Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Полёты по дублирующим приборам

Оглавление

Эдуард Зайцев

Обилие приборов в кабине

Заглянув в кабину пилотов воздушных судов, можно заметить множество приборов.

"Как можно уследить за всем этим!" – удивляются многие.

Пилотажные приборы

Опытный пилот способен контролировать несколько приборов одновременно. Однако для успешного полёта важны всего несколько основных приборов, которые размещаются на главном дисплее. К ним относятся:

  • авиагоризонт (положение самолёта в воздухе);
  • прибор воздушной скорости;
  • прибор высоты;
  • вариометр (вертикальная скорость);
  • курсовые  и радионавигационные приборы.

Эти приборы помогают пилотам управлять самолётом и следить за автоматической системой управления. Работоспособность этих приборов критически важна для безопасности полётов.

Риски отказов приборов

В конструкции самолётов предусмотрены способы обеспечения надежности основных приборов. Обычно у двух пилотов они работают от независимых систем. Тем не менее, происходят аварии из-за отказов пилотажных приборов.

Например, на одном из БОИНГОВ наземный персонал заклеил барометрические датчики для защиты от влаги. Экипаж взлетел с заклеенными датчиками и не справился с полётом в сложных условиях. Самолёт упал в океан. Все погибли.

К другим причинам катастроф относятся замерзание воды в датчиках и нарушения герметичности барометрических систем. Примеры, когда экипажи забывали включить приборы, остаются в памяти авиаторов. Последствия были трагическими.

Необходимость подготовки

Необходимы меры для обеспечения безопасного завершения полёта при отказах пилотажных приборов. Пилоты должны уметь управлять самолётом в таких ситуациях, особенно военные, которые летают в сложных условиях.

Для этого в военно-транспортной авиации требуются ежегодные тренировки.

Процесс тренировок

Тренировки проводились на самолётах Ан-12 и Ил-76 в закрытой кабине под контролем проверяющего.

После взлёта закрывалась шторка кабины, имитировался полёт в облаках. На команду проверяющего закрывались приборы барометрической группы (высотомер, указатель скорости, вариометр), что имитировало их отказ.

Пилоты должны были поддерживать высоту по дублирующему высотомеру и авиагоризонту, а скорость — по положению рычагов управления двигателями. Развороты представляли особую сложность, так как отсутствие вариометра приводило к изменениям высоты и скорости.

На втором этапе имитировался отказ электрических приборов. Приборы барометрической группы открывались, а закрывались курсовые приборы и авиагоризонты. Для управления самолётом использовался магнитный компас (КИ-13), который показывал курс с задержкой и колебаниями.

Отсутствие указателя крена (АГД) создавало чувство неопределённости. Пилоты использовали прибор ЭУП (указатель крена и скольжения) для поддержания контроля.

Заключение

Тренировка на дублирующих приборах помогает пилотам уверенно управлять самолётом в случае отказов, развивает психологическую устойчивость и уверенность в успешном завершении полёта.

Современные тренажёры позволяют имитировать различные отказы приборов. Это помогает подготовить экипажи к реальным условиям, где безопасность полётов зависит от мастерства пилотов.

Полёты по дублирующим приборам (Эдуард Зайцев) / Проза.ру

Предыдущая часть:

Другие рассказы автора на канале:

Эдуард Зайцев | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен