В воскресенье, ранним утром, Степан проснулся оттого, что Анфиса вскрикивала и плакала во сне. Он погладил ее по волосам, потом обнял:
- Ну, тише, тише, родная! Ты разбудишь весь дом! Все хорошо, я рядом...Все хорошо!
Женщина проснулась, затихла в объятиях мужа :
- Степа, прости, что разбудила! Мне что-то такое страшное приснилось, жуть какая-то...
Потом она встала с кровати и подошла к платяному шкафу. Открыла дверцу, заглянула внутрь, потом закрыла ее и села на кровать.
- Что там, в шкафу? Мышка завелась? - улыбнулся Степан.
- Нет, Степа! Я вспомнила! Снится мне, что я сплю. Вдруг открывается дверца , вот эта самая, и из шкафа выходит Илья. Весь мокрый, и вода с него капает на пол. Он стоит и голову не поднимает. Я хотела встать, подойти к нему, спросить, почему он такой мокрый, но я будто онемела, и ноги отнялись. А потом он голову поднял, посмотрел на меня как-то виновато и исчез! И только лужица на полу осталась... А я заплакала, мне в тот момент так хотелось, чтобы он остался! Чувствую, что-то случилось с ним!
- Анфиса, он же постоянно с друзьями тусуется. Ленька при нем, как верный оруженосец. Если что-то случится, мы обязательно узнаем!
- Узнать-то узнаем... Прямо хоть вставай и беги к нему, чтобы убедиться, что у него в порядке!
- Анфиса, перестань! Он сам к нам приходит, когда ему что-то нужно. Договорились же отпустить его, пусть сам покрутится! Перестань себя изводить! Ложись, еще можно поспать пару часиков!
- Нет, я больше не смогу заснуть! Пойду на кухню, чаю попью...А ты спи, я тихо!
Жена накинула халат и ушла , а Степан повернулся на другой бок и сразу провалился в сон. Он всегда засыпал быстро.
Примерно в одиннадцать часов утра к Жуковым приехали сотрудники милиции. Представились.
- Скажите, а где ваш сын, Илья?
Анфиса заплакала :
- Он что, снова что-то натворил? Он не живет с нами уже долгое время. Проживает один в частном доме, который раньше принадлежал матери моего мужа.
- Нам нужно найти Илью. Собирайтесь, покАжете дом. Когда вы видели сына в последний раз?
Анфиса растерялась.
- Несколько месяцев назад ! Еще зимой, после Нового года, - ответил Степан.
- А вы, Анфиса Степановна, когда виделись с сыном в последний раз?
Анфиса виновато опустила голову, потому что ей было стыдно перед мужем. то, что она сделала - это почти предательство. Но она не стала лгать :
- Мы договорились с мужем, что не станем больше содержать его. Но Илья приходил ко мне, время от времени, в магазин, где я работаю. Когда ему что-то было нужно. Просил купить ему продуктов или дать немного денег. Последний раз я видела его недавно, в прошедшую пятницу, позавчера. Он сказал, что собирается с друзьями на природу. Что их будет человек 6-7. Попросил купить ему какую-нибудь нарезку, колбасу, сыр, сало, и что-то еще, чтобы удобно было делать бутерброды, закусывать на природе. И я купила. Он просил меня взять и бутылок пять-шесть водки, но я отказалась.
- А деньги вы ему давали ?
Анфиса снова опустила голову :
- Да, он сказал, что деньги у него закончились, а зарплата только через неделю.
Степан посмотрел на жену с осуждением. Сама же всегда говорила, что уговор дороже денег! Они договорились старшему сыну не помогать. Так нет же, продукты покупает, деньги дает. Еще бы Илья не пил!
"Ладно, поговорим позже, без свидетелей!" - решил мужчина.
Жуковы сели в милицейский УАЗик, и машина покатила в частный сектор, где находился дом приемной матери Степана. По дороге им продолжали задавать разные вопросы, пока Анфиса снова не расплакалась:
- Да что же вы все спрашиваете и спрашиваете? Может, уже скАжете, наконец, что с Ильей случилось?
