Найти в Дзене
Галерея

Кто убил импрессионизм?

Что такое классическое искусство в живописи? Ван Гог? Караваджо? Может, Рембрандт? Безусловно, каждый из них оставил свой след в истории искусств. Они буквально создали отдельные направления в творчестве. Но мы редко задумываемся о том, что стало с целыми некогда грандиозными эпохами в живописи сегодня. Импрессионизм — известное многим направление в искусстве, зародившееся во второй половине 19 века. Его от остальных способов изобразить действительность отличала особая чувственность. Многие эксперты подмечают, что художники-импрессионисты писали не красками и объемами, а эмоциями. Их работы выделяются некой невесомостью: автор будто изображает не реальных людей, пейзажи и события, а сон или ненавязчивую фантазию. Даже если вы не представляете себе картины импрессионистов, вы наверняка можете вспомнить имена Клода Моне, Эдуарда Мане или даже Николая Фешина. Все это, конечно, мы с вами можем узнать по первой ссылке в интернете, но куда интересней выяснить, кто был последним импрессиони

Что такое классическое искусство в живописи? Ван Гог? Караваджо? Может, Рембрандт? Безусловно, каждый из них оставил свой след в истории искусств. Они буквально создали отдельные направления в творчестве. Но мы редко задумываемся о том, что стало с целыми некогда грандиозными эпохами в живописи сегодня.

Клод Моне, "Дом среди роз", 1925 год
Клод Моне, "Дом среди роз", 1925 год

Импрессионизм — известное многим направление в искусстве, зародившееся во второй половине 19 века. Его от остальных способов изобразить действительность отличала особая чувственность. Многие эксперты подмечают, что художники-импрессионисты писали не красками и объемами, а эмоциями.

Их работы выделяются некой невесомостью: автор будто изображает не реальных людей, пейзажи и события, а сон или ненавязчивую фантазию. Даже если вы не представляете себе картины импрессионистов, вы наверняка можете вспомнить имена Клода Моне, Эдуарда Мане или даже Николая Фешина.

Все это, конечно, мы с вами можем узнать по первой ссылке в интернете, но куда интересней выяснить, кто был последним импрессионистом. Есть ли вообще понятие «последний» в искусстве?

Изображение из открытого источника
Изображение из открытого источника

Считается, что «эпоха» импрессионизма охватила период с 1860-х по 1886 года, именно тогда состоялась выставка, ознаменовавшая конец этого направления. На ней свои работы представил Пьер Огюст Ренуар, показав всем, что импрессионизм — "всё”.

В его работах больше не было привычной чувственности: яркую палитру сменили однотонные цвета, расплывчатость и загадочность — детальная прорисовка. Именно эта выставка показала людям, что отныне художники-импрессионисты переросли старые взгляды, и каждый пошел своей дорогой. Но значит ли это, что гвоздь в крышку гроба импрессионизма вбил Ренуар? Ведь художникам никто не запрещал рисовать так же чувственно, как и прежде. Наверняка, были авторы и после Ренуара.

Французский критик Франсуа Тьебо-Сиссон назвал Константина Кузнецова «последним рыцарем импрессионизма». Автор показал «глубокую приверженность» направлению даже в 1930-е годы, когда его основоположники, французы, были увлечены модернизмом. Даже на родине импрессионизма признавали вклад Кузнецова, ставя его в один ряд с Ренуаром. Автору удалось воскресить ту самую легкость: ощущение сна, которое передавалось через размытые фона и пестрые краски.

Выходит, что импрессионизм закончился в первой половине 20 века? Неужели с тех пор до наших дней не родилось ни одного художника, который бы проникся этим направлением?

Александр Иванович Отрошко — вполне себе современный художник-импрессионист. С раннего возраста он вдохновлялся работами Коровина, Фешина и других авторов. В 1980 году он переехал в город Сочи, который стал часто появляться на его полотнах. Работы Отрошко полноправно можно назвать импрессионистскими: там есть и неуловимая размытая даль, и яркие краски, и ощущение сна или полузабытого детского воспоминания. Его картины отлично передают южную теплую атмосферу. Резкие мазки создают динамику, придающую ту самую живость и чувственность работам.

Можно ли в таком случае сказать, что импрессионизм живет и здравствует до сих пор?

Изображение из открытого источника
Изображение из открытого источника

Все это напоминает бесконечные продолжения Форсажа: только мы находим конец — тут же продолжение. И как тут быть?

Здесь стоит понимать, что такое «направление», как импрессионизм — это не просто стиль, а идея, которая родилась в противовес надоевшему всем реализму. Художники попросту устали от материальных проработанных картин, потому начали бунт.

Критики осуждали, а авторы упорно стояли на своем. В то время импрессионизм был не просто способом изобразить реальность, а громким высказыванием: «Мы устали от ваших проработанных полотен! Мы творцы и вправе сами решать, как писать!»

Так же в свое время романтизм появился в противовес сентиментализму, а реализм в противовес романтизму в литературе. Строго говоря, классический импрессионизм умер, когда критики его приняли и дали ему право на существование. Надобность в протесте отпала, а значит и в идее, и в направлении тоже. Бунт окончен. Так зачем нам транспаранты?

Как часто это бывает в творчестве, в конечном счете все решает субъективный взгляд.

Изображение из открытого источника
Изображение из открытого источника

Вы можете быть приверженцем классики и считать, что точку в импрессионизме поставил Ренуар. Можете согласиться с французскими критиками, отдав этот титул Кузнецову, а можете и вовсе не считать направление оконченным. Это все весьма тонкие материи, которые не ограничены никаким регламентом. Все решает лишь ваш личный и искренний, чувственный взгляд на импрессионизм.

Автор статьи: Анна Данилевская, студентка 2 курса журфака КФУ