Хокусай (родился в октябре 1760 года, Эдо (ныне Токио), Япония — умер 10 мая 1849 года, Эдо) - японский художник и гравер школы "укиё-э" (“картины плавучего мира”). Его ранние работы представляют весь спектр искусства "укие-э", включая гравюры с пейзажами и актерами на отдельных листах, ручную роспись и суримоно (“печатные вещи”), такие как поздравления и объявления. Позже он сосредоточился на классических темах самураев и китайских сюжетах. Его знаменитая серия гравюр “Тридцать шесть видов горы Фудзи”, опубликованная между 1826 и 1833 годами, стала вершиной в истории японской пейзажной печати.
Хокусай широко известен как один из величайших художников Японии, который модернизировал традиционные стили печати благодаря своим инновациям в тематике и композиции. Его работы прославляли Японию как единую нацию, изображая разнообразие ландшафтов и видов деятельности, связанных общими символами и историями. Он был одним из первых художников, на которых глобализация оказала влияние, а позже его подхватили европейские художники, которые позаимствовали его декоративные мотивы, его стиль работы сериями и его видение современного общества. По сей день множество художников продолжают считаться с его наследием.
Кацусика Хокусай родился в 1760 году под именем Кавамура Токитаро и воспитывался Исой Накадзимой, мастером по изготовлению зеркал для сегуна. О ранней жизни Хокусая известно немного, есть предположения, что его мать была наложницей и что он был усыновлен Накадзимой при рождении. Детство Хокусая прошло в сообществе ремесленников с деревянными домами и узкими улочками в Эдо (ныне Токио). Он начал рисовать в возрасте шести лет и с юных лет учился резьбе по дереву.
Будучи подростком, Хокусай одалживал книги за деньги. Он учился у художников старшего поколения, в том числе у Кацукавы Шушо, который возглавлял школу Кацукавы и специализировался на гравюрах с изображением куртизанок и актеров театра Кабуки. В девятнадцать лет Хокусай взял себе имя Сюнро, первое из примерно тридцати имен, которые он использовал в течение своей жизни. Эта практика, при которой художник брал новое имя каждый раз, когда достигал нового уровня мастерства, была распространена в то время, но Хокусай использовал гораздо больше имен, чем обычно, что позже помогло ученым датировать многие его работы.
В студии Кацукавы Хокусаю было поручено создать гравюры из театра Кабуки и изображения борцов сумо. Однако он не был одним из самых любимых учеников, и поэтому ему давали картины в межсезонье, а также дешевую бумагу и некачественные краски для работы. Работая здесь, Хокусай опубликовал в 1779 году свою первую серию гравюр, изображающих актеров театра Кабуки, и женился на своей первой жене, о которой мало что известно.
В 1784 году Хокусай снова сменил имя на Гунбатэй и, как полагают, покинул студию Кацукавы. Он начал создавать иллюстрации для книг. Похоже, что это было время значительных перемен в жизни Хокусая. Он начал отходить от гравюр с изображением людей в сторону пейзажей и изображений повседневной жизни, что стало прорывом как для карьеры Хокусая, так и для "Укие-э" в целом. Личная жизнь Хокусая была бурной: его жена родила троих детей, прежде чем умерла в начале 1790-х годов по неизвестным причинам.
В 1790-х годах Хокусай окончательно расстался со школой Кацукавы. Он начал изучать европейские традиции, приобретая французские и голландские гравюры на меди и экспериментируя с линейной перспективой. Его работы привлекли внимание Утагавы Тоехару, который пригласил Хокусая присоединиться к его мастерской. Хокусай снова женился в 1797 году, и у него родилось еще двое детей, в том числе Ой, родившаяся в 1800 году, которая работала с ним и сама стала художницей.
Именно в 1801 году Хокусай начал использовать имя, под которым он сейчас известен, подписывая изображения фразой "Гакеджин Хокусай га", которая переводится как "написанная безумцем живописи Хокусаем". Хокусай был известен своей эксцентричностью в повседневной жизни. Сообщалось, что он девяносто три раза менял место жительства из-за ненависти к уборке, предпочитая найти новое жилье, когда его дом становился невыносимым. Его беспорядок не ограничивался внутренними помещениями. Каждое утро он рисовал китайского дракона и выбрасывал его в окно наудачу.
Хокусай был также известен своей живостью. По-видимому, он был весьма талантливым перформансистом. В 1804 году на фестивале в Эдо он с помощью студентов создал портрет буддийского монаха длиной 180 метров, используя метлу вместо кисти. В 1807 году он принял участие в конкурсе живописи, создав пейзаж с птицами и цветами, а затем взял курицу из ближайшей корзины, обмакнул ее лапки в красную краску и позволил ей пробежаться по его картине, объявив зрителям, что следы - это "кленовые листья на реке Тацу".
В 1810 году, в возрасте пятидесяти лет, Хокусая поразила молния, и это событие стало рассматриваться как поворотный момент в его жизни. Если бы он умер от удара, его наследие сильно отличалось бы от того, каким оно является сегодня. В том же году он опубликовал руководство по рисованию "Словарь бессмысленных рисунков глупца Оно", а в следующем году выпустил "Сон жены рыбака" - эротический образ, который с тех пор вызывает как отвращение, так и восхищение.
В это десятилетие Хокусай начал создавать свои самые амбициозные работы и добился феноменального успеха. Он опубликовал еще два руководства по рисованию, озаглавленные "Передача сути" и "Просвещение руки: случайные рисунки Хокусая", также известные как "Манга Хокусая". Эти книги писались на протяжении всей его жизни, в итоге составив пятнадцать томов, которые оказали влияние на мангу и аниме.
Хокусай привнес европейскую перспективу в японскую гравюру, часто выбирая важную фокусную точку и выстраивая свои гравюры вокруг нее. Он использовал различные механизмы обрамления, чтобы подчеркнуть эти фокусные точки и придать глубину своим изображениям. В то время как зрители двадцать первого века привыкли видеть гравюры, выполненные таким образом, во времена Хокусая эта техника была беспрецедентной, и именно благодаря его влиянию она стала широко распространенной в японской гравюре.
Хокусай твердо верил, что с возрастом он будет совершенствоваться как художник, и посмертные критики согласились, что так оно и было. В 1830 году он опубликовал тридцать шесть видов горы Фудзи, подтолкнув "Укие-э" в сторону пейзажа, а в 1831 году опубликовал сто историй о привидениях. Гора Фудзи была центральным символом в творчестве Хокусая, и он нашел множество способов изобразить эту гору. Это повторение создало единство между различными сценами японской жизни, представленными художником. Его способность возвращаться к одной и той же теме, создавая разнообразные образы, свидетельствует о его композиционном и творческом мастерстве.
В этот момент он сменил свое имя на Litsu, что означает "годовалый", подчеркивая, что этот период был временем метафорического возрождения. Он продолжал экспериментировать и приспосабливаться к новым стилям и был очень успешен в профессиональном план .
Личная жизнь Хокусая продолжала оставаться бурной. В 1821 году умерла одна из его дочерей, а в 1828 году умерла его вторая жена, после чего его младшая дочь Ой ушла от мужа и вернулась в дом Хокусая. В 1839 году пожар в мастерской Хокусая уничтожил большую часть его работ. Примерно в это время его внук начал играть в азартные игры и плохо себя вести, что привело к истощению семейных финансов. Хокусай и его дочь были вынуждены покинуть свой дом и жить в храме.
Хокусай перенес в жанр Укие-э изображения (с традиционной ориентации на людей) на пейзажи и смену времен года. Его дизайн гравюр побуждал зрителей стать свидетелями неуловимых изменений в природе, запечатлевая птиц, цветы и движущуюся воду, сочетая внимание к мимолетному с осознанием того, что находится вне времени.
Энергичный художник, Хокусай вставал рано и продолжал рисовать до глубокой ночи. Таков был обычный режим его долгой и плодотворной жизни.
Хокусай умер в возрасте девяноста лет в 1849 году, успев за свою жизнь создать около 30 000 печатных рисунков. Сообщается, что его последними словами было пожелание, чтобы у него было больше времени: "Если небеса дали мне еще хотя бы пять лет, я мог бы стать настоящим художником".
Его похороны в храме Сэйкедзи в Тайто собрали около ста человек. На его надгробии было выбито его последнее имя - Гакьероджин Манджи, что переводится как "старик, помешанный на живописи".
Хокусай за свою долгую жизнь воплотил суть школы искусств Укие-э в течение последнего столетия ее развития. Его упорство и гениальность, за 70 лет непрерывного художественного творчества, стали прототипом целеустремленного художника, стремящегося только к выполнению поставленной задачи. Более того, Хокусай представляет собой фигуру, которая начиная с конца 19-го века, впечатляла западных художников, критиков и любителей искусства, возможно, больше, чем любой другой азиатский художник.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.
Источники:
1. "Хокусай", автор: Рианнон Пейджет
2. "Хокусай: Жизнь в рисунке", автор: Анри-Алексис Баач
3. "7 вещей, которые вы не знали о Хокусае, создателе великой волны" автор: Эбигейл Кейн / Artsy / 21 октября 2016
4. Википедия: фото картин