- Анфиса Степановна, дело в том, что мы разыскиваем Илью. Вчера он с двумя своими приятелями отправился на обрыв, к морю, отдыхать. Вечером один из его друзей заснул в палатке, другой - пошел ловить попутную машину, чтобы уехать домой. Потом вернулся - а Ильи нет. Пропал. Мы не знаем, что с ним и где он сейчас. Его друзья позвонили в милицию. Мы приехали, обыскали близлежащую территорию, но не нашли никаких следов.
- Там опасное место, - сердито буркнул Степан, - там много народу покалечилось. Но почему-то людей это не останавливает. Я и сам, когда молодой был, ходил туда с друзьями. Знаете, пока молодой, то кажется, что жить будешь вечно. Илья мог сорваться с обрыва? Может быть, напился пьяный, да и упал вниз? Или ему кто-то помог?
- Это не исключено, но и доказать это мы не можем. По показаниям одного из свидетелей, Илья не был вечером сильно пьян. Второй свидетель - не помнит, он сам напился и отправился спать. Но оба парня говорят, что Илья вчера был чем-то расстроен , или недоволен, он хмурился, говорил мало. По их словам, никаких ссор, никаких споров на обрыве у парней не было, все было чинно и благородно. Сидели, выпивали, разговаривали...
- Может быть, ваши свидетели врут? А вы проверили, может, у кого-то из парней есть синяки, шишки, или, что там еще, что могло быть получено в драке? Как это вы там... под ногтями иногда проверяете?
- Проверили, гр-н Жуков. Конечно, проверили. Ждем заключения эксперта, но ни у кого из парней никаких видимых телесных повреждений нет. Правда, у обоих на пальцах были колючки, но они пояснили, что хворост собирали, для костра. А Илья им не помогал, он сидел, думал и смотрел на море.
Анфиса с облегчением вздохнула:
"Значит, Илья может быть жив! По крайней мере, эти двое парней, что с ним были, его не убивали. Он бы не сдался без драки!".
Безусловно, она сердилась на Илью из-за его поведения. Когда он попадал на лечение, она даже иногда думала, что пусть уже все решится одним концом, пусть она уже переплачет, и все наконец-то закончится. А потом жалела о своих словах, молилась за сына.
Машина остановилась у дома, где жил последнее время Илья. Все вышли, зашли в калитку, которая закрывалась изнутри на крючок, но до него с другой стороны забора можно было спокойно дотянуться.
Двор был большой, но совершенно неухоженный. Грязь, какие-то бумажки, окурки, рваные пакеты и иной мусор. Казалось, его не убирали с самой прошлой осени. Анфиса достала ключ и открыла навесной замок на входной двери. Все прошли внутрь дома. Там было почище, чем во дворе. Видно, что в доме подметали, но пол, видимо, давно не мыли. Полно окурков в пепельнице и в банке, на кухонном столе - немытая посуда, крошки, огрызки, недоеденный хлеб. На полу - целая батарея пустых бутылок из - под водки и вина.
Родители были в шоке : чистый и ухоженный домик почти превратился в бомжатник. В одной из комнат, на тумбочке, лежало два пакетика с порошком белого цвета и упаковка таблеток, которые в аптеке приобретают по рецептам. На кровати было настолько грязное постельное белье, что, казалось, Илья спал на нем прямо в ботинках. Эксперты остались в доме, а все остальные отправились в небольшой сарайчик, который не запирался. Анфисе стало плохо : на старом верстаке стояло несколько закрытых трехлитровых банок, и в них в какой-то жидкости плавали тру.пи.ки новорожденных котят. Степан вывел жену на улицу.
- Степа, скажи, зачем он это делал? Он же всем обещал, что позаботится о бабушкиных кошках. Это он так заботу проявлял о животных? Зачем он делал это?
- Я не знаю, Анфиса, я не знаю. Бабушкины кошки вроде живые, вон, обе на крыше сидят. Их это котята или нет - не знаю. Наш Вовка сразу хотел маминых кошек к себе забрать. Зайду к ним домой потом, скажу, чтобы пришел сюда и забрал. Когда Илья вернется, неизвестно. И не вздумай ходить сюда и помогать ему с уборкой, слышишь? Чтобы не было этого! Сам нагадил тут - пусть сам и убирает.
