Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Упорство и гениальность Кацусика Хокусая

Хокусай (родился в октябре 1760 года, Эдо (ныне Токио), Япония — умер 10 мая 1849 года, Эдо) - японский художник и гравер школы "укиё-э" (“картины плавучего мира”). Его ранние работы представляют весь спектр искусства "укие-э", включая гравюры с пейзажами и актерами на отдельных листах, ручную роспись и суримоно (“печатные вещи”), такие как поздравления и объявления. Позже он сосредоточился на классических темах самураев и китайских сюжетах. Его знаменитая серия гравюр “Тридцать шесть видов горы Фудзи”, опубликованная между 1826 и 1833 годами, стала вершиной в истории японской пейзажной печати. Хокусай широко известен как один из величайших художников Японии, который модернизировал традиционные стили печати благодаря своим инновациям в тематике и композиции. Его работы прославляли Японию как единую нацию, изображая разнообразие ландшафтов и видов деятельности, связанных общими символами и историями. Он был одним из первых художников, на которых глобализация оказала влияние, а позже его

Хокусай (родился в октябре 1760 года, Эдо (ныне Токио), Япония — умер 10 мая 1849 года, Эдо) - японский художник и гравер школы "укиё-э" (“картины плавучего мира”). Его ранние работы представляют весь спектр искусства "укие-э", включая гравюры с пейзажами и актерами на отдельных листах, ручную роспись и суримоно (“печатные вещи”), такие как поздравления и объявления. Позже он сосредоточился на классических темах самураев и китайских сюжетах. Его знаменитая серия гравюр “Тридцать шесть видов горы Фудзи”, опубликованная между 1826 и 1833 годами, стала вершиной в истории японской пейзажной печати.

Кацусика Хокусай: Автопортрет в старости
Кацусика Хокусай: Автопортрет в старости

Хокусай широко известен как один из величайших художников Японии, который модернизировал традиционные стили печати благодаря своим инновациям в тематике и композиции. Его работы прославляли Японию как единую нацию, изображая разнообразие ландшафтов и видов деятельности, связанных общими символами и историями. Он был одним из первых художников, на которых глобализация оказала влияние, а позже его подхватили европейские художники, которые позаимствовали его декоративные мотивы, его стиль работы сериями и его видение современного общества. По сей день множество художников продолжают считаться с его наследием.

Кацусика Хокусай: Торговец, открывающий счет
Кацусика Хокусай: Торговец, открывающий счет

Хокусай: Ойран и Камуро
Хокусай: Ойран и Камуро

Кацусика Хокусай родился в 1760 году под именем Кавамура Токитаро и воспитывался Исой Накадзимой, мастером по изготовлению зеркал для сегуна. О ранней жизни Хокусая известно немного, есть предположения, что его мать была наложницей и что он был усыновлен Накадзимой при рождении. Детство Хокусая прошло в сообществе ремесленников с деревянными домами и узкими улочками в Эдо (ныне Токио). Он начал рисовать в возрасте шести лет и с юных лет учился резьбе по дереву.

Кацусика Хокусай: Две красавицы  
Кацусика Хокусай: Две красавицы  

Будучи подростком, Хокусай одалживал книги за деньги. Он учился у художников старшего поколения, в том числе у Кацукавы Шушо, который возглавлял школу Кацукавы и специализировался на гравюрах с изображением куртизанок и актеров театра Кабуки. В девятнадцать лет Хокусай взял себе имя Сюнро, первое из примерно тридцати имен, которые он использовал в течение своей жизни. Эта практика, при которой художник брал новое имя каждый раз, когда достигал нового уровня мастерства, была распространена в то время, но Хокусай использовал гораздо больше имен, чем обычно, что позже помогло ученым датировать многие его работы.

Кацусика Хокусай: Феникс Мацури Ятай, 1844
Кацусика Хокусай: Феникс Мацури Ятай, 1844

Кацусика Хокусай: Минамото-но Есицунэ
Кацусика Хокусай: Минамото-но Есицунэ

В студии Кацукавы Хокусаю было поручено создать гравюры из театра Кабуки и изображения борцов сумо. Однако он не был одним из самых любимых учеников, и поэтому ему давали картины в межсезонье, а также дешевую бумагу и некачественные краски для работы. Работая здесь, Хокусай опубликовал в 1779 году свою первую серию гравюр, изображающих актеров театра Кабуки, и женился на своей первой жене, о которой мало что известно.

Кацусика Хокусай: Дарума (буддийский святой)
Кацусика Хокусай: Дарума (буддийский святой)

Кацусика Хокусай: Альбом зарисовок Кацусики Хокусая и его учеников, альбом из девяноста семи листов; бумага, чернила и краски
Кацусика Хокусай: Альбом зарисовок Кацусики Хокусая и его учеников, альбом из девяноста семи листов; бумага, чернила и краски

В 1784 году Хокусай снова сменил имя на Гунбатэй и, как полагают, покинул студию Кацукавы. Он начал создавать иллюстрации для книг. Похоже, что это было время значительных перемен в жизни Хокусая. Он начал отходить от гравюр с изображением людей в сторону пейзажей и изображений повседневной жизни, что стало прорывом как для карьеры Хокусая, так и для "Укие-э" в целом. Личная жизнь Хокусая была бурной: его жена родила троих детей, прежде чем умерла в начале 1790-х годов по неизвестным причинам.

Кацусика Хокусай: Альбом зарисовок Кацусики Хокусая и его учеников
Кацусика Хокусай: Альбом зарисовок Кацусики Хокусая и его учеников

В 1790-х годах Хокусай окончательно расстался со школой Кацукавы. Он начал изучать европейские традиции, приобретая французские и голландские гравюры на меди и экспериментируя с линейной перспективой. Его работы привлекли внимание Утагавы Тоехару, который пригласил Хокусая присоединиться к его мастерской. Хокусай снова женился в 1797 году, и у него родилось еще двое детей, в том числе Ой, родившаяся в 1800 году, которая работала с ним и сама стала художницей.

Хокусай: "Синтоистский священник, три женщины и ребенок", 1799. Бумага, чернила, золото и краски. 175 x 179 см
Хокусай: "Синтоистский священник, три женщины и ребенок", 1799. Бумага, чернила, золото и краски. 175 x 179 см

Именно в 1801 году Хокусай начал использовать имя, под которым он сейчас известен, подписывая изображения фразой "Гакеджин Хокусай га", которая переводится как "написанная безумцем живописи Хокусаем". Хокусай был известен своей эксцентричностью в повседневной жизни. Сообщалось, что он девяносто три раза менял место жительства из-за ненависти к уборке, предпочитая найти новое жилье, когда его дом становился невыносимым. Его беспорядок не ограничивался внутренними помещениями. Каждое утро он рисовал китайского дракона и выбрасывал его в окно наудачу.

Хокусай: Минамото-но Тамэтомо бросает вызов жителям острова Оносима, чтобы они померились с ним силами. Жители пытаются отобрать у него лук, но он крепко держит его, 1811, краска и золото на шелке.
Хокусай: Минамото-но Тамэтомо бросает вызов жителям острова Оносима, чтобы они померились с ним силами. Жители пытаются отобрать у него лук, но он крепко держит его, 1811, краска и золото на шелке.

Хокусай был также известен своей живостью. По-видимому, он был весьма талантливым перформансистом. В 1804 году на фестивале в Эдо он с помощью студентов создал портрет буддийского монаха длиной 180 метров, используя метлу вместо кисти. В 1807 году он принял участие в конкурсе живописи, создав пейзаж с птицами и цветами, а затем взял курицу из ближайшей корзины, обмакнул ее лапки в красную краску и позволил ей пробежаться по его картине, объявив зрителям, что следы - это "кленовые листья на реке Тацу".

Хокусай: Ястреб на церемониальной подставке
Хокусай: Ястреб на церемониальной подставке

Карпы Хокусая
Карпы Хокусая

Хокусай: сбор ракушека во время отлива, 1813
Хокусай: сбор ракушека во время отлива, 1813

В 1810 году, в возрасте пятидесяти лет, Хокусая поразила молния, и это событие стало рассматриваться как поворотный момент в его жизни. Если бы он умер от удара, его наследие сильно отличалось бы от того, каким оно является сегодня. В том же году он опубликовал руководство по рисованию "Словарь бессмысленных рисунков глупца Оно", а в следующем году выпустил "Сон жены рыбака" - эротический образ, который с тех пор вызывает как отвращение, так и восхищение.

