Найти в Дзене
Культурный код

«Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана

Периодически, в мире появляются те или иные центры силы. Сегодня это Россия, США и Китай. «Вчера» - Советский Союз, США, Великобритания и Германия. «Позавчера» - Российская империя, Великобритания, Франция и Германия (логику вы поняли). Но когда-то давным-давно, ещё до появления на свет великого «Потрясателя Вселенной» - всемогущего Чингисхана, именно монгольские степи стали превращаться в особый центр силы. Да такой силы, что именно они – некогда разъединённые и свирепые «дикари севера», собрав под своим началом и другие степные народы, пусть и ненадолго, но создали самую большую империю в человеческой истории – Монгольскую империю. Сегодня мы поговорим о Монголии до Чингисхана. О том, как она выглядела, какие обычаи царили на этой суровой земле, что являлось предпосылками будущего небывалого могущества, когда от Восточной Европы и до Индии правил один хан (улусами правили младшие ханы, поэтому не стоит «путать истины»). Повествование потребуется начать с Железного века. Современные а

Периодически, в мире появляются те или иные центры силы. Сегодня это Россия, США и Китай. «Вчера» - Советский Союз, США, Великобритания и Германия. «Позавчера» - Российская империя, Великобритания, Франция и Германия (логику вы поняли). Но когда-то давным-давно, ещё до появления на свет великого «Потрясателя Вселенной» - всемогущего Чингисхана, именно монгольские степи стали превращаться в особый центр силы. Да такой силы, что именно они – некогда разъединённые и свирепые «дикари севера», собрав под своим началом и другие степные народы, пусть и ненадолго, но создали самую большую империю в человеческой истории – Монгольскую империю.

Сегодня мы поговорим о Монголии до Чингисхана. О том, как она выглядела, какие обычаи царили на этой суровой земле, что являлось предпосылками будущего небывалого могущества, когда от Восточной Европы и до Индии правил один хан (улусами правили младшие ханы, поэтому не стоит «путать истины»).

Повествование потребуется начать с Железного века. Современные археологи нашли на территории современной же Монголии большой погребальный комплекс V-III века до нашей эры, расположенный в Убсунурском аймаке близ Улангома. Это говорит о том, что и в незапамятные времена в Степи уже была жизнь. Какая? Вопрос очень дискуссионный.

Распространение культуры плиточных могил. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана
Распространение культуры плиточных могил. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана

Например, вплоть до XX века многие историки утверждали, что именно с этих бескрайних травяных полей в сторону Европы вырвались скифы, перекроившие на свой лад облик тогда существующего мира. Но как показали дальнейшие исследования, земли скифов всё-таки только доходили до западной гробницы современной Монголии. А большинство грозных всадников имели светлые волосы (о чём говорят некоторые мумии, найденные при раскопках), отчего всё-таки нельзя отождествить древних скифов и праотцов монголов.

А вот гуннов (хунну) – можно. В китайских летописях они проходили под единым именем – «бэйди». Именно такой эпитет в переводе на русский язык означал бы что-то похожее на словосочетание «северный варвар». Да, народ хунну не состоял из одних предков монголов. Например, сейчас считается, что там были и маньчжуры, и представители других степных родов. Но древним китайцам, судя по всему, было как-то недосуг разбираться во всём хитросплетении взаимоотношений «северных дикарей». Поэтому «бэйди» и точка!

А ведь разбираться было нужно, так как вскоре именно «бэйди» надолго стали править всем современным Китаем!

Империя Хунну на пике могущества. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана
Империя Хунну на пике могущества. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана

Исстари, в Монголии, народы получали своё имя от имени того дома, который управлял той или иной общностью людей. И исстари великие дома враждовали между собой, время от времени заключая союзы и низводя со света особо незадачливых противников. Китайским императорам эти союзы были как кость в горле – едва под одним правителем собиралось хотя бы несколько домов, как немедленно следовал губительный набег на «благородные земли».

