж как там дальше все сложится, зависит не от нее. Вроде как... Но не в случае Люси! Если продолжить составлять ее "резюме", то туда следует добавить и определенное везение, с которого начался ее жизненный путь. Хотя и будучи сиротой, она все же происходила из состоятельной семьи. И замужество ее, случившееся по взаимной любви, на протяжении 9 лет складывалось вполне счастливо. Муж Фрэнк, работает коммивояжером и имеет неплохое жалованье, чтобы содержать жену, 8-летнего сына Питера и арендовать приличный дом в хорошем месте. Люси, в свою очередь, прекрасная хозяйка, жена и мать, немало энергии вкладывает в свою семью: в дом, чтобы сделать его идеальным; в сына, чтобы он рос идеально воспитанным и образованным; наконец, в мужа, чтобы его карьера неуклонно шла в гору. В успешности своих, выражаясь современным языком, "проектов", Люси не сомневается. Видит только цели и не видит ни одного препятствия. А препятствия, как выясняется, есть... И учиняет их сама же Люси своей неуемной энергией.
Семейные и родственные связи очень важны для Люси, поэтому она, несмотря на непонятные протесты мужа, приглашает погостить его кузину Анну. И с ее приездом для Люси и открылись врата ада, который поглотит ее на долгие годы... Вспыхнувшая ревность, требующая выхода и разъяснений, взаимное непонимание приводят к ужасной трагедии - Фрэнк погибает на глазах Люси. Оставшись почти без средств и без поддержки родни, Люси вынуждена отдать Питера в школу, а самой искать работу.
Вопреки ожиданиям, Люси не только устроилась на службу, но и преуспела в ней, что для женщин, живших на рубеже 19-20 веков, было еще весьма сложно. Однако заработанных средств едва хватало на скромную жизнь и обучение сына. Чтобы как-то свести концы с концами, Люси была вынуждена отказаться от аренды своего прекрасного дома и пойти жить компаньонкой к богатой и эксцентричной даме.
А впереди Люси ждали ещё более жестокие испытания... Вынужденная вести отчаянную борьбу за выживание и собственную независимость, Люси ожесточается. Она категорически не приемлет ничьей помощи - тем более, помощь приходит совсем не та, на которую она рассчитывает, и претит гордости Люси! Отвергает она и советы родственников, при этом все больше уходя в себя и стараясь скрывать свое бедственное положение от окружающих, насколько это возможно...
Нет смысла пересказывать весь сюжет книги, но хочется порассуждать вот о чем.
В каком бы веке ни жил человек, на него непременно действует жизненный закон: если ты не гнешься, тебя ломают.
Речь не о прогибах, речь - о гибкости. Даже сейчас, когда женщина имеет все возможности быть независимой и самостоятельной, она не выживет без взаимодействия с социумом. Даже дикие животные, умеющие добывать себе пищу, и то сбиваются в стаи. А человек все же не волк-одиночка. Ибо будь это так, мы бы жили сейчас в принципиально ином мире. И нас было бы очень мало.
Откуда же тогда в людях берется это стремление - сжав кулаки и сцепив зубы, идти по жизни так, будто ты один на всем свете?
Я думаю, что когда человек принимает такое решение, он уже сломлен - потерями и разными жизненными невзгодами. О какой гибкости может идти еще речь? Тут как бы последнее "не доломали". А последнее, что осталось у Люси после всех бед, которые, по большому счету, она сама на себя и навлекла, это ее сын. А вернее сказать - ЦЕЛЬ обеспечить сыну хорошее образование и достойную жизнь.
Если на достижение поставленной цели человек бросает все свои силы, всю свою волю, все амбиции, изыскивает любые ресурсы буквально из воздуха - то этот человек достоин не только уважения, но и ... награды! И Люси, безусловно, ждет награду. Надеется на нее, стремится к ней. А наградой должен стать ... тот же самый сын Питер! Выросший прекрасным молодым человеком, получивший достойные образование и профессию, разве он не должен, как и прежде, всецело принадлежать свой матери? Разве она не положила на это все свои силы? Разве "одинокая волчица" не заслужила отдых, умиротворение и спокойную тихую жизнь рядом с единственным и горячо любимым "детенышем"?
Люси повезло с сыном. Добрый молодой человек, любящий и благодарный, он готов обеспечить маме ту жизнь, которой она достойна, но ... НО. Есть нюанс. Питер не стал, подобно Люси, "волком". Не ожесточился против людей, хотя и вырос в бедности и тяготах. И несмотря на то, что ему ничего не давалось легко, даже при всех стараниях матери, Питер - обычный человек, "существо социальное". Он тянется к людям. Ему хочется проводить время с ровесниками, встречаться с девушками, дружить с родней, от которой его мать давно отвернулась. А Люси всячески препятствует этому, ревнует, злится. Она чувствует себя ограбленной, преданной, а свою любовь - растоптанной и поруганной. Так уже было когда-то! И, как когда-то, Люси снова совершает ужасную, роковую ошибку. Но уже последнюю в своей, недолгой-то, в общем, жизни....
Слезы наворачиваются на глаза. Как жаль Люси! Был ли иной путь в жизни, помимо выбранного ею? Конечно! И судьба не раз давала возможность с изменить все. Судьба вообще благоволит к тем, кто готов трудиться не покладая рук ради благой цели. Вот только непомерная гордость и ужасный, патологический эгоцентризм не дали Люси воспользоваться ни единым шансом.
Три любви было в жизни Люси: к мужу, к сыну, к Богу. Каждой из них она отдалась без остатка. В каждой из них растворилась, подобно яду. Первую любовь яд убил. Вторую - оттолкнул. А третья любовь убила саму Люси.
Читайте!