- Ох, Степа, а если он не вернется? Он мне, знаете, что сказал, - обратилась она к сотрудникам милиции, - когда в пятницу уходил с сумкой? Он сказал, что это - в последний раз, что скоро у него начнется новая жизнь.Что он получит зарплату и деньги отдаст. Я махнула рукой, знаю ведь, он нас столько раз обманывал. А еще он сказал :
" Верь мне, мама, я не вру! Все теперь по-другому будет! Мне самому все так надоело! Я обещаю, что все исправлю, ты только мне верь!". Даже обнял меня на прощанье и ушел.
- Анфиса, ты как ребенок! Он тысячу раз нам с тобой слово давал, и хоть раз сдержал? Хоть копейку вернул? Посмотри, что в доме устроил! Если бы была жива моя мама, я бы от стыда сгорел, так мне перед нею стыдно, что он превратил ее чистый домик в помойную яму! - возмутился Степан.
Сотрудники милиции смотрели на Анфису с такой жалостью и сочувствием, что у нее просто сердце оборвалось: нет, не вернется Илья, не вернется ее сын домой больше никогда! Просто говорить не хотят, пока тело не нашли. Вот и случилось то, чего она так боялась и так хотела избежать! У нее на глазах снова выступили слезы.
Позже, когда они остались с мужем одни, Анфиса сказала Степану :
" Не вернется больше Илья, с ним случилось что-то! Милиция это знает. Они обычно человека через три дня после исчезновения искать начинают, а тут занялись поисками сразу. Значит, что-то нехорошее случилось!"
И снова расплакалась.
Для Мирона и Леньки начались допросы, которые им обоим казались бесконечными. Их спрашивали об одном и том же по несколько раз. Задавали и такие вопросы, на которые у них не было ответа. Но всегда удобно говорить правду, потому что не запутаешься. Параллельно вызывали и допрашивали других ребят из их компании.
Леонид Санаев, который тоже считался самым близким другом пропавшего гр-на Жукова, рассказывал, что Илью ребята с детства уважали, доверяли ему, и что он сам гордился своим другом, потому что тот был сильным, бесстрашным, всегда готовым прийти на помощь любому из ребят. Но Никита Назаров, из этой же компании, дал Илье очень нелестную характеристику. При этом парень утверждал, что так думают почти все, кто давно и хорошо знал Илью:
- Он был безбашенным. Сколько мы еще в школе натерпелись от него! Сам учиться не хотел и нам не давал, все время подбивал ребят то с уроков сбежать, то учителям за что-то отомстить, то поколотить кого-то из пацанов. Обычным делом для него было пойти с кем-нибудь из ребят в магазин и что-нибудь украсть там. Причем, чаще всего, он не крал сам, трусил, не собирался попадаться, а другие ребята делали это за него. Сам он хорошо дрался, но чаще норовил нагадить кому-нибудь другому чужими руками.
Тогда мы считали его очень крутым, и, вместо того, чтобы собраться всем вместе и поговорить с ним как следует, мы предпочитали с ним дружить. У Ильи всегда была очень хорошая память. Он мог послушать учителя на уроке, и дома даже не читать параграф. Он запоминал, кто и что ему говорил, в чем признавался, какие секреты доверял, а потом мог воспользоваться этим и опозорить. Так же он поступал и с теми, кто считался его другом.
- А почему вы терпели, если это вам не нравилось? Почему не говорили учителям, родителям?
- Они и сами все видели и знали. Говорю же, никто не хотел с ним связываться. Мне мои родители внушали, чтобы я его десятой дорогой обходил. А как его обойдешь, если он вот он, все время на глазах, и постоянно с каким-то предложением? С ним скучно точно не было. Потом он стал ходить в какие-то спортивные секции, и мы вздохнули немного посвободнее. Однако, он пытался нас контролировать через Леньку. Тот такой простой, бесхитростный всегда был. Обо всем Илье докладывал.
Но мы на Леньку не обижались, он добрый человек на самом деле, да и жалко его было. Знаете, я смотрел на их дружбу со стороны, и мне казалось, что Илья - как та царь-девица : наглая, самоуверенная, капризная, а Ленька при ней - как влюбленный в нее мальчик на побегушках, верный слуга.