В 480 году до нашей эры некогда единый Китай разделился на 7 уделов. Тогда уже прочно существовала практика откупаться от монголов. А то и вовсе приглашать «северных варваров» поучаствовать во внутренних разборках между уделами. Но всё-таки, со временем, разум и цивилизация начали брать верх, а «дикие» степные народы всё дальне оттесняться в сторону севера.

Примерно за 3 века до нашей эры три пограничных удела начали отделяться от Великой Степи прочными стенами. А когда Китай был объединён под властью величайшего императора этой страны – Цинь Шихуанди, разрозненные защитные сооружения были объединены в одну – Великую китайскую стену.

Строительство Великой китайской стены. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана
Строительство Великой китайской стены. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана

Наличие Великой китайской стены – лучшее отражение того, насколько сильными и грозными противниками были северные кочевники. Но северяне ещё не ведали своей главной силы и по-прежнему были заняты междоусобными войнами. Так, на территории Монголии появилось три ханства: Дунху в Восточной Монголии, самое большое ханство – Хунну в Средней Монголии и там же – Юэчжи.

Объединение не могло произойти каким-либо иным способом, кроме как силовым. И Модэ-шаньюй, могучий властитель Хунну, за годы своей жизни с 209 по 174 год не только рассеял ариев-Юэчжи, но и покорил Дунху, впервые став единоличным властителем всей Центральной Азии. Так и появилась империя хунну, которая простиралась от Великой стены до нынешних пределов России и от казахских степей до пределов Маньчжурии, положив начало будущему могуществу монголов (был указан путь).

В 202 году до нашей эры начались опустошительные набеги на земли Китая, что привело к признанию двора шаньюй равнозначным по статусу китайскому двору. Были заключены первые династические браки через добровольно-принудительную отсылку китайских царевен в земли северян.

Китайские царевны в степи. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана
Китайские царевны в степи. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана

Вместе с царевнами в Великую Степь поехали и учёные китайцы. И именно они подарили ранее безграмотным варваром основы письменности, налогообложения и что-то похожее на свод законов. Но к 71 году до нашей эры внутреннее напряжение в королевском доме хунну значительно возросло, а междоусобная борьба за власть значительно ослабила государство. Короткий всплеск величия произошёл при Хуханье-шаньюе, с 57 по 31 год до нашей эры. Но потом, в течение двух веков, государственность хунну деградировала, пока южные ханства не перешли под власть китайских императоров, а северные ханства погибли в беспрерывной бойне междоусобной войны.

На месте погибшего государства появились протомонгольские племена, среди которых выделился наиболее сильный союз сяньби. Именно эта группа племён, в I веке до нашей эры, смогла достигнуть с Китаем договорённости о совместных боевых действиях против государства Северная Хунну.

Первое поражение протомонгольские племена нанесли бывшим властителям ещё в 87 году нашей эры. А уже к началу II века объединение сяньбийцев набрало такую силу, что уже они начали совершать набеги на Китай. Правда, долгое время – безрезультатные и «болезненные» для самих себя.

Карта империи Сяньби. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана
Карта империи Сяньби. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана

Несмотря ни на что, с 93 года нашей эры в Великой степи возникло Сяньбийское государство, которое просуществовало вплоть до 234 года нашей эры. И именно это государство породило на свет первого великого протомонгольского полководца – Таньшихуая, который взял себе титул старейшины сяньби в 14-летнем возрасте.

В 16-летнем возрасте Таньшихуай нанёс поражение племенам динлинцев и сокрушил остатки хунну, вытеснив оные из Забайкальской степи. В 166 году этот правитель отражает вероломное нападение китайцев, заявившихся по его душу. Но смерть не обмануть – и в 181 году нашей эры ушёл из жизни первый воистину великий император зарождающегося монгольского племени.

Сяньбийской державе пришла на смену держава Тоба-Вэй, которая смогла продержаться до середины III века, пока всё и всех не поглотил Жужаньский каганат.

Жужаньский каганат. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана
Жужаньский каганат. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана

Жужаньский каганат, по своей сути – государство монголоязычных кочевых народов, которое властвовало над землями Центральной Азии в период с 330 по 555 год. И, как сообщал придворный историк Северная Вэй – именно сяньби заняли господствующее положение в этом государстве.