Кацусика Хокусай: Сон жены рыбака. 1814       На этой гравюре на дереве женщина изображена полулежащей, ее голова запрокинута к левой стороне кадра, черные волосы стянуты сзади, а два осьминога обвивают ее тело. По обе стороны от группы находятся скалы, а пространство вокруг иллюстрации заполнено плотно распределенным текстом, подробно описывающим историю, в которой осьминог рассказывает женщине как он отведет ее в подводный дворец.Это изображение является особенно впечатляющим примером эротического жанра, известного как "шунга", что буквально переводится как эвфемистические "весенние картинки", которые были особенно популярны в девятнадцатом веке. "Сон о жене рыбака" был и остается популярным в первую очередь благодаря мастерству Хокусая в изображении женского наслаждения: открытое положение тела женщины, ее откинутая голова, закрытые глаза и открытый рот вызывают у нее чувство самозабвения и вдохновляют зрителей на полет фантазии. "Сон жены рыбака" был опубликован в сборнике "Шунга", изданном Хокусаем в 1814 году; он продолжал работать в этом жанре до 1821 года, к этому моменту он опубликовал три тома. Хотя европейские критики часто ошибочно называют эту сцену изнасилованием, из текста ясно следует, что это сцена взаимного удовольствия. Вполне вероятно, что современным японским зрителям вспомнилась бы популярная история о ныряльщице за жемчугом, которая спускается в подводный дворец, преследуемая морскими обитателями, чтобы спасти украденную жемчужину, принадлежащую ее возлюбленному.
Кацусика Хокусай: Сон жены рыбака. 1814 На этой гравюре на дереве женщина изображена полулежащей, ее голова запрокинута к левой стороне кадра, черные волосы стянуты сзади, а два осьминога обвивают ее тело. По обе стороны от группы находятся скалы, а пространство вокруг иллюстрации заполнено плотно распределенным текстом, подробно описывающим историю, в которой осьминог рассказывает женщине как он отведет ее в подводный дворец.Это изображение является особенно впечатляющим примером эротического жанра, известного как "шунга", что буквально переводится как эвфемистические "весенние картинки", которые были особенно популярны в девятнадцатом веке. "Сон о жене рыбака" был и остается популярным в первую очередь благодаря мастерству Хокусая в изображении женского наслаждения: открытое положение тела женщины, ее откинутая голова, закрытые глаза и открытый рот вызывают у нее чувство самозабвения и вдохновляют зрителей на полет фантазии. "Сон жены рыбака" был опубликован в сборнике "Шунга", изданном Хокусаем в 1814 году; он продолжал работать в этом жанре до 1821 года, к этому моменту он опубликовал три тома. Хотя европейские критики часто ошибочно называют эту сцену изнасилованием, из текста ясно следует, что это сцена взаимного удовольствия. Вполне вероятно, что современным японским зрителям вспомнилась бы популярная история о ныряльщице за жемчугом, которая спускается в подводный дворец, преследуемая морскими обитателями, чтобы спасти украденную жемчужину, принадлежащую ее возлюбленному.

Хокусай: Мужская волна
Хокусай: Мужская волна

Хокусай: Семь счастливых японских богов, которые, как считается, даруют удачу (Seven Gods of Good Fortune), около 1810-х:  Фукурокуджу (вверху слева), Хотэй (большая сумка и веер), Эбису (рыба), Дзюдзин (в центре со свитком), Бишамонтен (копье), Бензайтен (женщина с бивой), Дайкокутен (тюк риса).
Хокусай: Семь счастливых японских богов, которые, как считается, даруют удачу (Seven Gods of Good Fortune), около 1810-х: Фукурокуджу (вверху слева), Хотэй (большая сумка и веер), Эбису (рыба), Дзюдзин (в центре со свитком), Бишамонтен (копье), Бензайтен (женщина с бивой), Дайкокутен (тюк риса).

В это десятилетие Хокусай начал создавать свои самые амбициозные работы и добился феноменального успеха. Он опубликовал еще два руководства по рисованию, озаглавленные "Передача сути" и "Просвещение руки: случайные рисунки Хокусая", также известные как "Манга Хокусая". Эти книги писались на протяжении всей его жизни, в итоге составив пятнадцать томов, которые оказали влияние на мангу и аниме.

Маки Хокусая
Маки Хокусая

Хризантемы работы Кацусики Хокусая (1760-1849) около 1820-1830 гг. китайские чернила (Суми)и краски на слюдяной бумаге веерного формата (сенмен)
Хризантемы работы Кацусики Хокусая (1760-1849) около 1820-1830 гг. китайские чернила (Суми)и краски на слюдяной бумаге веерного формата (сенмен)

Хокусай привнес европейскую перспективу в японскую гравюру, часто выбирая важную фокусную точку и выстраивая свои гравюры вокруг нее. Он использовал различные механизмы обрамления, чтобы подчеркнуть эти фокусные точки и придать глубину своим изображениям. В то время как зрители двадцать первого века привыкли видеть гравюры, выполненные таким образом, во времена Хокусая эта техника была беспрецедентной, и именно благодаря его влиянию она стала широко распространенной в японской гравюре.

