Он был невероятно популярен в 19 веке, и по одной очень конкретной причине — Джон Эткинсон Гримшоу был мастером изображения ночи...
Джон Аткинсон Гримшоу родился в обычной семье на севере Англии в 1836 году.
Сначала он работал в местной железнодорожной компании, но в возрасте 24 лет принял смелое решение уйти с работы и стать художником. У
Гримшоу не было художественного образования — он учился сам.
Сначала он писал натюрморты, уделяя особое внимание деталям, таким как цветы, камни или птицы.
Эта картина, изображающая несколько мшистых валунов в лесу недалеко от его родного города, была написана в 1863 году.
Гримшоу быстро совершенствовался.
Затем он начал рисовать более крупные пейзажи, а также домашние интерьеры.
Здесь вы уже можете увидеть увлечение Гримшоу светом и настроением.
Ярко освещенный дом контрастирует с тенистыми лесами.
В 1870-х годах Гримшоу наконец перешел к изображению того, что его больше всего интересовало, будь то одинокие переулки, обсаженные деревьями, или газовые верфи под дождем.
Гримшоу освоил необходимые навыки и теперь использовал их для создания собственного, удивительно атмосферного стиля.
В то время фотография была захватывающей новой технологией.
Некоторые считали, что это плохо для искусства, но другие — включая Гримшоу — видели в ней инструмент.
Фотографии означали, что художникам не нужно было работать исключительно по памяти, и они также могли помочь с такими проблемами, как перспектива.
Отсюда, отчасти, почти предельная точность раннего искусства Гримшоу. Делает ли это его плохим художником? Вовсе нет.
Потому что мастерство проявилось в том, как он изменил эти сцены — фотографии были всего лишь отправной точкой.
И со временем он все меньше на них полагался.
Кроме того, не точность или детализация, а мастерство Гримшоу в использовании света и цвета делают его искусство столь убедительным.
Рассмотрим его картину 1885 года «Блэкмен-стрит», где Гримшоу вызывает в воображении завораживающее видение ночного Лондона.
Гримшоу был очарован ночью больше всего.
В частности, он, казалось, любил эффект лунного света, сияющего сквозь ветви деревьев и отбрасывающего тени на старые каменные стены.
Эта довольно сказочная картина, написанная в 1874 году, так и называется: «Лунная дорожка».
И, наряду с одинокими переулками, Гримшоу обожал городскую ночь.
Газовые фонари стали широко распространены во времена его юности, и Гримшоу посвятил себя запечатлению их оранжевого свечения на улицах промышленной Британии.
Как и его картина Боар-лейн в Лидсе, написанная в 1881 году.
Гримшоу также любил осень — возможно, неудивительно, учитывая ее богатые цвета и уединенную атмосферу — и создал некоторые из самых восхитительных осенних произведений искусства в истории. «
Золото октября» 1889 года — это картина Гримшоу, находившаяся на пике его художественных способностей.
К тридцати годам Гримшоу стал популярным, широко выставлявшимся и финансово успешным художником — решение уйти с работы много лет назад было оправдано.
И легко понять, почему; как и в ноябре (1879), Гримшоу обладал особым талантом к вызывающему, мрачному искусству.
В своих лучших работах его картины удивительно таинственны, и один из способов описать его стиль — это своего рода индустриальный идеализм.
В своей картине Ливерпульской набережной Гримшоу превращает то, что должно было быть грязным и охваченным смогом местом, в заманчивую, даже спокойную сцену.
Кажется, что действие каждой из них происходит в сказке или фильме, окутанном густой тенью и украшенном мерцанием витрин и газовых фонарей, как в «Гриноке» (1882).
Все сводится к его собственному увлечению ночью и его равной способности заставить нас по-настоящему ее почувствовать.
Слегка фантастическая атмосфера творчества Гримшоу имеет смысл — он любил средневековые романы и даже называл своих детей в честь персонажей из «Идиллий короля», поэмы о короле Артуре лорда Теннисона.
Гримшоу также создавал картины по мотивам поэзии Теннисона.
И порой творчество Гримшоу граничит с готикой — и городские, и сельские сцены несут в себе нечто мрачно-магическое.
Как «Патни-роуд» с одиноким путником и освещенными окнами больших мрачных домов, светящихся сквозь голые деревья.
Вы заметите, что большинство его картин включают воду, будь то реки, грязные лужи или мокрые от дождя булыжники.
Это вносит свой вклад, в частности, в его осеннее искусство, которое каким-то образом заставляет вас чувствовать холод и сырость, просто глядя на него.
Его главными вдохновителями были прерафаэлиты, группа мятежных британских художников, которые фокусировались на скрупулезной детализации и ярких цветах, и Джеймс Эббот Макнил Уистлер, экспериментальный американский художник, живший в Лондоне.
Вы можете увидеть их соответствующие стили в творчестве Гримшоу.
И вот Гримшоу занимает странное место, одновременно преданный реалист — точные детали, точная перспектива — и квазиимпрессионист — подавляющее внимание к настроению, очарованность светом и атмосферой. «
Огни Скарборо» прекрасно отражают обе стороны его стиля.
Но вы можете сказать, что Гримшоу испытывал трудности с изображением людей.
На его картине, изображающей реку Темзу ночью, которая в остальном обычно вызывает ассоциации, пешеходы выглядят довольно неловкими и застывшими на фоне залитого лунным светом неба и сверкающей воды.
Но Гримшоу знал свою слабость и всегда предпочитал сводить свои фигуры к минимуму, обычно на расстоянии и спиной к зрителю.
Еще одна черта, которая придает его искусству столь сильную атмосферу таинственности и одиночества.
Итак, работы Гримшоу, взятые вместе, представляют собой своего рода романтическое, мрачно-мечтательное видение 19-го века.
Современный стереотип теневой и газово-освещенной викторианской Британии прекрасно передан в его портретах городской ночи, как, например, этот портрет Глазго.
И было немного более выразительных художников, писавших осень, будь то вечерняя или ночная, — Гримшоу знал, как наполнить свои сцены этой уникальной осенней тишиной.
Итак, вот Джон Эткинсон Гримшоу, один из самых недооцененных художников XIX века и идеальный художник для этого времени года, когда начинают опадать листья, ночи становятся длиннее и наступает дождь.