Добрый день, уважаемые подписчики и гости моего канала!
Этот мой отзыв долго висел в черновиках. Я никак не могла решить, стоит ли писать о пользе чтения детям книг Михаила Пришвина. Вроде бы и так все понятно: без Пришвина невозможно представить отечественную художественную литературу о природе. ТАК самозабвенно описывать родные просторы мог только он. Только вот почему-то найти подходящих слов о его творчестве у меня ну никак не получалось.
Недавно наткнулась на высказывание Паустовского об этом самобытном писателе:
"...О Пришвине писать трудно, почти невозможно. Его нужно выписывать для себя в заветные тетради, перечитывать время от времени, открывая все новые драгоценности в каждой строке его прозы-поэзии, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором родников, трепетом листьев, благоуханием трав, погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку".
К. Г. Паустовский
Вот в самую точку! Константин Георгиевич четко сформулировал то, что долгое время крутилось у меня в голове, пытаясь оформиться в некое подобие мысли.
Пришвин был не только мастером художественного слова, но и настоящим знатоком природы. Он прекрасно понимал растительный и животный мир, ценил каждую букашку, каждый листок, цветок, хвоинку. В своих произведениях он стремился передать свою любовь и страсть к наблюдению читателю. Отсюда и его склонность к подробному описанию казалось бы незначительных деталей, явлений, событий.
Книги Пришвина современным детям читать сложно. Размеренное повествование, практически лишенное динамики, не вписывается в мироощущение представителей поколения Альфа, многие из которых имеют трудности с концентрацией внимания.
Но тем удивительнее было мне осознать, что мой ребенок все-таки проникся непривычным для него слогом. Август мы провели в тихой деревне, где произведения о природе воспринимаются лучше всего. С собой захватили книги Соколова-Микитова "Русский лес" и сборники Пришвина "Золотой луг" и "Лисичкин хлеб".
Начали с "Лисичкиного хлеба". В него входят самые известные детские произведения Михаила Михайловича: "Ребята и утята", "Дедушкин валенок", "Глоток молока", "Ярик", "Лисичкин хлеб" и другие.
Бюджетная книжечка, вся прелесть которой для меня заключается в иллюстрациях Николая Устинова. Их я помню с самого детства. Мне нравится именно реалистичность рисунков, подробность изображения деталей природы и сельского быта. Лично меня они завораживают, я могу их долго разглядывать.
В принципе, с этих рассказов можно начинать знакомить ребенка с творчеством Пришвина. В них писатель учит не только любить и понимать природу, но и нести ответственность перед ней, не вредить, не обижать слабых ("Ребята и утята", "Луговка").
В небольших историях, щедро снабженных великолепными рисунками, прослеживается пристальное внимание автора окружающему миру. По ходу чтения действительно удивляешься его способности подмечать некоторые детали, да еще так увлекательно их описывать ("Берестяная трубочка", "Зверь бурундук", "Изобретатель", "Птицы под снегом", "Гаечки").
Много произведений писатель посвятил своим собакам, которых у него за всю жизнь было несколько. Будучи заядлым путешественником и охотником, Пришвин просто не мог обходиться без этих животных. В рассказах "Первая стойка", "Лада", "Ярик", "Глоток молока", "Предательская колбаса" Пришвин делится с читателями забавными и не очень историями о своих верных четвероногих друзьях.
А как же котики? Есть в сборнике и рассказ про котика, точнее кота. Он так и называется "Кот". Небольшая зарисовка из кошачьей жизни Васьки, который умел протирать лапами запотевшее окно для лучшего обзора, я уверена, понравится всем детям.
Следующий сборник Пришвина "Золотой луг" - это уже более серьезная книга для детей. И требует она более вдумчивого чтения. Здесь волей-неволей вспомнишь слова Паустовского о том, что Пришвина нужно периодически перечитывать, открывая для себя все новые драгоценности в его строках.
У меня букинистическое издание 1981 года, в которое вошли циклы рассказов "Лисичкин хлеб", "Журка", Ярик", Зверь бурундук", Разговор птиц и зверей", "В краю дедушки Мазая", О чем шепчутся раки", "Лесной хозяин" и сказка-быль "Кладовая солнца".
Все рассказы из нашей книги "Лисичкин хлеб" здесь повторяются. Но "Золотой луг" - это более систематизированное и расширенное издание рассказов Пришвина. Поэтому читать его, конечно, интереснее. При условии, что ребенку в принципе нравятся медитативные произведения писателя. Рассказы снабжены черно-белыми иллюстрациями супругов Чиненовых, в которых есть особое очарование.
Вот здесь есть где разгуляться воображению вдумчивого читателя! А заодно удивиться и восхититься, как мастерски автор подобрал каждое слово и уместил в рассказ! Особенно, если рассказ состоит из одного-двух предложений (есть и такие).
Осинкам холодно
В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.
Осенняя роска
Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи – на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Роски холодные, серые. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает.
Беличья память
Думаю о белках понятно, если большой запас, ты помнишь о нем легко, но мы видим сейчас по следам, что вот здесь белка через снег пробилась в мох, достала спрятанные там с осени два ореха, тут же их съела, потом, отбежав десяток метров, опять нырнула, опять оставила в снегу скорлупу от двух-трех орехов и через несколько метров сделала третью полазку. Нельзя же предположить, что она чуяла орех через талый слой снега и обмерзлого льда.
Значит, помнила с осени о двух орехах во мху в стольких-то сантиметрах от ели. Притом, помня, она могла не отмеривать сантиметры, а прямо на глаз с точностью определять: ныряла и доставала.
Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе - это, собственно, природа и он сам: наблюдатель, охотник, писатель, путешественник. Его глазами маленькие читатели (да и большие тоже) могут увидеть то, чего пока еще не замечали сами.
Произведения Михаила Пришвина, несомненно, расширяют кругозор и обогащают словарный запас. А его особый поэтические язык раздвигает границы речи, учит использовать всю палитру нашего богатого языка.
Сыну моему, конечно же, больше понравились рассказы в которых есть место действию. Все-таки детям сложно получать удовольствие от чтения произведений, в которых ровным счетом ничего не происходит, а их у Михаила Михайловича хватает:)
Зато он с удовольствием прочитал весь цикл о собаках писателя, сказку-быль "Кладовая солнца", рассказы "Вася Веселкин" и "Наш сад". "Наш сад", как и некоторые другие произведения из сборника, я тоже прочитала впервые. И могу сказать, что в какой-то степени они разрушили мое стереотипное мышление о творчестве писателя. Оказывается, он мог и умел быть разным.
Все-таки прав был Паустовский. Пришвина нужно перечитывать время от времени, уходя в его книги, как в дремучий лес. И открывать, открывать в его строках новые неведомые сокровища...
Спасибо за внимание! Если вам было интересно, поставьте, пожалуйста, пальчик вверх 👍 Хорошего дня!