Чудны дела коллекторские, а заёмные тем более. Бывает так, что приходят ко мне на консультацию не только граждане – заёмщики, но и коллекторы, которые очень хотят выслужиться перед начальством.
Это был второй случай. Да, знаю, что многие граждане коллекторов ненавидят, как и их пособников. Вот вытряхивают из граждан денюжку для барыг, спекулянтов и прочей нечисти. Только многие из этих граждан забывают, что долг платежом красен и долги отдавать надо. Я сам имею достаточно богатую кредитную историю. Брал я кредиты как на покупку мебели в квартиру, так и на автомобиль, и ипотека. Достаточно быстро я их погашал и приобретал самый главный навык – навык планирования своих финансов. Дисциплинирует кредит очень сильно.
Некоторые же граждане считают, что отдавать займы не стоит и граждане-барыги делиться должны. Почему именно с этими гражданами для меня это загадка. Так что вой свой относительно аморальности коллекторов оставьте при себе. Да и появились они не на пустом месте, а ввиду неэффективной работы службы судебных приставов, которые и должны быть теми самыми коллекторами. Тогда многие граждане молились бы на коллекторов, ведь пристав с полномочиями гораздо страшнее. Если бы да кабы.
Обратился ко мне как-то старый мой знакомый, с которым работали в одной из консалтинговых фирм. Назовём его Владом. Влад решил, что консалтинг с его рисками не для него и потому устроился он в один из банков в отдел по работе с задолженностью. Работал он не простым попрошайкой, а создавал условия когда сами должники шли в банк за урегулированием разногласий. Терроризировал он приставов и заставлял тех работать, чем и поднял процент взыскания просроченной задолженности в пользу банка. При этом никаких злоупотреблений. Всё в рамках закона. Руками приставов. Должники сами шли к Владу договариваться о способах решения проблем с банком.
Однажды Влад сильно поспорил с молодым специалистом из юридического отдела относительно перспектив взыскания одного долга. Жила-была Мария Ивановна пятидесяти пяти годков от роду и пришла она в банк за кредитом на ремонт в своём жилье. Платила она его исправно и даже досрочно погашала свою задолженность. Добросовестный заёмщик. Через год произошло весьма неприятное событие – у Марии Ивановны оторвался тромб и она ушла в вечность.
Образовалась просроченная задолженность и этой добросовестной даме стали звонить на мобильный телефон. Трубку никто не брал. Через несколько месяцев сотрудники службы безопасности выяснили столь неприятное известие. У Марии Ивановны были трое взрослых сыновей, у которых были свои семьи. На очередном совещании, посещённом взысканию просроченной задолженности Влад предложил подать исковое заявление в суд к умершей и уже в ходе судебного разбирательства выяснять что где и когда. Вдруг, информация о смерти ошибочна. Юрист же предлагал предъявить исковое сразу к сыновьям: раз сыновья, то ответят по долгам матери. Влад же твердил, что пока они никто и звать их никак. Кредитный договор был заключён с Марией Ивановной.
Начальство же, не мудрствуя лукаво, решило дать возможность двоим спорщикам проявить себя. Мотивом такого решения было не управленческое любопытство, а то, что банк стал часто выплачивать оппонентам судебные расходы: то срок исковой давности пропустят, то расчёты некорректные сделают, то ещё что. Пора было прекращать эту содомию.
Вот Влад ко мне и прискакал с вопросом кто тут прав. Просил он подготовить для него правовое заключение за отдельную плату. Тем более, что у них в отделе освободилось место начальника и он желал его занять. Да не вопрос: сделаем. Тем более, что деньги он платил всегда приличные и был всегда порядочен при ведении дел.
Началась работа. С одной стороны – мы знаем, что человек умер, но документов никаких нет. С другой есть явные претенденты на наследство. Это лишь претенденты. Не факт, что они вступили в наследство, тем более, что они жили отдельно от умершей. Влад съездил по адресу места жительства Марии Ивановны и было видно, что дверь её квартиры не открывалась давно, а почтовый ящик ломился от всякого рода бумаг. Налицо явное отсутствие хозяйки в квартире. Это уже интересно. А что же говорит закон?
Согласно пункту 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства не требуется только для приобретения выморочного имущества (статья 1151). Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
Статья 1153 ГК РФ определяет способы принятия наследства: путем подачи наследником нотариусу заявления о принятии наследства (о выдаче свидетельства о праве на наследство), либо осуществления наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
В силу пункта 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (ст. 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
В пункте 37 этого постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что наследник, совершивший действия, которые могут свидетельствовать о принятии наследства (например, проживание совместно с наследодателем, уплата долгов наследодателя), не для приобретения наследства, а в иных целях, вправе доказывать отсутствие у него намерения принять наследство, в том числе и по истечении срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ), представив нотариусу соответствующие доказательства либо обратившись в суд с заявлением об установлении факта непринятия наследства.
Следовательно, краеугольный камень – это вопрос принятия наследства. Доказали, что именно приняли наследство – предъявляйте исковое к ним, не доказали – ищите других наследников.
Да и кто знает, что Мария Ивановна умерла? Претензия вернулась в связи с истечением срока хранения на почте. Потому целесообразнее предъявить исковое заявление к ней, а если в ходе судебного разбирательства выяснится, что она умерла – запросить наследственное дело у нотариуса и вперёд – заменить ответчиков и с ними чинить разбор полётов и расправу.
Влад получил заключение, заплатил за него и пошёл на свою работу. Но там либо юрист был более убедителен, либо что-ещё пошло не так, но пошли с исковым заявлением к сыновьям Марии Ивановны.
Влад поведал следующее. Судья, не мудрствуя лукаво, исковое к производству приняла и дальше выяснилось, что дети Марии Ивановны наследство и близко не принимали. Мало того, всё имущество было завещано её сестре. На основании этого произвели замену ответчиков на одного надлежащего – сестру покойной, которая и приняла наследство. Была только в ходе судебного разбирательства неувязочка – все трое сыновей Марии Ивановны обратились к юристам, которые добросовестно разбили позицию банка, предоставив Возражения на исковое заявление и вели себя весьма активно. Получилось, что банк отказался от требований к сыновьям спустя четыре заседания – когда документы от нотариуса были получены. Сестра как только узнала о претензиях банка сразу же погасила задолженность. То есть она и не возражала против таковой. Банк же получил решениеке об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Опытный читатель понял, что дальше сделали сыновья Марии Ивановны с банком. Мало того, Дети и сестра Марии Ивановны взыскали судебные расходы с банка. Сумма их была выше, чем сумма задолженности покойной перед банком.
Начались разборки. Юрист, который вёл это дело стал начальником Влада. Но увидев итоговый результат и вспоминая служебную записку моего клиента быстро вернуло попрощалось с новоиспечённым руководителем, а Влад получил повышение. Естественно, что когда он обмывал своё успех на вечеринку был приглашён и я. Пьян там был, мёд-пиво пил.