Как считает путешественник и профессор филологии – Матиас Кастрен, в I-м тысячелетии нашей эры начался важный процесс миграции народов по Великой Степи. Так, самоедские племена были вытеснены пришедшими тюрками из северных пределов Саянского нагорья, а также «зачали» такие народы, как селькупы, нганасаны, энцы и ненцы. В свою очередь пришельцы с территории Западной Сибири, в виду своей многочисленности, начали процесс ассимиляции других племён и народов. Так, часть самодийцев, угров, ираноязычных скифов и монголов стали неотъемлемой частью тюркского генома.

В 552 году окрепшие тюрки смогли разбить войско Жужаньского каганата, а в 555 году ещё одно протомонгольское государство прекратило своё существования. Часть жужаней осталась на территории Монголии. Другая часть ушла на восток.

Тюркский период. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана
Тюркский период. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана

Тюркский период длился в Великой Степи с 555 по 848 год. Именно они взяли под свой контроль северо-западные земли. Но южными и юго-восточными степями всё ещё владели монголоязычные кидани и кумоси.

Китай активно вмешивался в местную политику, исправно снабжая титулами и регалиями представителей разных домов. Но в период существования Танской династии, не без её помощи усилился дом древних уйгуров или, иными словами, «племя хуйхэ».

В 603 году происходит распад могущественного Тюркского каганата на Восточную и Западную часть. Восточный каганат в VII-VIII веке занял большие пространства у устья реки Онон, в долине реки Аргунь и в верховьях Онона, зародив свою собственную бурхотуйскую культуру. Западные тюрки устремились в соответствующем направлении.

Кыргызстан каганат карта. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана
Кыргызстан каганат карта. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана

На этом фоне окончательно возвеличились уйгуры, основав свой каганат. Но продержался он недолго, так как другие грозные воины – енисейские кыргызы, в 840-е года нанесли Уйгурскому каганату серию болезненных поражений, заставив главенствующее племя откочевать в регион Синьцзян. Так, в горниле беспрестанных войн выковалось новое государство – Кыргызский каганат.

Разгромив всех своих противников енисейские кыргызы предпочитали не распространяться по всему подносу своих земель, но концентрировались в Минусинской котловине. Зря – без контроля окраины империи начали стремительно «закипать», а Центральная Азия всё стремительнее погружалась в анархию и хаос. Постепенно, тюркское господство ушло, освободив место для следующего «всплеска силы».

Выкованные в горниле постоянных войн, пережившие сотни битв и вторжений, на арену начали выходить татабы-монголы, кидани и всё ещё живые сяньби, которые основали свои государства – Тогон и Северная Чжоу. Но всё это было только лишь предтечей появления Киданьского каганата, основой которого стали так называемые кидань-монголы, начавшие возвеличиваться и набирать силу в Северо-Восточной части Китая.

Киданьский каганат. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана
Киданьский каганат. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана

Кидань-монголам потребовалось почти 4 века, чтобы в 907 году организовать своё государство. Это получилось благодаря стараниям правителя Амбагая, который объединил под своей рукой значительные силы и основал Киданьский каганат. В 916 году новоиспечённый каган совершает несколько походов, захватывая обширную территорию. В том числе завоёвывает весь Северный Китай, что сделало Киданьский каганат самой могущественной державой своего времени. Тогда, впервые в истории, к титулу кагана была прибавлена приставка «небесный», что прямо отсылало к его божественному происхождению.

К 924 году кидани окончательно вытесняют тюрков с территории Монгольского плато, а Амбагай называет своё государство на свой лад – Ляо. Или, в русском переводе, «Великое Железное государство». Дополнительно, при этом действительно мудром и дальновидном правителе, было создано своё собственное киданьское письмо, что позволило «оторваться» от китайских норм и стандартов ведения государственных дел.