Кацусика Хокусай: Большая волна у берегов Канагавы. 1829—1831 Гравюра. 25,4 × 38,1 см Метрополитен-музей, Нью-Йорк. "Большая волна у берегов Канагавы" - самая известная гравюра Хокусая и, вполне возможно, самое известное произведение японского искусства всех времен. На заднем плане изображена гора Фудзи, обрамленная бурными волнами, которые катятся и пенятся на фоне серого неба. Зритель находится под самой большой волной, которая растёт и разбивается в пену, похожую на когти, разбрасывая брызги в небо перед горой.  У зрителя создаётся иллюзия движения воды, очень похожая на то, когда тебя подхватывает волнующееся море. Высоту волн подчеркивают три рыбацких лодки с маленькими фигурками на борту, которые могут утонуть или перевернуться.Момент,  когда волна вот-вот разобьется и закроет гору Фудзи на горизонте усиливает напряжение в изображении. Хокусай, вместо того чтобы использовать традиционную перспективу "с высоты птичьего полета", используемую в японских гравюрах, как это было в более ранних набросках "волн", использует перспективу, при которой удаленные объекты кажутся меньше, чтобы создать ощущение глубины изображения и поместить зрителя "внутрь" сцены. Хокусай экспериментировал с европейскими подходами к перспективе с тех пор, как в 1790-х годах познакомился с работами Сиба Кокана, который изучал голландские работы в Нагасаки в 1790-х годах, когда это был единственный порт, открытый для иностранцев. Широкая гамма синих тонов, использованная Хокусаем, также стала возможной благодаря появлению берлинской лазури в Японии при жизни Хокусая.
Кацусика Хокусай: Большая волна у берегов Канагавы. 1829—1831 Гравюра. 25,4 × 38,1 см Метрополитен-музей, Нью-Йорк. "Большая волна у берегов Канагавы" - самая известная гравюра Хокусая и, вполне возможно, самое известное произведение японского искусства всех времен. На заднем плане изображена гора Фудзи, обрамленная бурными волнами, которые катятся и пенятся на фоне серого неба. Зритель находится под самой большой волной, которая растёт и разбивается в пену, похожую на когти, разбрасывая брызги в небо перед горой. У зрителя создаётся иллюзия движения воды, очень похожая на то, когда тебя подхватывает волнующееся море. Высоту волн подчеркивают три рыбацких лодки с маленькими фигурками на борту, которые могут утонуть или перевернуться.Момент, когда волна вот-вот разобьется и закроет гору Фудзи на горизонте усиливает напряжение в изображении. Хокусай, вместо того чтобы использовать традиционную перспективу "с высоты птичьего полета", используемую в японских гравюрах, как это было в более ранних набросках "волн", использует перспективу, при которой удаленные объекты кажутся меньше, чтобы создать ощущение глубины изображения и поместить зрителя "внутрь" сцены. Хокусай экспериментировал с европейскими подходами к перспективе с тех пор, как в 1790-х годах познакомился с работами Сиба Кокана, который изучал голландские работы в Нагасаки в 1790-х годах, когда это был единственный порт, открытый для иностранцев. Широкая гамма синих тонов, использованная Хокусаем, также стала возможной благодаря появлению берлинской лазури в Японии при жизни Хокусая.

Хокусай твердо верил, что с возрастом он будет совершенствоваться как художник, и посмертные критики согласились, что так оно и было. В 1830 году он опубликовал тридцать шесть видов горы Фудзи, подтолкнув "Укие-э" в сторону пейзажа, а в 1831 году опубликовал сто историй о привидениях. Гора Фудзи была центральным символом в творчестве Хокусая, и он нашел множество способов изобразить эту гору. Это повторение создало единство между различными сценами японской жизни, представленными художником. Его способность возвращаться к одной и той же теме, создавая разнообразные образы, свидетельствует о его композиционном и творческом мастерстве.

В этот момент он сменил свое имя на Litsu, что означает "годовалый", подчеркивая, что этот период был временем метафорического возрождения. Он продолжал экспериментировать и приспосабливаться к новым стилям и был очень успешен в профессиональном план .