- Странное у вас сравнение. Разве Илья похож на женщину?
- В последнее время он часто вел себя, как капризная принцесса, много сплетничал, хуже наших бабушек - соседок, что на лавочке сидят. Он даже истерил иногда, а Ленькой все время командовал : принеси, подай, сходи, купи и т.д. И тот бегал по поручениям Ильи. Противно смотреть было.
- Вы только поэтому перестали с ним общаться, или было еще что-то?
- А разве этого мало? Когда он вел себя странно и бывал сильно возбужден, у него были такие широченные зрачки, как будто он чего-то наглотался или покурил. Просто спросите других ребят из нашей компании, они подтвердят. Иногда он начинал над всеми подшучивать, а то и открыто издеваться, особенно над теми, у кого девчата постоянные были, или кто был женат. Из-за него от нашей компании откололись двое хороших парней. Но и остальные как-то Илью сторониться начали. Звали в последнее время мы его с собой редко, и то, если Леньку приглашали. А так... Нам и без Ильи весело было. Он всегда был против того, чтобы наши девчата тоже отдыхали с нами. А без него - мы приглашаем всех, кто нам нравится.
- Давайте вернёмся к отношениям Ильи и Леонида. По вашему, это крепкая мужская дружба или нечто большее?
- Я не эксперт в такого рода отношениях. Но, думаю, что это именно дружба, а не что-то другое. Понимаете, нежность, она как - то должна проявляться, хотя бы в прикосновениях, во взглядах. А Илья и Ленька друг друга никогда не трогали, не обнимались, не прикасались, ничего такого. Не смотрели друг на друга как - то по особенному. Точно знаю, что у одного и другого были девушки. Но, повторяю, мы собирались обычно чисто мужской компанией, пока Илья был с нами. Если вы спрашиваете лично мое мнение, то думаю, что они с Леней, как раз, в последние месяцы, раздружились, даже с трудом друг друга переносили, хотя и появлялись вместе. Илья смотрел на Леньку с презрением и с недовольством. Но от себя не отпускал. Я не знаю, что их удерживало рядом. Не исключено, что какая-то общая тайна, или общее пристрастие.
Примерно то же самое рассказал и еще один бывший друг Ильи, Борис Круглов, но другими словами. Когда-то Борис более тесно общался с Леонидом, чем с Ильей, у них не было тайн друг от друга. Потом Ленька стал больше времени проводить с Ильей, во всем его слушался, и с Борисом они делиться секретами и планами перестали.
- А откуда взялся в вашей компании Мирон? - спросили у Бориса.
- Три с половиной месяца назад он прибился к нам, когда мы ходили девчатам и мамам подарки к 8 марта выбирать. Илья такие мероприятия не любил, поэтому мы пошли без него и без Леньки. Зашли в цветочный магазин. Знали, что к празднику туда всегда привозят свежие тюльпаны и мимозы. А Мирон уже был там, грустный такой. Ему составляли букет. Мы разговорились случайно. Он сказал, что и у него девушка была раньше. Она умерла. Он старается навещать ее могилу каждый месяц, специально приезжает для этого в город. И сейчас приехал, хотел бы остаться в городе, найти себе здесь работу. Мы посочувствовали, пригласили его к нам, посидеть. И как раз Илья в тот вечер к нам заглянул, хотя мы его не особо-то и ждали.
Только Мирон оказался такой молчун, каждое слово из него клещами тащить нужно было. Да ещё он как то сразу начал с Ильёй общаться, подошел к нему, руку протянул, познакомился. Не знаю, чем Илья ему понравился. Короче, частым гостем Мирон у нас не был, но и мы собирались вместе, чисто мужской компанией, всего раза два-три в месяц. А насколько часто Мирон общался с Ильей - не знаю.
Слышал от Лёньки, что они с Ильёй и Мироном собирались на море на прошедшие выходные. И меня приглашали, и некоторых других ребят. Но не было желания идти. Что там делать на море, в такое время? Оно еще холодное, там даже лед плавал, как рассказывали. Тем более, в пятницу на море был шторм. Короче, вы и сами знаете, что у нашего моря можно отдыхать с начала августа, когда вода немного прогреется. Вот, если бы он нас пригласил в августе, я бы не отказался.
- Как-то не совсем ясно, вы не хотите дружить и встречаться с человеком, а зовете его, и он зовет вас отдохнуть, хотя вроде бы горячих чувств к вам не испытывает? Так? Создается впечатление, что у вас кто-то у кого-то "на крючке". Может, вы там что-то все натворили, а теперь боитесь, что об этом узнают люди не вашего круга?
- Про "натворили" не знаю ничего. Мы давно не дети. Дневников не теряем, пирожные и булочки в магазинах не воруем. Лично я, как я и говорил, больше интересуюсь тем, как дела у Леньки, а Илья мне давно разонравился. Думаю, что отвечали на его приглашения мы потому, что, если он нас звал, у него была всегда и выпивка, и закуски полно. Благодаря его маме. И у некоторых из нас бывают порой стесненные обстоятельства, а выпить и закусить хочется. С другими ребятами мы организуем стол в складчину. Ну, да, это эгоизм чистой воды, но ...
- Понятно, вы отвечали на приглашение Ильи в последнее время из чисто гастрономических и практических соображений ?
- Да, типа того...
- А вы встречались у Ильи дома, где он жил, или еще где-то?
- Раза два, наверное, у него дома. Но там у него такой беспорядок был, как в "бичарне". Словом, идти туда больше мне не хотелось. Другим, видимо, тоже. А обычно раньше встречались мы и на природе, и у Леньки дома, когда его мать была на работе. Зимой и осенью, когда было холодно, несколько раз ездили к кому-то на дачу. Я не знаю, чья она была. Но там - большая печка, было тепло и даже уютно. Это я сейчас говорю про встречи по приглашению Ильи.
У Мирона и Леонида сначала отобрали личные вещи для осмотра, потом вернули. Никаких телесных повреждений, которые бы могли свидетельствовать о том, что мог иметь место конфликт, драка или что-то подобное, обнаружено не было.
Их обоих допрашивали неоднократно, устраивали очную ставку. Хотя никаких противоречий в показаниях Мирона и Леонида не было. Каждый рассказывал то, что он сам видел и слышал. Может быть, если бы они заранее сговорились, например, что видели, как Илья упал вниз, или уходили куда-то вместе, за тем же хворостом, а потом вернулись - Ильи нет, и начали его искать, то это помогло бы избежать многих вопросов. Но оба парня продолжали настаивать на собственных показаниях, повторяя из раза в раз одно и то же, и не встречались специально друг с другом, не обсуждали произошедшее.
И Мирона, и Леню также спрашивали и о запрещенных веществах, которые принимал Илья, и которыми он, как подозревали, еще и приторговывал. Мирон сразу заявил, что он абсолютно не в курсе этой стороны жизни приятеля. Тот ему ничего не предлагал и не продавал, и разговоров на эту тему они не вели.
А Леонид долго отпираться не мог, потому что он с Ильей проводил много времени, и все это знали. Пришлось ему кое-что рассказать. Например, что Илья действительно что-то принимал, из-за чего потом становился сильно возбужден, вплоть до того, что кидался на друга в драку, или, напротив, угрюмо молчал, уходил в себя, так, что слова из него не вытянуть. Леонид рассказал, что несколько раз в месяц бывал дома у Ильи, только по его приглашению, но никаких посторонних лиц он там не видел, да и знакомые туда в последнее время не приходили. Рассказал, что сам иногда наводил порядок в доме друга, больше похожем на притон: мыл посуду, перестилал постель и даже стирал белье в старой машинке, потому что сам Илья на такие "мелочи" внимания мало обращал.
Леонид отвечал на вопросы следователя и очень боялся сказать что-то лишнее, потому что знал : мама, если он ее впутает во все эти разборки, его за такое по головке точно не погладит.
Продолжение следует…
Имена участников и некоторые обстоятельства событий изменены. Любое совпадение считать случайным.
Этот текст был впервые опубликован на моем канале "Лана Орловская. Солнце на парусах" на платформе "Яндекс Дзен" 19.11.2024 года. Копирование или иное использование текста, в том числе, его озвучка, без разрешения автора ЗАПРЕЩЕНО.
#рассказ#повесть#криминал#уголовное дело#мошенничество#преступление