В 925 году кидани начинают действовать по сугубо-монгольской тактике. И перед тем, как напасть на государство Бохай, собирают под своим началом огромное количество других степных народов, которые используют как пушечное мясо в основных сражениях. Это и позволило буквально затопить Бохай и сделать на его месте своё вассальное государство Дундань с сыном Амбагая во главе.

Общее положение дел в мире. Русскоязычной карты не нашлось. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана
Общее положение дел в мире. Русскоязычной карты не нашлось. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана

Не всё было гладко в истории Ляо. И некогда подвластные чжурчжэни, в 1115 году, подняли мятеж с основанием своей собственной династии Цзинь. Противостояние длилось больше 10 лет. За это время Цзинь нашла поддержку в лице Империи Сун. Но войска союзников слабо помогали чжурчжэням. В свою очередь полководец Ляо – Елюй Даши, решил снять с театра военных действий нового противника, предприняв наступление на территории нового противника.

В 1123 году на стороне киданей в общую «заваруху» вмешиваются тангуты – Западное Ся. С переменным успехом – они нанесли поражение нескольким небольшим армиям цзиньцев, но сами потерпели сокрушительное поражение от чжурчжэней. Всё больше становилось понятно, что война приобретает характер общеазиатской. И ряд дипломатических действий и территориальных уступок оставил киданей один на один с большим количеством противников.

Долго сопротивляться не получилось – уже в 1125 году центр Киданьской империи был взять цзиньским войском. Но достигнутые договорённости ни к чему не привели (никто не собирался их соблюдать в долгосрочной перспективе) и Империя Сун схлестнулась в новой борьбе с чжурчжэньскими армиями.

Император династии Цзинь. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана
Император династии Цзинь. «Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана

Армии Империи Сун были воистину огромными. Но состояли преимущественно из пехоты, поэтому не могли хоть что-то поставить стремительным действиям чжурчжэньской конницы. Именно поэтому степная кавалерия взяла крупный город Кафэн, тем самым присоединив к себе север Китая. В этот период многие монголы стали вассалами чжурчжэней. Но были и несогласные – сотни тысяч киданей отступили на запад, основав в Средней Азии Каракитайское ханство.

Представляете, насколько серьёзные воины взрастали в землях беспрестанных войн? И монголы, расселившиеся по Забайкалью и степям современной Монголии ещё после упадка Жужаньского каганата, пережили все невзгоды, не раз взбирались на вершину славы, могущества и почёта, и также не раз падали вниз.

Пусть и с перерывами, но возвышение монгольских племён продолжалось всё I тысячелетие нашей эры. И даже тюркское владычество никак не смогло повлиять на этот процесс.

«Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана
«Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана

К началу X века монголы были везде – от Великой Китайской стены на юге и до Байкала на севере, от верховьев Енисея и Иртыша на западе и до Хингана на востоке.

Танские летописи первыми начали называть этот упрямый народ «шивэй монгу». Но в X веке приставка «шивэй» отпала, после чего осталось уже очень-очень привычное – «монгу», «мэнгу» и «монгули».

Да, правы многие доморощенные историки. И когда-то общее имя монгол принадлежала только одному из домов. Но влияние этого дома возрастало, а название распространялось на прочие племена.

По местным легендам, каждый монгол произошёл от пёстрой лани и серого волка, а мифологический основатель всего монгольского племени – Буданчар, был зачат от связи небесного духа с вдовой Алан-гоа.

«Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана
«Когда Степь была сильнее всего мира»: Монголия до Чингисхана

«Сокровенное сказание» монголов гласит, что после своего поражения от тюрок, они удалились в местность, названную Эргунэ-кун (река Аргунь) и там длительное время восстанавливались от своих проигрышей. Но после падения Жужаньского каганата, в VIII веке они вернулись в Бурхан-Халдун. И именно здесь, у истоков Онона основали свои кочевья первопредки Чингисхана – Гоа-Марал и Борте-Чино. И совсем скоро «Потрясатель вселенной», побывавший в шкуре раба и изгнанника, объединив монгольские племена, начнёт перекраивать весь облик всего тогда известного мира…

… Но это уже совсем другая история.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другой наш проект - «Серьёзная история». В этом проекте будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.