Хокусай: Южный ветер, Ясный день, 1830 Цветная гравюра на дереве, Институт искусств Миннеаполиса. На этой сравнительно простой гравюре  доминирует конус горы Фудзи, вершина которого расположена в правой части композиции. Гора изображена темно-красным цветом, который появляется только во время редкого восхода солнца поздней осенью, когда погода ясная и дует южный ветер, как указано в названии. Красный цвет, подчеркнутый следами снега на вершине вулкана, уравновешивается прилегающим голубым небом, испещренным облаками, в то время как у основания есть светло-зеленый оттенок, оттененный лесом более темных точек. Крутая треугольная громада горы тщательно уравновешивается закругленными горизонтальными облаками слева, в то время как разделение этих облаков вокруг вершины придает ей особую выразительность."Южный ветер, ясный день" - из самой известной серии Хокусая "Тридцать шесть видов горы Фудзи". Гора Фудзи долгое время была местом почитания, но во времена Хокусая спрос на изображения возрос, поскольку паломничества стали доступны растущему среднему классу населения Эдо. Этот эстамп элегантно передает величие горы Фудзи; простота композиции, не отвлекающая от центрального объекта, подчеркивает высоту и крутой склон горы, а небольшие деревья у подножия создают ощущение масштаба. На снимке нет никаких признаков присутствия человека, что делает природу завершенной самой по себе, не требующей дополнений. Сцена одновременно мимолетна из-за своей метеорологической точности и редкой природы освещения, и неподвластна времени, может повторяться веками и не требует вмешательства человека. Хокусай здесь позиционирует зрителя как путешественника, наблюдающего за зрелищем природы.Эта серия стала широко известна и популярна во всем мире.
Хокусай: Южный ветер, Ясный день, 1830 Цветная гравюра на дереве, Институт искусств Миннеаполиса. На этой сравнительно простой гравюре доминирует конус горы Фудзи, вершина которого расположена в правой части композиции. Гора изображена темно-красным цветом, который появляется только во время редкого восхода солнца поздней осенью, когда погода ясная и дует южный ветер, как указано в названии. Красный цвет, подчеркнутый следами снега на вершине вулкана, уравновешивается прилегающим голубым небом, испещренным облаками, в то время как у основания есть светло-зеленый оттенок, оттененный лесом более темных точек. Крутая треугольная громада горы тщательно уравновешивается закругленными горизонтальными облаками слева, в то время как разделение этих облаков вокруг вершины придает ей особую выразительность."Южный ветер, ясный день" - из самой известной серии Хокусая "Тридцать шесть видов горы Фудзи". Гора Фудзи долгое время была местом почитания, но во времена Хокусая спрос на изображения возрос, поскольку паломничества стали доступны растущему среднему классу населения Эдо. Этот эстамп элегантно передает величие горы Фудзи; простота композиции, не отвлекающая от центрального объекта, подчеркивает высоту и крутой склон горы, а небольшие деревья у подножия создают ощущение масштаба. На снимке нет никаких признаков присутствия человека, что делает природу завершенной самой по себе, не требующей дополнений. Сцена одновременно мимолетна из-за своей метеорологической точности и редкой природы освещения, и неподвластна времени, может повторяться веками и не требует вмешательства человека. Хокусай здесь позиционирует зрителя как путешественника, наблюдающего за зрелищем природы.Эта серия стала широко известна и популярна во всем мире.

Хокусай: Фудзимигахара в провинции Овари, 1830-32. Цветная гравюра на дереве. Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк. В гравюре из серии "Тридцать шесть видов горы Фудзи" мужчина работает над большой бочкой на фоне полей, деревьев и горы Фудзи, обрамленной вдалеке круглой рамкой бочки. Мужчина, стоящий на коленях во время работы, кажется старым и сморщенным. Его плечи возвышаются над головой, а конечности выделяются жилистыми линиями. На голове повязка, рваная одежда на талии и простые сандалии. Цвета, использованные в гравюре, бледные: земля, ствол и сам человек представлены в светло-желтых и бежевых тонах, а небо над головой частично пронизано голубыми прожилками, в то время как темно-зеленая листва создает центральную линию, над которой возвышается конус горы Фудзи, выполненный в голубых и белых тонах на фоне бежевого неба.                                                     Укие-э, как жанр, часто фокусировался на сценах мимолетного удовольствия, и изображение бочарника Хокусаем сделало это, придав фигуре видимость удовлетворенности как по выражению лица, так и по кажущейся непринужденности, с которой он работает на открытом воздухе в минимальном количестве одежды, и одновременно опровергло это, предложив сцену, в которой сельская жизнь представлена как вневременная и неизменная, без видимых признаков современности в одежде, ландшафте или промышленном процессе. Символ горы, присутствующий на каждом из тридцати шести видов горы Фудзи, служит объединению разрозненных регионов, ландшафтов и образа жизни в Японии и связывает прошлое и настоящее архипелага, еще больше укрепляя ее статус национального символа.
Хокусай: Фудзимигахара в провинции Овари, 1830-32. Цветная гравюра на дереве. Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк. В гравюре из серии "Тридцать шесть видов горы Фудзи" мужчина работает над большой бочкой на фоне полей, деревьев и горы Фудзи, обрамленной вдалеке круглой рамкой бочки. Мужчина, стоящий на коленях во время работы, кажется старым и сморщенным. Его плечи возвышаются над головой, а конечности выделяются жилистыми линиями. На голове повязка, рваная одежда на талии и простые сандалии. Цвета, использованные в гравюре, бледные: земля, ствол и сам человек представлены в светло-желтых и бежевых тонах, а небо над головой частично пронизано голубыми прожилками, в то время как темно-зеленая листва создает центральную линию, над которой возвышается конус горы Фудзи, выполненный в голубых и белых тонах на фоне бежевого неба. Укие-э, как жанр, часто фокусировался на сценах мимолетного удовольствия, и изображение бочарника Хокусаем сделало это, придав фигуре видимость удовлетворенности как по выражению лица, так и по кажущейся непринужденности, с которой он работает на открытом воздухе в минимальном количестве одежды, и одновременно опровергло это, предложив сцену, в которой сельская жизнь представлена как вневременная и неизменная, без видимых признаков современности в одежде, ландшафте или промышленном процессе. Символ горы, присутствующий на каждом из тридцати шести видов горы Фудзи, служит объединению разрозненных регионов, ландшафтов и образа жизни в Японии и связывает прошлое и настоящее архипелага, еще больше укрепляя ее статус национального символа.

Личная жизнь Хокусая продолжала оставаться бурной. В 1821 году умерла одна из его дочерей, а в 1828 году умерла его вторая жена, после чего его младшая дочь Ой ушла от мужа и вернулась в дом Хокусая. В 1839 году пожар в мастерской Хокусая уничтожил большую часть его работ. Примерно в это время его внук начал играть в азартные игры и плохо себя вести, что привело к истощению семейных финансов. Хокусай и его дочь были вынуждены покинуть свой дом и жить в храме.

Хокусай: Снегирь и плакучая вишня, 1834. На этой гравюре снегирь изображен на тонкой ветке цветущей вишни, наклоненной вниз, на темно-синем фоне. Клюв птицы направлен к  нижней части рамки, в то время как лапки, держась за ветку, позволяют хвосту вытягиваться вверх. Сама ветка, покрытая бутонами, цветами и листьями, начинается в левом верхнем углу изображения и проходит вдоль левого края, а затем изгибается вправо, заполняя нижнюю треть гравюры. В правом верхнем углу, обрамленное ветвью, находится хайку Сугано Дзею II, которое гласит:"одна-единственная птица,мокрая от росы, вылетела наружу:утренняя вишня"Снегирь и плакучая вишня из серии "Маленькие цветы", которая состоит из нескольких гравюр, сочетающих формальный реализм с эстетической элегантностью. Эта гравюра, как и другие, демонстрирует причастность Хокусая к японским традициям изобразительного искусства и его интерес к поиску новых способов изображения знакомых предметов, таких как птицы и цветы. Самым поразительным нововведением Хокусая здесь является изображение хайку в самой гравюре. В то время как другие художники Укие-э, в том числе Утамаро и Кунсай, иллюстрировали книги, Хокусай был первым, кто представил стихотворение как часть изображения, создав диалог между текстом и визуальным искусством. Деликатное обращение Хокусая с ветвью, с использованием изгибов для создания декоративного эффекта, оказало влияние на декоративное искусство во всем мире, а графика и дизайн интерьеров в стиле ар-нуво (Art Nouveau) в значительной степени опирались на использование природы в качестве обрамления.
Хокусай: Снегирь и плакучая вишня, 1834. На этой гравюре снегирь изображен на тонкой ветке цветущей вишни, наклоненной вниз, на темно-синем фоне. Клюв птицы направлен к нижней части рамки, в то время как лапки, держась за ветку, позволяют хвосту вытягиваться вверх. Сама ветка, покрытая бутонами, цветами и листьями, начинается в левом верхнем углу изображения и проходит вдоль левого края, а затем изгибается вправо, заполняя нижнюю треть гравюры. В правом верхнем углу, обрамленное ветвью, находится хайку Сугано Дзею II, которое гласит:"одна-единственная птица,мокрая от росы, вылетела наружу:утренняя вишня"Снегирь и плакучая вишня из серии "Маленькие цветы", которая состоит из нескольких гравюр, сочетающих формальный реализм с эстетической элегантностью. Эта гравюра, как и другие, демонстрирует причастность Хокусая к японским традициям изобразительного искусства и его интерес к поиску новых способов изображения знакомых предметов, таких как птицы и цветы. Самым поразительным нововведением Хокусая здесь является изображение хайку в самой гравюре. В то время как другие художники Укие-э, в том числе Утамаро и Кунсай, иллюстрировали книги, Хокусай был первым, кто представил стихотворение как часть изображения, создав диалог между текстом и визуальным искусством. Деликатное обращение Хокусая с ветвью, с использованием изгибов для создания декоративного эффекта, оказало влияние на декоративное искусство во всем мире, а графика и дизайн интерьеров в стиле ар-нуво (Art Nouveau) в значительной степени опирались на использование природы в качестве обрамления.

Хокусай перенес в жанр Укие-э изображения (с традиционной ориентации на людей) на пейзажи и смену времен года. Его дизайн гравюр побуждал зрителей стать свидетелями неуловимых изменений в природе, запечатлевая птиц, цветы и движущуюся воду, сочетая внимание к мимолетному с осознанием того, что находится вне времени.

