Обилие приборов в кабине
Заглянув в кабину пилотов воздушных судов, можно заметить множество приборов.
"Как можно уследить за всем этим!" – удивляются многие.
Пилотажные приборы
Опытный пилот способен контролировать несколько приборов одновременно. Однако для успешного полёта важны всего несколько основных приборов, которые размещаются на главном дисплее. К ним относятся:
- авиагоризонт (положение самолёта в воздухе);
- прибор воздушной скорости;
- прибор высоты;
- вариометр (вертикальная скорость);
- курсовые и радионавигационные приборы.
Эти приборы помогают пилотам управлять самолётом и следить за автоматической системой управления. Работоспособность этих приборов критически важна для безопасности полётов.
Риски отказов приборов
В конструкции самолётов предусмотрены способы обеспечения надежности основных приборов. Обычно у двух пилотов они работают от независимых систем. Тем не менее, происходят аварии из-за отказов пилотажных приборов.
Например, на одном из БОИНГОВ наземный персонал заклеил барометрические датчики для защиты от влаги. Экипаж взлетел с заклеенными датчиками и не справился с полётом в сложных условиях. Самолёт упал в океан. Все погибли.
К другим причинам катастроф относятся замерзание воды в датчиках и нарушения герметичности барометрических систем. Примеры, когда экипажи забывали включить приборы, остаются в памяти авиаторов. Последствия были трагическими.
Необходимость подготовки
Необходимы меры для обеспечения безопасного завершения полёта при отказах пилотажных приборов. Пилоты должны уметь управлять самолётом в таких ситуациях, особенно военные, которые летают в сложных условиях.
Для этого в военно-транспортной авиации требуются ежегодные тренировки.
Процесс тренировок
Тренировки проводились на самолётах Ан-12 и Ил-76 в закрытой кабине под контролем проверяющего.
После взлёта закрывалась шторка кабины, имитировался полёт в облаках. На команду проверяющего закрывались приборы барометрической группы (высотомер, указатель скорости, вариометр), что имитировало их отказ.
Пилоты должны были поддерживать высоту по дублирующему высотомеру и авиагоризонту, а скорость — по положению рычагов управления двигателями. Развороты представляли особую сложность, так как отсутствие вариометра приводило к изменениям высоты и скорости.
На втором этапе имитировался отказ электрических приборов. Приборы барометрической группы открывались, а закрывались курсовые приборы и авиагоризонты. Для управления самолётом использовался магнитный компас (КИ-13), который показывал курс с задержкой и колебаниями.
Отсутствие указателя крена (АГД) создавало чувство неопределённости. Пилоты использовали прибор ЭУП (указатель крена и скольжения) для поддержания контроля.
Заключение
Тренировка на дублирующих приборах помогает пилотам уверенно управлять самолётом в случае отказов, развивает психологическую устойчивость и уверенность в успешном завершении полёта.
Современные тренажёры позволяют имитировать различные отказы приборов. Это помогает подготовить экипажи к реальным условиям, где безопасность полётов зависит от мастерства пилотов.
Предыдущая часть: