Найти в Дзене
Хитрый койот

Прочел я про Алису Селезневу, а точнее "Подземную лодку" и "Войну с лилипутами"... (Часть 7)

и вот че скажу: тридцать лет эволюции и мы докатились до какающих кентавров... А предыдущая часть здесь. Вот и подошло к концу долгое знакомство с классической "Алисианой". На рубеже 80-х и 90-х качество книжек начало откровенно проседать, и отчасти всему виной было то, что Кир Булычев устал от созданного им персонажа. Сами герои остановились в развитии и превратились в картонки, сюжеты потеряли свою прежнюю глубину, превратившись в заурядные фантастические приключения, а в историях начали появляться странные для описанного мира, а иногда и просто странные вещи. Но все они не входят в состав классической "Алисианы", кроме двух повестей: "Подземной лодки" и "Войны с лилипутами". Вот про них мы сегодня поговорим. Подземная лодка (1989). Так, где Алиса Селезнева еще не была? В прошлом была, под водой была, в космосе много раз была... О! Под землей она не была! А это ей нужно затем, чтобы с Пашкой выполнить свою дипломную работу на лето - совершить необычное путешествие. Для этого они отпр

и вот че скажу: тридцать лет эволюции и мы докатились до какающих кентавров...

А предыдущая часть здесь.

Вот и подошло к концу долгое знакомство с классической "Алисианой". На рубеже 80-х и 90-х качество книжек начало откровенно проседать, и отчасти всему виной было то, что Кир Булычев устал от созданного им персонажа. Сами герои остановились в развитии и превратились в картонки, сюжеты потеряли свою прежнюю глубину, превратившись в заурядные фантастические приключения, а в историях начали появляться странные для описанного мира, а иногда и просто странные вещи. Но все они не входят в состав классической "Алисианы", кроме двух повестей: "Подземной лодки" и "Войны с лилипутами". Вот про них мы сегодня поговорим.

-2

Подземная лодка (1989). Так, где Алиса Селезнева еще не была? В прошлом была, под водой была, в космосе много раз была... О! Под землей она не была! А это ей нужно затем, чтобы с Пашкой выполнить свою дипломную работу на лето - совершить необычное путешествие. Для этого они отправляются к местному Обеликсу кузнецу Семену, который построил подземную лодку. Сравнение с рыжим упитанным (не толстым!) галлом не случайно: когда Сема был маленький, он съел экспериментальную самовоспроизводящуюся жижу, которая наделила его огромной силой и такой же прожорливостью. А лодку он построил для того, чтобы найти пропавшего брата-энтомолога Гарольда, который полез в пещеры, чтобы найти редкую сколопендру. Сам он залезть внутрь уже не может, так как лодку на вырост сделать не догадался. Желая ему помочь, Пашка и Алиса решили отправиться и после всех приключений таки нашли брата Семена. А он в пещерах неплохо устроился, и даже поработил местное население в виде уцелевших под землей гномов, лемуров и троллей под именем Четырехглазый. Гарольд ну очень не хотел обратно и даже хотел главных героев немного убить. Но "Четырехглазого" сгубила ахиллесова фигня: как оказалось, он очень дорожил своими насекомыми, и достаточно было разбить при нем банку с редким жуком, чтобы устроить ему обморок. Нда, даже Крыс с Весельчаком У как-то стойче были. Повесть средненькая, но на фоне "Пленников астероида" и особенно "Города без памяти" это уже не торт.

-3

Война с лилипутами (1992). Так, теперь даже под землей Алиса Селезнева была! А где она еще не была? О! В микромире она не была! Для этого она решилась помочь Аркаше с его дипломной работой: уменьшиться до размеров насекомых и зарисовать их портеры, как говорится, "с натуры". Правда, тему ну очень маленьких людей в дикой природе уже подробно раскрыли "В стране дремучих трав" и "Необыкновенных приключениях Карика и Вали", так что волею Автора, Великого и Ужасного, путешествие обернулось стычкой с мини-пиратиками, которые оказались куда более серьезными ребятами, чем Крыс и Весельчак У.

-4

Сюжетные перипетии выводят главных героев и спасенную ими от пиратиков рабыню Заури на преступный клан Панченга. Их возглавляет папаша, который шантажом заставляет ученых на него работать, и у которого есть два сына: один из них командует теми самыми пиратиками, захватывает в плен детей и делает из них рабов, второй - плантатор, которому его братец поставляет этих самых рабов. И все могло бы получиться норм, но тут Булычева понесло!

-5

Начать с того, что пиратики изначально вовсе не были лилипутами, как поначалу думала Алиса. Оказалось, что их просто... заколдовали. Ага, магия в мире Булычева теперь не ограничивается Эпохой Легенд и существует как полноценное явление. И если бы она была органично встроена в мир (может быть, даже в виде техномагии), сделана изобретательно и не ломала сюжет, то я был бы не против. В конце концов, если она существовала в Эпоху Легенд, то почему бы людям найти к ней разумный подход и не пытаться освоить ее заново? А тут объявилось два волшебника: Алисина бабушка из Крыма Лукреция и фокусник Пуччини-2. Зато каких! Они запросто могут, например, скукожить корабль пиратов вместе с экипажем до размера барби-сайз, заставить всех в округе сыграть в "море волнуется - раз" и родить кентавра из воздуха, который очень убедительно гадит. "А если бы вы знали, как это делают кентавры, вы бы тут же перестали смеяться." Ага, это реально цитата из книжки. И вот так "Алиска Селезнева" опустилась до туалетного юмора. Пуччини-2 и Лукреция, не стесняясь, играют роль "богов из машины". Снова и снова, что убивает интерес к приключениям главных героев. Даже сам автор опирается на "четвертую стену" устами персонажей, говоря читателям, что книги просто не могут кончиться иначе:

"– Алисочка, в настоящем авантюрном романе спасение обязательно приходит в последнюю секунду. Иначе этот роман никуда не годится.
– Но ведь у нас не роман, а чистая правда!
– Для нас с тобой – чистая правда, а для тех мальчиков и девочек, которые когда-нибудь прочтут о наших замечательных приключениях, это будет роман."
-6

Новый главный персонаж - рабыня Заури - волей Автора невольно косплеит популярную тогда "Рабыню Изауру", но более близкое знакомство с ней после освобождения натурально выбешивает: она то рыдает без остановки, то капризничает и требует к себе чуть ли не королевского отношения.

И кстати, насчет Алисы. Когда это она успела удариться головой? Потому что иначе я не могу объяснить, как легко она могла довериться одному из Панченг, который притворился, что собирается каяться, и угодить к ядовитым бандикутам! Она же раньше не была такой наивной!

-7

Или это были кролики, я че-то не очень помню...

Короче, досадно. Досадно за то, во что автор превратил весьма неплохой научно-фантастический цикл для детей, с учетом всех удачных и неудачных произведений. И судя по таким более поздним вещам, как, например, "Вампир Полумракс", "Война с лилипутами" была еще цветочками...

А на сегодня все! Если будет желание, то коротенько расскажу про то, че было с Алисой Селезневой в 90-е годы.