Кацусика Хокусай: Дракон Мацури Ятай, 1844
Кацусика Хокусай: Дракон Мацури Ятай, 1844

Хокусай: Красный демон, живопись на шелке
Хокусай: Красный демон, живопись на шелке

Энергичный художник, Хокусай вставал рано и продолжал рисовать до глубокой ночи. Таков был обычный режим его долгой и плодотворной жизни.

Хокусай: Утки в ручье, 1847. Висячий свиток, выполненный чернилами и краской на шелке - Британский музей, Лондон.                                      На картине "Утки в ручье", написанной, когда Хокусаю было 87 лет, изображены две кряквы, ныряющие в поток воды в поисках пищи. В центре вертикального свитка, который побуждает взгляд двигаться вниз, одна утка изображена над водой, и зрителям хорошо видны и тело, и клюв, в то время как другая утка, расположенная внизу, ныряет сквозь диагональные линии, обозначающие стремительную воду. Утки изображены с большим количеством деталей и красок, в то время как ручей представлен только восемью серыми полосами, с тенями сорняков, окружающими самих птиц, и красными кленовыми листьями, плавающими на поверхности, что наводит на мысль об осени.Несмотря на простоту композиции, Хокусай использует экспериментальный подход, сочетающий натуралистический подход к птицам, которые изображены небольшими мазками краски, с более символичным и лаконичным описанием их изменчивой среды обитания. Глубина и движение воды определяются с помощью модулированных оттенков серого и изменений яркости и прозрачности, которые указывают на расположение самой воды.
Хокусай: Утки в ручье, 1847. Висячий свиток, выполненный чернилами и краской на шелке - Британский музей, Лондон. На картине "Утки в ручье", написанной, когда Хокусаю было 87 лет, изображены две кряквы, ныряющие в поток воды в поисках пищи. В центре вертикального свитка, который побуждает взгляд двигаться вниз, одна утка изображена над водой, и зрителям хорошо видны и тело, и клюв, в то время как другая утка, расположенная внизу, ныряет сквозь диагональные линии, обозначающие стремительную воду. Утки изображены с большим количеством деталей и красок, в то время как ручей представлен только восемью серыми полосами, с тенями сорняков, окружающими самих птиц, и красными кленовыми листьями, плавающими на поверхности, что наводит на мысль об осени.Несмотря на простоту композиции, Хокусай использует экспериментальный подход, сочетающий натуралистический подход к птицам, которые изображены небольшими мазками краски, с более символичным и лаконичным описанием их изменчивой среды обитания. Глубина и движение воды определяются с помощью модулированных оттенков серого и изменений яркости и прозрачности, которые указывают на расположение самой воды.

Хокусай:  Ли Бай любуется водопадом, 1849 Висячий свиток, выполненный тушью и красками на шелке - Бостонский музей изобразительных искусств, США.                                Ли Бай, любующийся водопадом, был создан незадолго до смерти Хокусая и изображает поэта династии Тан Ли Бая, стоящего спиной к зрителю, его голова и тело скрыты традиционной шляпой и платьем, стоящего на склоне и смотрящего на высокий водопад, струящийся перед ним. Тема взята из стихотворения поэта "Созерцание водопада на горе Лу", в котором водопад и природа в целом представлены как имеющие духовное значение. Вода здесь вытекает из точки за верхним краем рамки и образует аккуратные, изящные линии в мягких серых тонах, прохладных и успокаивающих. На переднем плане видны следы от брызг, хотя они и незаметны, а справа, рядом с водопадом, видны вкрапления камней. Справа от Ли Бая, почти сливаясь с его одеждой, видна фигура ребенка, прижимающегося к нему.Это изображение отражает все более глобальное положение Японии, черпая сюжет из китайской поэзии и используя при этом традиционную японскую технику. Современный подход Хокусая к композиции и природе очевиден: протяженные штрихи водопада привлекают внимание зрителей к изображению и позиционируют саму природу как обладающую духовной силой. Здесь можно увидеть интерес Хокусая как к абстракции, к протяженным струям водопада, устремляющим взгляд вниз, так и к натурализму, к плеску воды у основания свитка. Тайна Ли Бая, синонимичная тайне художественного творчества, намекается на то, что зрители не могут видеть лица поэта.
Хокусай: Ли Бай любуется водопадом, 1849 Висячий свиток, выполненный тушью и красками на шелке - Бостонский музей изобразительных искусств, США. Ли Бай, любующийся водопадом, был создан незадолго до смерти Хокусая и изображает поэта династии Тан Ли Бая, стоящего спиной к зрителю, его голова и тело скрыты традиционной шляпой и платьем, стоящего на склоне и смотрящего на высокий водопад, струящийся перед ним. Тема взята из стихотворения поэта "Созерцание водопада на горе Лу", в котором водопад и природа в целом представлены как имеющие духовное значение. Вода здесь вытекает из точки за верхним краем рамки и образует аккуратные, изящные линии в мягких серых тонах, прохладных и успокаивающих. На переднем плане видны следы от брызг, хотя они и незаметны, а справа, рядом с водопадом, видны вкрапления камней. Справа от Ли Бая, почти сливаясь с его одеждой, видна фигура ребенка, прижимающегося к нему.Это изображение отражает все более глобальное положение Японии, черпая сюжет из китайской поэзии и используя при этом традиционную японскую технику. Современный подход Хокусая к композиции и природе очевиден: протяженные штрихи водопада привлекают внимание зрителей к изображению и позиционируют саму природу как обладающую духовной силой. Здесь можно увидеть интерес Хокусая как к абстракции, к протяженным струям водопада, устремляющим взгляд вниз, так и к натурализму, к плеску воды у основания свитка. Тайна Ли Бая, синонимичная тайне художественного творчества, намекается на то, что зрители не могут видеть лица поэта.

Хокусай умер в возрасте девяноста лет в 1849 году, успев за свою жизнь создать около 30 000 печатных рисунков. Сообщается, что его последними словами было пожелание, чтобы у него было больше времени: "Если небеса дали мне еще хотя бы пять лет, я мог бы стать настоящим художником".

Его похороны в храме Сэйкедзи в Тайто собрали около ста человек. На его надгробии было выбито его последнее имя - Гакьероджин Манджи, что переводится как "старик, помешанный на живописи".

Хокусай: Старый тигр в снегу, 1849              Гравюра на дереве - Частная коллекция.             На этой картине изображен тигр, двигающийся справа налево, с обнаженными когтями и колышущимся телом и шерстью, мускулистый, хотя и кажущийся бескостным. Тигр окрашен в золотисто-коричневый цвет, живот и грудь более светлые. На снимке нет никаких признаков земли, хотя белые пятна в воздухе над тигром и листва по левому и верхнему краям изображения позволяют предположить, что существо плывет по заснеженному ландшафту. Острые концы растений, торчащие из-под снега, напоминают острые когти тигра."Старый тигр в снегу" - одна из последних работ Хокусая, которую можно рассматривать как автобиографическую, выражающую чувства Хокусая по поводу его собственного возраста и процесса старения. Красная печать в правом нижнем углу гласит "100" - деталь, которая, по предположению некоторых критиков, могла означать, что Хокусай сам хотел прожить дольше. Тигра также можно рассматривать как олицетворение энергии и амбиций художника в преклонном возрасте или в момент его перехода в загробную жизнь. Тигр высоко держит голову и с довольным выражением на морде движется вперед без малейших признаков замедления, что говорит о довольстве и бесстрашии.
Хокусай: Старый тигр в снегу, 1849 Гравюра на дереве - Частная коллекция. На этой картине изображен тигр, двигающийся справа налево, с обнаженными когтями и колышущимся телом и шерстью, мускулистый, хотя и кажущийся бескостным. Тигр окрашен в золотисто-коричневый цвет, живот и грудь более светлые. На снимке нет никаких признаков земли, хотя белые пятна в воздухе над тигром и листва по левому и верхнему краям изображения позволяют предположить, что существо плывет по заснеженному ландшафту. Острые концы растений, торчащие из-под снега, напоминают острые когти тигра."Старый тигр в снегу" - одна из последних работ Хокусая, которую можно рассматривать как автобиографическую, выражающую чувства Хокусая по поводу его собственного возраста и процесса старения. Красная печать в правом нижнем углу гласит "100" - деталь, которая, по предположению некоторых критиков, могла означать, что Хокусай сам хотел прожить дольше. Тигра также можно рассматривать как олицетворение энергии и амбиций художника в преклонном возрасте или в момент его перехода в загробную жизнь. Тигр высоко держит голову и с довольным выражением на морде движется вперед без малейших признаков замедления, что говорит о довольстве и бесстрашии.

Хокусай за свою долгую жизнь воплотил суть школы искусств Укие-э в течение последнего столетия ее развития. Его упорство и гениальность, за 70 лет непрерывного художественного творчества, стали прототипом целеустремленного художника, стремящегося только к выполнению поставленной задачи. Более того, Хокусай представляет собой фигуру, которая начиная с конца 19-го века, впечатляла западных художников, критиков и любителей искусства, возможно, больше, чем любой другой азиатский художник.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.

Источники:

1. "Хокусай", автор: Рианнон Пейджет

2. "Хокусай: Жизнь в рисунке", автор: Анри-Алексис Баач

3. "7 вещей, которые вы не знали о Хокусае, создателе великой волны" автор: Эбигейл Кейн / Artsy / 21 октября 2016

4. Википедия: фото картин